Обучение рассказыванию по картине с использованием элементов ТРИЗа

Разделы: Начальная школа


Для успешного освоения программы обучения в школе у детей должны быть сформированы умения связанно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но, чтобы этому научиться необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй.

Замечено, что особенно сложным видом речевой деятельности является рассказывание по картине. Эту проблему я решаю с помощью методики ТРИЗ Г.С. Альтшуллера, методов обучения рассказыванию по картине И.Н.Мурашковской, Н.П.Валюмс и методов составления загадок А.А.Нестеренко.

Методика рассчитана на два типа рассказов по картине:

1тип: “Описательный рассказ”.

Цель: обучение детей составлению описательных рассказов по картине в соответствии с общедидактическими требованиями.

Виды получаемых рассказов:

  • рассказ как фиксация изображенных предметов – объектов и их смысловых взаимосвязей;
  • описание картины как раскрытие темы;
  • развернутое описание конкретно взятого объекта;
  • словесно-выразительное описание изображенного с использованием аналогий: поэтических образов, метафор, сравнений;

2 тип: “Творческое рассказывание по картине” (фантазирование).

Функция: речь как описание изменения действительности.

Цель: учить детей составлять связанные рассказы фантастического плана по мотивам изображенного.

Виды получаемых рассказов:

  • рассказ как фантастическое преобразование содержания;
  • фантастический рассказ об отдельно взятом объекте;
  • рассказ от имени изображенного (представляемого объекта с заданной или самостоятельно выбранной характеристикой.

Основные требования к методике обучения рассказыванию по картине:

  • целостность за счет полноты методических шагов;
  • инструментальность каждого шага и методики в целом;
  • мотивированность каждого шага с точки зрения детей;
  • стимулирование индивидуального восприятия картинки каждым ребенком;
  • результативность, достижение целей курса;
  • передаваемость – возможность использовать в работе с другими учебниками, картинками.

Пошаговая методика обучения рассказыванию по картине.

Шаг 1. “Дели!” (Определение состава).

Наводим глазок камеры на картинку так, чтобы в ней был виден только один объект. Называем объекты и схематически рисуем их в кружочках на доске.

Шаг 2. “Давай!” (Нахождение связей). Соединим два кружочка на доске и объясним, почему мы так сделали. Расскажем, как связаны между собой объекты в этих кружочках.

Шаг 3. Усиление образности характеристиками. Используется прием вхождения в картинку. Активно исследуем картинку с помощью каждого органа чувств поочередно. Можем при этом последовательно передвигаться по кружочкам и линиям схематического рисунка. Рассказываем о полученных ощущениях.

Шаг 4. Копилка образных характеристик. Узнаем значение новых слов в толковом словаре. Используем их для составления сравнений, загадок.

Шаг 5. “Отставай-Забегай!” (Выстраивание временной последовательности). Выбираем одного из героев и представляем пошагово, что он делал раньше - до появления на картинке, что будет делать потом.

Шаг 6. Переходим на разные точки зрения. Определяем состояние одного из героев. Входим в его состояние и описываем окружение или события с точки зрения этого героя. Затем находим другого героя в ином состоянии или берем того же героя в другое время и в другом состоянии. Описываем все с новой точки зрения. Включаем описания с разных точек зрения в рассказ.

Результаты работы:

- Повышение творческой активности личности

- Развитие интереса к изучаемому

- Повышение основных показателей устной и письменной речи

- Качественная подготовка к дальнейшему обучению изложений и сочинений в среднем звене.

- Это удовольствие и радость видеть рядом с собой мыслящих детей, поэтому есть надежда, что преодолимы проблемы русского языка и литературы.

Закончу словами зарубежного психолога Джорджа Принса: “Я не знаю никакого другого метода, который предлагал бы такой богатый арсенал как практических, так и образных интеллектуальных и инструментальных средств. Одним словом: ТРИЗ – сокровище”.

