Для успешного освоения программы обучения в школе у детей должны быть сформированы умения связанно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но, чтобы этому научиться необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй.
Замечено, что особенно сложным видом речевой деятельности является рассказывание по картине. Эту проблему я решаю с помощью методики ТРИЗ Г.С. Альтшуллера, методов обучения рассказыванию по картине И.Н.Мурашковской, Н.П.Валюмс и методов составления загадок А.А.Нестеренко.
Методика рассчитана на два типа рассказов по картине:
1тип: “Описательный рассказ”.
Цель: обучение детей составлению описательных рассказов по картине в соответствии с общедидактическими требованиями.
Виды получаемых рассказов:
- рассказ как фиксация изображенных предметов – объектов и их смысловых взаимосвязей;
- описание картины как раскрытие темы;
- развернутое описание конкретно взятого объекта;
- словесно-выразительное описание изображенного с использованием аналогий: поэтических образов, метафор, сравнений;
2 тип: “Творческое рассказывание по картине” (фантазирование).
Функция: речь как описание изменения действительности.
Цель: учить детей составлять связанные рассказы фантастического плана по мотивам изображенного.
Виды получаемых рассказов:
- рассказ как фантастическое преобразование содержания;
- фантастический рассказ об отдельно взятом объекте;
- рассказ от имени изображенного (представляемого объекта с заданной или самостоятельно выбранной характеристикой.
Основные требования к методике обучения рассказыванию по картине:
- целостность за счет полноты методических шагов;
- инструментальность каждого шага и методики в целом;
- мотивированность каждого шага с точки зрения детей;
- стимулирование индивидуального восприятия картинки каждым ребенком;
- результативность, достижение целей курса;
- передаваемость – возможность использовать в работе с другими учебниками, картинками.
Пошаговая методика обучения рассказыванию по картине.
Шаг 1. “Дели!” (Определение состава).
Наводим глазок камеры на картинку так, чтобы в ней был виден только один объект. Называем объекты и схематически рисуем их в кружочках на доске.
Шаг 2. “Давай!” (Нахождение связей). Соединим два кружочка на доске и объясним, почему мы так сделали. Расскажем, как связаны между собой объекты в этих кружочках.
Шаг 3. Усиление образности характеристиками. Используется прием вхождения в картинку. Активно исследуем картинку с помощью каждого органа чувств поочередно. Можем при этом последовательно передвигаться по кружочкам и линиям схематического рисунка. Рассказываем о полученных ощущениях.
Шаг 4. Копилка образных характеристик. Узнаем значение новых слов в толковом словаре. Используем их для составления сравнений, загадок.
Шаг 5. “Отставай-Забегай!” (Выстраивание временной последовательности). Выбираем одного из героев и представляем пошагово, что он делал раньше - до появления на картинке, что будет делать потом.
Шаг 6. Переходим на разные точки зрения. Определяем состояние одного из героев. Входим в его состояние и описываем окружение или события с точки зрения этого героя. Затем находим другого героя в ином состоянии или берем того же героя в другое время и в другом состоянии. Описываем все с новой точки зрения. Включаем описания с разных точек зрения в рассказ.
Результаты работы:
- Повышение творческой активности личности
- Развитие интереса к изучаемому
- Повышение основных показателей устной и письменной речи
- Качественная подготовка к дальнейшему обучению изложений и сочинений в среднем звене.
- Это удовольствие и радость видеть рядом с собой мыслящих детей, поэтому есть надежда, что преодолимы проблемы русского языка и литературы.
Закончу словами зарубежного психолога Джорджа Принса: “Я не знаю никакого другого метода, который предлагал бы такой богатый арсенал как практических, так и образных интеллектуальных и инструментальных средств. Одним словом: ТРИЗ – сокровище”.
Урок развития речи
Тема урока: Работа по картине “Лиса и лисята”
Цели урока: продолжить обучение детей составлению описательных рассказов по картине, рассказов от имени изображенного объекта, развивать воображение, диалектическое мышление; активизировать словарный запас учащихся; учить “вхождению” в изображенное на картине и описывать воспринимаемое через различные органы чувств.
