Урок природоведения. Тема: "Как растения размножаются"

Разделы: Начальная школа


Цели:

Охарактеризовать роль опыления как обязательного этапа в размножении растений.
Сформировать представления о разных способах распространения плодов и семян.
Осуществлять практическую работу по изучению плодов и семян различных растений.
Сформировать знания о развитии растений из семени при благоприятных условиях.

Ход урока.

Проверка домашнего задания.

Учитель. Проверку домашнего задания начнем сегодня с загадок.

(Отгадки-картинки вывешиваются учителем на доску справа в произвольном порядке.)

Ходит длинный, пасть с клыками,
Ноги кажутся столбами,
Как гора огромен он.
Вы узнали? Это …

Дети. Слон.

Учитель.

Ноги – как ходули.
Шея – как свеча.
Скорость – как у пули.
Ростом – каланча.
Шуба – сплошь заплаты.
И бока покаты.
Кто это, ребята?

Дети. Жираф.

Учитель.

Сама пестрая, ест зеленое, дает белое.

Дети. Корова.

Учитель.

В одежде богатой,
Да сам слеповатый,
Живет без оконца,
Не видывал солнца.

Дети. Крот.

Учитель.

Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?

Дети. Волк.

Учитель.

Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живет,
В деревне кур крадет.

Дети. Лиса.

Учитель.

Зимой спит –
Летом ульи ворошит.

Дети. Медведь.

Учитель. Царь леса.

Дети. Лев.

Учитель.

Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят.

Дети. Еж.

Рисунок 1

Учитель. Назовите одним словом. Кто это?

Дети. Животные.

Учитель.

На какие группы делятся животные в зависимости от их питания?

Дети. Растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные.

(Карточки с названиями групп учитель вывешивает на доску слева.)

Рисунок 2

Учитель.

Какие животные называются травоядными? Насекомоядными? Хищниками? Всеядными?

Дети отвечают.

Учитель.

Распределите животных по группам.

(Дети на доске упорядочивают вывешенные ранее картинки с животными по группам.)

Рисунок 3

Учитель.

Что такое “цепь питания”?

Дети отвечают.

(Учитель вывешивает на доску рис.4)

Рисунок 4

Учитель.

Назовите звенья цепи питания.

Дети. Лист – заяц – волк. Стрекоза – лягушка – филин. Лист – жук – дятел.

Учитель.

С какого компонента чаще всего начинается цепь питания?

Дети отвечают.

Учитель.

Что произойдет с этой цепью, если исчезнет второе звено? А если первое?

Дети отвечают.

Учитель.

Как следует относиться к хищным животным?

Дети отвечают.

Учитель.

Какие птицы улетают от нас осенью? Объясните причину.

Дети отвечают.

Учитель.

К сказанному я могу добавить слова замечательного писателя и большого любителя природы М.М. Пришвина:

“Мы хозяева нашей природы и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”.

Работа над новым материалом.

Учитель.

Каждую весну воздух над лугами и лесами наполнен густыми ароматами цветов, а взор невольно поражает их пестрое многоцветие. Впрочем, и лишенные ярких цветов растения (мхи, папоротники и др.) тоже пробуждаются от зимней спячки и стремятся дать жизнь новым поколениям.

Тема нашего урока “Как растения размножаются”. Мы рассмотрим разные способы распространения плодов и семян, узнаем о развитии растений из семени при благоприятных условиях.

Вы, наверное, все видели на цветках растений пчел, шмелей, бабочек? Они кормятся сладким цветочным соком – нектаром.

(Учитель вывешивает на доску схему - рис.5)

Рисунок 5

В цветках, кроме нектара, есть пыльца – желтые зернышки. Когда пчела садится на цветок, пыльца остается на ее мохнатом тельце. Перелетая на другой цветок того же вида растений, пчела переносит на него пыльцу – опыляет цветок. А из опыленного цветка начинает развиваться плод с семенами.

(Учитель в процессе рассказа вывешивает опорные слова в таблицу - рис.6)

Рисунок 6

Учитель.

Какое значение в жизни растений имеют семена?

Дети. Семена используют для размножения растений.

Учитель.

Как же развивается растение из семени? Воспользуемся семенами фасоли, которые вы выращивали на уроках трудового обучения. (На парте у каждого раздаточный материал).

Какие условия нужны для прорастания семян?

Дети. Тепло, вода, воздух.

Учитель.

Рассмотрим семена фасоли.

(Учитель вывешивает на доску рис.7)

Рисунок 7

Учитель.

У фасоли семена крупные. Снаружи семя покрыто гладкой семенной кожицей. Под кожурой находится зародыш, который состоит из двух семядолей, корешка, стебелька и почечки.

Растение из семени развивается так (учитель вывешивает на доску таблицу -рис.8): из семени появляется корешок, а потом проросток с несколькими листочками. Проросток растет и превращается во взрослое растение сначала с цветами, а затем с плодами.

Рисунок 8

Учитель.

Только ли семенами могут размножаться растения?

Дети. Могут размножаться еще черенками (смородина), отводками (крыжовник), клубнями и его частями (картофель), луковицами (тюльпаны), усами (земляника), корнями (малина).

Учитель.

Плоды и семена растений – великие путешественники. Мы сейчас посмотрим видеофильм и узнаем, как могут распространяться семена растений.

(Просмотр видеофильма “Удивительные путешественники” - 5 минут)

Учитель.

Как же распространяются растения?

Дети. С помощью человека, животных, ветра.

Работа с учебником.

Учитель.

Прочитайте текст на стр.81 “Как растения размножаются”.

Закрепление.

Учитель.

Итак, расскажите, какое значение имеет посещение насекомыми цветков растений?

Дети. Насекомые опыляют растения.

Учитель.

Почему вокруг цветущих растений всегда вьются, пчелы, шмели и другие насекомые?

Дети. Кормятся соком – нектаром.

Учитель. Что происходит с цветком после опыления?

Дети. Развивается плод с семенами.

Учитель. Расскажите, что вы узнали о семени?

Дети. Благодаря ему растение может сохранить свой род (вид).

Учитель. Разложите проростки фасоли в той последовательности, как происходит развитие растения. (На столах у детей карточки с этапами развития фасоли из семени – рис.9).

Рисунок 9

Учитель. Какие условия нужны для прорастания семян?

Дети. Тепло, вода, воздух.

Итог урока.

Учитель. Ребята, на следующем уроке мы узнаем о том, как размножаются насекомые и рыбы, птицы и звери.

Учитель выставляет оценки с пояснениями и дает домашнее задание: с.83–84 – ответить на вопросы, в тетрадь наклеить и раскрасить этапы развития растений из семени.