Урок развития речи

Тема урока: Работа по картине “Лиса и лисята”

Цели урока: продолжить обучение детей составлению описательных рассказов по картине, рассказов от имени изображенного объекта, развивать воображение, диалектическое мышление; активизировать словарный запас учащихся; учить “вхождению” в изображенное на картине и описывать воспринимаемое через различные органы чувств.

Оборудование: изображения волшебников, предметные картинки, мячик, картина “Лиса и лисята”.

Ход урока:

1. Беседа. Мотивация.

  • Сегодня мы совершим путешествие в картину, а помогут нам его совершить наши волшебники.

Поиграем?

1.1. В гостях волшебник: “Дели!” (игра с мячом – учитель бросает мяч, ученик ловит и называет часть предмета)

Страна, пирог, река, шалаш, карета, провода, рыба, змея, пугало, стакан.

1.2. Волшебник “Давай!” просит объединяться (нахождение общего признака)

хлеб, климат, подушка –мягкий

деревня, тетеря, старушка - глухая

дорога, воля, дисциплина - железная

пирог, поцелуй, сон- сладкий

    1. Задания феи Инверсии (подобрать антонимы)
    2. жара – (холод) близкий – (далекий)

      красивый – (уродливый) работать - (лениться)

      похвала (наказание, порицание)

    3. Волшебник “Великан-Кроха” все увеличивает или уменьшает.
  • Когда бы вы хотели быть Великаном, Крохой?

1.5.“Тянульщик-Стремглав” замедляет или ускоряет события.

  • Какие события вы бы хотели ускорить или замедлить?

2. Работа по картине.

2.1. Определение состава картины.

  • Волшебник “Дели” подарил всем по подзорной трубе, в которой виден только один объект.
  • Кого и что вы там видите? (Дети называют, учитель прикрепляет схемы названных объектов).
    1. Наводим порядок! Волшебник “Давай!”.
  • Какие предметы вы могли бы связать между собой. Объяснить эти взаимосвязи (Дети соединяют линиями 2 объекта и доказывают их взаимосвязь).
    1. Характеристика объектов и действий, словарная статья (Используется толковый словарь).

Лисица-ы, ж.

  1. Хищный зверь с острой мордой и длинным пушистым хвостом.
  2. Рыжая лисица.

  3. Переносное - о хитром, льстивом человеке.

Однокоренные слова: лисица, лисичка, лисий.

Сочетаемость слов: большая, крупная, молодая, старая, хитрая, ловкая, умная, голодная, живая, раненая, убитая, мертвая, рыжая, черно-бурая.

    1. Составление загадок о лисе, используя слова :
    2. …, как … .

      … , но не … .

      Пример: Рыжая, но не осень. Ловкая, но не циркач. Умная, но не вундеркинд. Хитрая, но не Кучма.

    3. Представьте, что мы попали в этот лес. Что вы слышите?
  • Походите по лесу, притроньтесь и проведите рукой по всему, что встретилось на пути.
  • Какие запахи вы почувствовали?
  • Какие вкусовые ощущения добавились?
    1. Усиление образности характеристики (пополнение словарного запаса учащихся) – подготовка к сочинению-описанию.

Лиса – лисичка – лисонька

Кумушка, хищница, плутовка.

морда

глаза

ушки

туловище

лапки

хвост

- вытянутая

- черные, хитрые

- торчат на макушке

- покрыто шерстью рыжей, золотистой, шелковистой, густой

-короткие, в черных сапожках

-длинный, пушистый, большой

  • Ваше отношение к лисоньке.

(Очень нарядная лиса. Лиса-красавица).

3. Расширение и углубление знаний учащихся.

  • Наступила очередь выступить нашей славной кумушке – Лисе Патрикеевне.
  • Не многих животных называют по имени –отчеству.

Лиса 1.

  • А вот меня величают именно так.
  • Да и отчество у тебя особенное – Патрикеевна.
  • Откуда оно?

Лиса 2.

  • Мама рассказывала, что лет 600 назад жил князь по имени Патрикей Наримунтович, прославившийся своей хитростью и изворотливостью.

Лиса 3.

  • С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову “хитрец”.

Учитель.

