Урок русского языка 3-й (1—4) класс. Тема: "Безударные гласные в корне слова"

Разделы: Начальная школа


Цель:

1) расширить знания о безударной гласной в корне слова;
2) формировать умение подбирать проверочные слова, развивать орфографическую зоркость, внимание, речь учащихся;
3) воспитывать любовь к школе, чувство товарищества, дружбы.

Оборудование:

“Письмо из страны Чистописания”, записка от Винни–Пуха, схемы–опоры, магнитофон.

Ход урока:

1. Орг. Момент.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

2. Вводная беседа учителя:

Сегодня мы продолжаем путешествие по стране безударных гласных в корне слова. Мы будем учиться распознавать орфограммы в словах и повторим способы проверки слов с безударными гласными в корне слова.

3. Чистописание.

Учитель: У нас сегодня гость: весёлый, любит сочинять, петь песни. (Pвучит песенка Винни–Пуха)

Учитель: Кто это?

Дети: Это Винни–Пух.

Учитель: Он передал мне большой конверт и записку для вас. И так спешил, что успел только сказать: “Я уверен, вы во всём разберётесь”.

Ну, что ж давайте разбираться.

Как вы думаете, что может быть в конверте, если известно, что это послание из страны „Чистописания".

Дети: Письмо, загадка, буквы.

Учитель: Давайте проверим. (Я достаю из конверта карточку с буквой).

Почему именно эту букву передал Винни–Пух?

Дети: Имя сказочного героя начинается с этой буквы.

Учитель: Что можете рассказать об этой букве?

Дети: Она отправляет на работу два звука: [в], [в’]. Они согласные. [в] – твёрдый, [в’] – мягкий. Эти звуки согласные, звонкие, парные [в] – [ф], [в’] – [ф’].

Учитель: Напишем, заглавную букву В. Я напомню вам алгоритм написания этой буквы: “С 1/3 сверху наклонная, „петелька", задержались на наклонной линии, опустились на 1/3, выписываем острый уголок влево, наклонная вниз, ,,клюшка”.”

(Дети записывают в тетради.)

Учитель: Вспомним написание маленькой буквы в: “С середины рабочей строки по крючковой наклонной в дополнительную, в средней части „секрет”, развернулись, опустились, задержались, поднялись вверх и закрыли букву”. Запишите в тетради 3 раза.

Учитель: Запишем слоги с этой буквой. Отгадайте, какой слог мы запишем: “С середины рабочей строки по крючковой наклонной в дополнительную, в средней части „секрет”, развернулись, опустились, задержались, поднимаемся вверх, прижимаемся к наклонной чуть выше середины, выполняем „узелок” и уходим вправо вверх до 1/3, „секретик", по „секретику" наклонная линия вниз, „качалочка", „крючок" до середины, „секретик", по „секрету" наклонная линия, „качалочка", „крючок" до середины.”

Что это за слог?

Дети: Это слог ви.

Учитель: Запишите этот слог .

Учитель: Отгадайте следующий слог и запишите его.

На доске: [в’а]

Учитель: Какой слог вы записали? Почему?

Дети: Слог вя.

Игра „Поле чудес".

Учитель: Отгадайте слово, которое принёс Винни–Пух. (На доске записано слово, каждая буква которого закрыта отдельно цветной карточкой.)

На доске:

img1.jpg (16446 bytes)

Учитель: С середины рабочей строки по крючковой наклонной в дополнительную, в средней части “секрет”, развернулись, опустились, задержались, поднялись вверх и закрыли букву.

Дети: Это буква в.

Учитель: Наклонная, “бугорок” c 1/3, наклонная, вновь “бугорок” с 1/3, наклонная, “качалочка”, “крючок” до середины.

Дети: Это буква т.

Учитель: Длинная наклонная вниз, с 1/3 “бугорок’ вправо вверх, наклонная вниз “качалочка”, “крючок” до середины.

Дети: Это буква р.

Учитель: И последняя буква: с 1/3 снизу до 1/3 сверху крючковая наклонная, “секрет”, развернули ручку, наклонная вниз, “качалочка”, “крючок” до середины.

Дети: Это буква е.

Учитель: В этом слове две буквы е. Какое слово загадал Винни–Пух?

Дети: Ветер.

Учитель: Поработаем с этим словом и найдём элементы в написании и соединении букв и покажем их на доске.

На доске:

img1.jpg (16446 bytes)

Учитель: А теперь, не забывая о секретах, письма запишите красиво слово.

(Дети записывают слово в тетрадях.)

Учитель: Чтобы слову не было скучно, давайте запишем предложение:

Подул сильный ветер.

Отметьте все орфограммы, которые вам известны.

4. Словарная работа.

Учитель: Многие слова мы можем узнать, если записаны одни только согласные. Давайте поможем Винни–Пуху разгадать эти слова.

На доске: В.р.н. , в.р.б.й , д.в.чк. , м.дв.дь.

Учитель: Кто узнал, что это за слова? Прочитайте их. Запишите эти слова в тетрадь и отметьте орфограммы.

Физминутка.

5. Повторение способов проверки слов с безударной гласной в корне.

Учитель; А у Винни–Пуха для есть ещё одно слово. Вы знаете, что он очень любит сладкое, и вот что это за слово:

На доске: В.ренье.

Учитель: Какая орфограмма пропущена в этом слове?

Дети: Разделительный мягкий знак, безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением

Учитель: Сколько существует способов проверки безударной гласной в корне слов? Расскажите о них.

Дети: 2 способа: изменить слово или подобрать проверочное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.

На доске:

img1.jpg (16446 bytes)

Учитель: Знания этого правила вам пригодится, чтобы выполнить следующее задание Винни–Пуха.

На доске: Гл(а/о)зной, н(а/о)чной, гр(е/и)бной, гн(е/и)здо, м(а/о)рской, дв(а/о)ры

Учитель: Прочитайте эти слова. Почему „ спорят " в них гласные.

Дети: Гласные безударные, в слабой позиции.

Учитель: Как же им помочь?

Дети: Подобрать проверочные слова.

Учитель: Приготовьте сигнальные блокноты, покажите букву, которая, должна занять место в первом слове. Докажите!

Дети: Глазной, проверочное слово – глаз, вставляю букву а, ночной, проверочное слово – ночь, вставляю букву о и т. д.

А теперь запишите любые три слова, отметьте орфограмму. Поставьте запятую и запишите ещё несколько слов самостоятельно: старик, цветок, пятёрка.

Учитель: Мы так увлеклись, что забыли о записке, которую оставил Винни–Пух.

На доске: Леса жывёт в наре.

Учитель: Что вы заметили?

Дети: Ошибки.

Учитель: Вы можете побывать в роли учителя. Исправьте ошибки.

(Дети выходят к доске и исправляют ошибки.)

Запишите это предложение правильно. Сделайте синтаксический разбор этого предложения.

(Дети разбирают его по членам предложения)

Выпишите словосочетания.

Игра „Аукцион".

Постарайтесь набрать как можно больше слов с безударной гласной , которую, можно проверить.

Дети: красавица, солонка, козлёнок, звонок, цепочка, снежинка и т.д.

Вот как много слов с этой орфограммой.

6. Подведение итогов.

Учитель: Давайте повторим, как проверяли безударную гласную в корне?

Дети: Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать такое однокоренное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.

Учитель: Что больше всего понравилось на уроке?