Оборудование: изображения волшебников, предметные картинки, мячик, картина “Лиса и лисята”.
Ход урока:
1. Беседа. Мотивация.
- Сегодня мы совершим путешествие в картину, а помогут нам его совершить наши волшебники.
Поиграем?
1.1. В гостях волшебник: “Дели!” (игра с мячом – учитель бросает мяч, ученик ловит и называет часть предмета)
Страна, пирог, река, шалаш, карета, провода, рыба, змея, пугало, стакан.
1.2. Волшебник “Давай!” просит объединяться (нахождение общего признака)
хлеб, климат, подушка –мягкий
деревня, тетеря, старушка - глухая
дорога, воля, дисциплина - железная
пирог, поцелуй, сон- сладкий
- Задания феи Инверсии (подобрать антонимы)
- Волшебник “Великан-Кроха” все увеличивает или уменьшает.
жара – (холод) близкий – (далекий)
красивый – (уродливый) работать - (лениться)
похвала (наказание, порицание)
- Когда бы вы хотели быть Великаном, Крохой?
1.5.“Тянульщик-Стремглав” замедляет или ускоряет события.
- Какие события вы бы хотели ускорить или замедлить?
2. Работа по картине.
2.1. Определение состава картины.
- Волшебник “Дели” подарил всем по подзорной трубе, в которой виден только один объект.
- Кого и что вы там видите? (Дети называют, учитель прикрепляет схемы названных объектов).
- Наводим порядок! Волшебник “Давай!”.
- Какие предметы вы могли бы связать между собой. Объяснить эти взаимосвязи (Дети соединяют линиями 2 объекта и доказывают их взаимосвязь).
- Характеристика объектов и действий, словарная статья (Используется толковый словарь).
Лисица-ы, ж.
- Хищный зверь с острой мордой и длинным пушистым хвостом.
- Переносное - о хитром, льстивом человеке.
Рыжая лисица.
Однокоренные слова: лисица, лисичка, лисий.
Сочетаемость слов: большая, крупная, молодая, старая, хитрая, ловкая, умная, голодная, живая, раненая, убитая, мертвая, рыжая, черно-бурая.
- Составление загадок о лисе, используя слова :
- Представьте, что мы попали в этот лес. Что вы слышите?
…, как … .
… , но не … .
Пример: Рыжая, но не осень. Ловкая, но не циркач. Умная, но не вундеркинд. Хитрая, но не Кучма.
- Походите по лесу, притроньтесь и проведите рукой по всему, что встретилось на пути.
- Какие запахи вы почувствовали?
- Какие вкусовые ощущения добавились?
- Усиление образности характеристики (пополнение словарного запаса учащихся) – подготовка к сочинению-описанию.
Лиса – лисичка – лисонька
Кумушка, хищница, плутовка.
морда глаза ушки туловище лапки хвост |
- вытянутая - черные, хитрые - торчат на макушке - покрыто шерстью рыжей, золотистой, шелковистой, густой -короткие, в черных сапожках -длинный, пушистый, большой |
- Ваше отношение к лисоньке.
(Очень нарядная лиса. Лиса-красавица).
3. Расширение и углубление знаний учащихся.
- Наступила очередь выступить нашей славной кумушке – Лисе Патрикеевне.
- Не многих животных называют по имени –отчеству.
Лиса 1.
- А вот меня величают именно так.
- Да и отчество у тебя особенное – Патрикеевна.
- Откуда оно?
Лиса 2.
- Мама рассказывала, что лет 600 назад жил князь по имени Патрикей Наримунтович, прославившийся своей хитростью и изворотливостью.
Лиса 3.
- С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову “хитрец”.
Учитель.
- Так как лиса считалась очень хитрой, то она и получила это прозвище – Патрикеевна.
- Но на самом деле лиса не столько хитрая, сколько любопытная.
