Цель:
1) расширить знания о безударной гласной в корне слова;
2) формировать умение подбирать проверочные слова, развивать орфографическую зоркость, внимание, речь учащихся;
3) воспитывать любовь к школе, чувство товарищества, дружбы.
Оборудование:
“Письмо из страны Чистописания”, записка от Винни–Пуха, схемы–опоры, магнитофон.
Ход урока:
1. Орг. Момент.
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
2. Вводная беседа учителя:
Сегодня мы продолжаем путешествие по стране безударных гласных в корне слова. Мы будем учиться распознавать орфограммы в словах и повторим способы проверки слов с безударными гласными в корне слова.
3. Чистописание.
Учитель: У нас сегодня гость: весёлый, любит сочинять, петь песни. (Pвучит песенка Винни–Пуха)
Учитель: Кто это?
Дети: Это Винни–Пух.
Учитель: Он передал мне большой конверт и записку для вас. И так спешил, что успел только сказать: “Я уверен, вы во всём разберётесь”.
Ну, что ж давайте разбираться.
Как вы думаете, что может быть в конверте, если известно, что это послание из страны „Чистописания".
Дети: Письмо, загадка, буквы.
Учитель: Давайте проверим. (Я достаю из конверта карточку с буквой).
Почему именно эту букву передал Винни–Пух?
Дети: Имя сказочного героя начинается с этой буквы.
Учитель: Что можете рассказать об этой букве?
Дети: Она отправляет на работу два звука: [в], [в’]. Они согласные. [в] – твёрдый, [в’] – мягкий. Эти звуки согласные, звонкие, парные [в] – [ф], [в’] – [ф’].
Учитель: Напишем, заглавную букву В. Я напомню вам алгоритм написания этой буквы: “С 1/3 сверху наклонная, „петелька", задержались на наклонной линии, опустились на 1/3, выписываем острый уголок влево, наклонная вниз, ,,клюшка”.”
(Дети записывают в тетради.)
Учитель: Вспомним написание маленькой буквы в: “С середины рабочей строки по крючковой наклонной в дополнительную, в средней части „секрет”, развернулись, опустились, задержались, поднялись вверх и закрыли букву”. Запишите в тетради 3 раза.
Учитель: Запишем слоги с этой буквой. Отгадайте, какой слог мы запишем: “С середины рабочей строки по крючковой наклонной в дополнительную, в средней части „секрет”, развернулись, опустились, задержались, поднимаемся вверх, прижимаемся к наклонной чуть выше середины, выполняем „узелок” и уходим вправо вверх до 1/3, „секретик", по „секретику" наклонная линия вниз, „качалочка", „крючок" до середины, „секретик", по „секрету" наклонная линия, „качалочка", „крючок" до середины.”
Что это за слог?
Дети: Это слог ви.
Учитель: Запишите этот слог .
Учитель: Отгадайте следующий слог и запишите его.
На доске: [в’а]
Учитель: Какой слог вы записали? Почему?
Дети: Слог вя.
Игра „Поле чудес".
Учитель: Отгадайте слово, которое принёс Винни–Пух. (На доске записано слово, каждая буква которого закрыта отдельно цветной карточкой.)
На доске:
Учитель: С середины рабочей строки по крючковой наклонной в дополнительную, в средней части “секрет”, развернулись, опустились, задержались, поднялись вверх и закрыли букву.
Дети: Это буква в.
Учитель: Наклонная, “бугорок” c 1/3, наклонная, вновь “бугорок” с 1/3, наклонная, “качалочка”, “крючок” до середины.
Дети: Это буква т.
Учитель: Длинная наклонная вниз, с 1/3 “бугорок’ вправо вверх, наклонная вниз “качалочка”, “крючок” до середины.
Дети: Это буква р.
Учитель: И последняя буква: с 1/3 снизу до 1/3 сверху крючковая наклонная, “секрет”, развернули ручку, наклонная вниз, “качалочка”, “крючок” до середины.
Дети: Это буква е.
Учитель: В этом слове две буквы е. Какое слово загадал Винни–Пух?
Дети: Ветер.
Учитель: Поработаем с этим словом и найдём элементы в написании и соединении букв и покажем их на доске.
На доске:
Учитель: А теперь, не забывая о секретах, письма запишите красиво слово.
(Дети записывают слово в тетрадях.)
Учитель: Чтобы слову не было скучно, давайте запишем
предложение:Подул сильный ветер.
Отметьте все орфограммы, которые вам известны.
4. Словарная работа.
Учитель: Многие слова мы можем узнать, если записаны одни только согласные.
Давайте поможем Винни–Пуху разгадать эти слова.На доске: В.р.н. , в.р.б.й , д.в.чк. , м.дв.дь.
Учитель: Кто узнал, что это за слова? Прочитайте их. Запишите эти слова в тетрадь и отметьте орфограммы.
Физминутка.
5. Повторение способов проверки слов с безударной гласной в корне.
Учитель; А у Винни–Пуха для есть ещё одно слово. Вы знаете, что он очень любит сладкое, и вот что это за слово:
На доске: В.ренье.
Учитель: Какая орфограмма пропущена в этом слове?
Дети: Разделительный мягкий знак, безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением
Учитель: Сколько существует способов проверки безударной гласной в корне слов? Расскажите о них.
Дети: 2 способа: изменить слово или подобрать проверочное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.
На доске:
Учитель: Знания этого правила вам пригодится, чтобы выполнить следующее задание Винни–Пуха.
На доске: Гл(а/о)зной, н(а/о)чной, гр(е/и)бной, гн(е/и)здо, м(а/о)рской, дв(а/о)ры
Учитель: Прочитайте эти слова. Почему „ спорят " в них гласные.
Дети: Гласные безударные, в слабой позиции.
Учитель: Как же им помочь?
Дети: Подобрать проверочные слова.
Учитель: Приготовьте сигнальные блокноты, покажите букву, которая, должна занять место в первом слове. Докажите!
Дети: Глазной, проверочное слово – глаз, вставляю букву а, ночной, проверочное слово – ночь, вставляю букву о и т. д.
А теперь запишите любые три слова, отметьте орфограмму. Поставьте запятую и запишите ещё несколько слов самостоятельно: старик, цветок, пятёрка.
Учитель: Мы так увлеклись, что забыли о записке, которую оставил Винни–Пух.
На доске: Леса жывёт в наре.
Учитель: Что вы заметили?
Дети: Ошибки.
Учитель: Вы можете побывать в роли учителя. Исправьте ошибки.
(Дети выходят к доске и исправляют ошибки.)
Запишите это предложение правильно. Сделайте синтаксический разбор этого предложения.
(Дети разбирают его по членам предложения)
Выпишите словосочетания.
Игра „Аукцион".
Постарайтесь набрать как можно больше слов с безударной гласной , которую, можно проверить.
Дети: красавица, солонка, козлёнок, звонок, цепочка, снежинка и т.д.
Вот как много слов с этой орфограммой.
6. Подведение итогов.
Учитель: Давайте повторим, как проверяли безударную гласную в корне?
Дети: Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать такое однокоренное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.
Учитель: Что больше всего понравилось на уроке?