  • Так как лиса считалась очень хитрой, то она и получила это прозвище – Патрикеевна.
  • Но на самом деле лиса не столько хитрая, сколько любопытная.

Лиса 1.

  • Да по молодости и в капканы можешь попасть. Везде все успеть надо.

Учитель.

  • Лиса бегает быстро. Она умеет ползать, неслышно скользить по земле, мчаться во весь дух и делать большие прыжки. Лазает она тоже довольно хорошо.

Лиса 2.

  • Иногда мы можем взбираться на нижние ветки деревьев.

Лиса 3.

  • А еще мы не боимся воды, так как умеем плавать.

Лиса 1.

  • Живем мы в норе. Обычно устраиваемся под камнями или под корнями больших деревьев. Иногда живем в одной норе с барсуком.

Лиса 2.

  • Мы живем недружно, поэтому не собираемся в стаи.

Лиса 1.

  • Когда мы ловим мышей, люди думают, что мы танцуем. Мы, лисы, встаем на задние лапы и ходим мелкими шажками. И представляете, даже есть такой танец фокстрот – лисий шаг. Вот мы какие – и прозвище у нас особенное, и даже танец в нашу честь назвали.

Учитель.

  • Не верю, что лиса уничтожает много зайцев. Она не всегда их догоняет.

Лиса 3.

  • Мы едим и птиц, и насекомых, и даже ягоды. А вы знаете, что мы едим чаще всего? (мышей)

Лиса 2.

  • Чтобы наесться, нам нужно в день мышей двадцать.

Лиса 1.

  • Весной, в мае, рождаются лисята. Через 12 дней они начинают видеть. Три месяца они не выходят из нормы, поэтому пищу я им приношу.

Учитель.

  • Почему же они так долго сидят в норе?

Лиса 2.

  • У нас много врагов. Ребята, вы догадываетесь, кто это? (человек, волк)

Лиса 2.

  • Да, но это еще и хищные птицы, которые нападают на лисят, а беркут нападает даже на взрослых лисиц.

Разгадывание кроссворда.

1). Какое отчество у Лисы?

2). Какой танец назвали в честь лисы, а точнее, как назвали ее танец?

3). Враг лисы.

4). С кем в норе может жить лиса?

4. События предшествующие и последующие.

Волшебник “Замри-Отомри”.

  • Какое время суток и года остановилось?
  • Что было с лисятами утром?
  • Будет вечером?

5. Физминутка – проба на роль. Танец “Фокстрот”.

6. Составление рассказов от имени разных объектов. ( Дети выбирают объект и от его имени составляют рассказ)

Например:Рассказ-фантазия “Я – сугроб”, “Я-лиса”, 2Я- дерево”, “Я- травинка”.

Рассказ-фантазия. – Кто о чем говорит?

Рассказ учителя от имени объекта как образец:

Я – Сугроб.

Когда снежинки не бегают по улицам на своих маленьких лыжах, а начинают шалить и даже хулиганить, то получается куча-мала. Такие холмики и горки мы называем сугробами.

Сугробы бывают разные, как и люди. В нашем лесу их много. Мне кажется, что мы живые, только снежные. Наша жизнь коротка и полна опасностей. Если подует ветер, то он может снести наполовину любой сугроб. Звери бегают, приминают нас и отрывают от сугроба куски. А ведь это все равно, что оторвать у человека нос или ухо. Сугробам больно и страшно, мы стараемся стать покрепче. Все это мы понимаем, только не можем говорить.

С приходом весны мы вянем, подтаиваем, хрустим льдинками-колючками и превращаемся в ручейки. Но это вовсе не конец: в следующую зиму будут новые сугробы. Природе свойственны бесконечные превращения.

7 . Работа над пословицами.

Старую лисицу не травят молодыми собаками.

Лисица – старая льстица. (Льстить – лицемерно хвалить в корыстных целях!).

Старую лисицу хитростям не учат.

Лисичка всегда сытнее волка живет.

Не волчий зуб, так лисий хвост. (Если не силой, так хитростью).

8. Творческое домашнее задание

Придумать и проиллюстрировать свое путешествие в картину “Лиса и лисята”.