Цели:
- Закрепить знания об обращении, пунктуации в предложениях с обращениями;
- Определить значение обращений в речи.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель объясняет ученикам, что они будут работать в трёх группах.
2.Повторение материала §29 учебника С. Г. Бархударова “Русский язык-8”.
Учитель: Ребята, мы должны повторить тему “Обращение”, изученную на прошлом уроке. Ответьте на следующие вопросы:
- 1-я группа рассказывает, что такое обращение.
- 2-я группа рассказывает, для чего служит обращение.
- 3-я группа отвечает на вопрос: “Каковы знаки препинания в предложениях с обращениями?”
3. Работа с литературными примерами.
Учитель предлагает каждой группе определить, какой вид обращений она будет выбирать из целого рядя предложений. Команды получают конверт. В которых содержатся 16 предложений – отрывков из литературных произведений. Ученики должны выбрать из них и записать только те, что соответствуют выбранному им виду обращений: “официальному”, “неформальному”, “любовному” (амурному).
Примеры предложений.
- Ты смотри, каналья, не утопи нас! (М. Е. Салтыков-Щедрин).
- Быть может, за грехи мои, мой ангел, я любви не стою… (А. С. Пушкин).
- Ваше благородие! Отдайте мне бедную мою Дуню. (А. С. Пушкин).
- Подойди сюда, малец, ты тоже. (А. А. Фадеев).
- Ты жива ещё, моя старушка? (С. А. Есенин).
- Господин ты мой, Степан Парамонович, я скажу тебе диво дивное. (М. Ю. Лермонтов).
- Творец тебя мне ниспослал,
Тебя, моя мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец! (А. С. Пушкин). - Любимая, меня вы не любили! (С. А. Есенин)
- Что вы, милостивый государь, не знаете, куда зашли? (М. Ю. Лермонтов).
- Как же так, господин коллежский советник? (Н. В. Гоголь).
- А поворотись-ка, сынку! (Н. В. Гоголь).
- Старик! Я слышал много раз.
Что ты меня от смерти спас. (М. Ю. Лермонтов). - Люблю тебя, Петра творенье! (А. С. Пушкин).
- Дорогая, сядем рядом,
Поглядим в глаза друг другу. (С. А. Есенин). - Странный, ваше превосходительство, мне нынче сон снился. (М. Е. Салтыков-Щедрин).
- Чудная, ненаглядная Оксана, позволь поцеловать
тебя! (Н. В. Гоголь).
– “официальные”: 3, 6, 9, 10, 15.
–“неформальные”: 1, 4, 5, 11, 12.
– “любовные”: 2, 7, 8, 14, 16.
Ученики отмечают, что предложение № 13 не относится ни к одному виду из предложенных (оно содержит обращение к городу, а не к человеку).
Учитель: Что свойственно обращениям данного вида?
Ученики из 1-й группы объясняют, что официальные обращения вежливы, почтительны, содержат указание на дистанцию между говорящим и адресатом речи. Ученики из 2-й группы отмечают, что неформальным обращениям свойственны большая простота, фамильярность, уменьшительно-ласкательные суффиксы, суффиксы, содержащие оценку. Ученики из 3-й группы указывают, что любовные обращения более нежны, эмоциональны, им свойственны также оценочные слова.
4. Составление предложений с обращениями.
Учитель предлагает ученикам составить собственные 2-3 предложения с обращениями данного вида.
5. Диктант.
Учитель диктует отрывок из романа А. Фадеева “Молодая гвардия” (письмо Олега Кошевого к матери), но пропускает обращения. Ученики определяют, кому адресованы эти строки. (матери).
…Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете… Я помню, как они сновали в мыльной пене, стирая мои простынки… Нет ничего на свете, что бы не сумели твои руки, что было бы им не под силу, чего бы они погнушались…
Учитель: А какие слова вы могли сказать своей маме?
Ученики развивают эту тему.
6. Итоги урока.
Учитель: Что мы узнали о значении обращения в речи?
Ученики отмечают, что обращения являются показателем отношения говорящего к тому, с кем он общается.
7. Домашнее задание.
В качестве домашнего задания учитель предлагает выписать 5-6 отрывков из стихотворений русских поэтов, содержащих обращения к образам из мира природы.