Лиса 1.
- Да по молодости и в капканы можешь попасть. Везде все успеть надо.
Учитель.
- Лиса бегает быстро. Она умеет ползать, неслышно скользить по земле, мчаться во весь дух и делать большие прыжки. Лазает она тоже довольно хорошо.
Лиса 2.
- Иногда мы можем взбираться на нижние ветки деревьев.
Лиса 3.
- А еще мы не боимся воды, так как умеем плавать.
Лиса 1.
- Живем мы в норе. Обычно устраиваемся под камнями или под корнями больших деревьев. Иногда живем в одной норе с барсуком.
Лиса 2.
- Мы живем недружно, поэтому не собираемся в стаи.
Лиса 1.
- Когда мы ловим мышей, люди думают, что мы танцуем. Мы, лисы, встаем на задние лапы и ходим мелкими шажками. И представляете, даже есть такой танец фокстрот – лисий шаг. Вот мы какие – и прозвище у нас особенное, и даже танец в нашу честь назвали.
Учитель.
- Не верю, что лиса уничтожает много зайцев. Она не всегда их догоняет.
Лиса 3.
- Мы едим и птиц, и насекомых, и даже ягоды. А вы знаете, что мы едим чаще всего? (мышей)
Лиса 2.
- Чтобы наесться, нам нужно в день мышей двадцать.
Лиса 1.
- Весной, в мае, рождаются лисята. Через 12 дней они начинают видеть. Три месяца они не выходят из нормы, поэтому пищу я им приношу.
Учитель.
- Почему же они так долго сидят в норе?
Лиса 2.
- У нас много врагов. Ребята, вы догадываетесь, кто это? (человек, волк)
Лиса 2.
- Да, но это еще и хищные птицы, которые нападают на лисят, а беркут нападает даже на взрослых лисиц.
Разгадывание кроссворда.
1). Какое отчество у Лисы?
2). Какой танец назвали в честь лисы, а точнее, как назвали ее танец?
3). Враг лисы.
4). С кем в норе может жить лиса?
4. События предшествующие и последующие.
Волшебник “Замри-Отомри”.
- Какое время суток и года остановилось?
- Что было с лисятами утром?
- Будет вечером?
5. Физминутка – проба на роль. Танец “Фокстрот”.
6. Составление рассказов от имени разных объектов. ( Дети выбирают объект и от его имени составляют рассказ)
Например:Рассказ-фантазия “Я – сугроб”, “Я-лиса”, 2Я- дерево”, “Я- травинка”.
Рассказ-фантазия. – Кто о чем говорит?
Рассказ учителя от имени объекта как образец:
Я – Сугроб.
Когда снежинки не бегают по улицам на своих маленьких лыжах, а начинают шалить и даже хулиганить, то получается куча-мала. Такие холмики и горки мы называем сугробами.
Сугробы бывают разные, как и люди. В нашем лесу их много. Мне кажется, что мы живые, только снежные. Наша жизнь коротка и полна опасностей. Если подует ветер, то он может снести наполовину любой сугроб. Звери бегают, приминают нас и отрывают от сугроба куски. А ведь это все равно, что оторвать у человека нос или ухо. Сугробам больно и страшно, мы стараемся стать покрепче. Все это мы понимаем, только не можем говорить.
С приходом весны мы вянем, подтаиваем, хрустим льдинками-колючками и превращаемся в ручейки. Но это вовсе не конец: в следующую зиму будут новые сугробы. Природе свойственны бесконечные превращения.
7 . Работа над пословицами.
Старую лисицу не травят молодыми собаками.
Лисица – старая льстица. (Льстить – лицемерно хвалить в корыстных целях!).
Старую лисицу хитростям не учат.
Лисичка всегда сытнее волка живет.
Не волчий зуб, так лисий хвост. (Если не силой, так хитростью).
8. Творческое домашнее задание
Придумать и проиллюстрировать свое путешествие в картину “Лиса и лисята”.