Введение
Проблема данного исследования продиктована многолетним опытом работы с детьми и наблюдениями за участием взрослых людей, в частности родителей, в области такой важной сферы развития ребенка, как мышление.
Толчком к появлению этой проблемы послужило обычное домашнее задание: ребенок должен был обсудить вопрос со своими родителями: «Мыслит ли кошка?»
Ни один из детей, получивших задание, не смог рассказать одноклассникам о том, как прошло это обсуждение. Поскольку такового просто не было. Детей просили не приставать с глупыми вопросами, сетовали на недостаток времени, или просто отмахивались.
За дальнейшие годы работы с детьми я столкнулась с этим бесчисленное количество раз. В тоже самое время никто из моих коллег по работе не мог пожаловаться на то, что родители отказались помочь ребенку выполнить домашнее задание по русскому языку или математике. Дальнейшие беседы с детьми подтвердили ситуацию, родители не считали детские вопросы важными и неотложными, не уделяли им должного внимания. Самое непонятное заключалось в том, что я столкнулась с позицией родителей. Родителей, которые прекрасно ориентируются в огромном мире книг, посвященном детскому мышлению. Родителей, которые не хуже любого ученого обрисуют все признаки и характерные особенности детского мышления, процитируют специалистов, но при этом они пасуют перед теми вопросами, которые задают им их же дети.
Я решила, что будет неправильно объяснить все это только банальной причиной нехваткой времени и скоростного темпа жизни. Мне захотелось изучить причины этого противоречия, понять, как участвуют родители в мышлении своих детей, что они под этим понимают, чего не понимают и в чем нуждаются.
Все это мы обсудили с детьми и решили выяснить причины сложившейся ситуации. Все наработанные материалы мы предполагали оформить в виде одной из глав будущей книги для родителей, над которой я работаю уже два года. В работе принимала участие группа шестиклассниц двух параллельных классов.
Проблема работы
- Неучастие родителей в развитии детского мышления, не базирующегося на предметных дисциплинах.
Объект и предмет исследования
- Информация о грамотности родителей в вопросах мышления детей.
- Представления родителей о формах детской мыследеятельности.
- Представления детей об участии родителей в развитии их мышления.
- Педагогическая литература для родителей и материалы Интернета по вопросам детского мышления.
- Потребности родителей в содержащей информацию педагогической литературе по проблемам развития детского мышления.
- Рабочие тетради учащихся 4-х–6-х классов по курсу «Философия для детей» за шесть лет, материалы уроков, наблюдения, материалы бесед с детьми и родителями.
Цель исследования
- Создать аналитическую информационную картину по заявленной проблеме:
а) изучить проблему неучастия родителей в развитии детского мышления, не базирующегося на предметных дисциплинах;
б) изучить причины данной проблемы;
в) дать рекомендации по устранению этих причин;
г) обратить внимание родителей на первостепенную важность их участия в развитии мышления детей.
Рабочая гипотеза
Мы решили пойти от того, что послужило толчком к появлению этой проблемы, т.е. обратиться к такой форме мышления детей, как вопрос. Нам было важно выяснить отношение родителей к этому.
Эти наши предположения о важности начала исследований именно с выяснения вопроса об участии родителей в такой форме мышления детей, как вопрос подтвердились и примерами из родительских анкет: на вопрос «По каким признакам вы судите о мышлении вашего ребенка?» наиболее часто встречался ответ: «По вопросам, которые они задают».
Таким образом, нам нужна была картина вопросов, которые задают родители детям и дети родителям. Имея такой аналитический срез мы могли бы сделать выводы о степени участия родителей в мышлении детей посредством вопросов и о том, насколько родительские вопросы выполняют толчковую роль в развитии детского мышления. Кроме того, помня, что в позиции родителей относительно вопросов, обсуждаемых детьми на уроках философии:
- Что такое дырка?
- Является ли вечность единицей измерения времени?
- Кто такие взрослые?
явно прослеживалось снисходительно-терпимое отношение по типу «Нам бы ваши заботы» мы решили также выяснить, по каким причинам родители все-таки не обсуждают вместе с детьми тех вопросов, которые они им задают.
Дальнейший ход исследования зависел бы от полученных результатов. Если бы результаты анкет подтверждали неучастие родителей в развитии мышления детей по причине того, что они не умеют этого делать, то дальнейшую свою работу мы видели бы в следующем.
По нашему мнению, дальше надо было бы выяснить какие формы детского мышления вообще знакомы родителям, разбираются ли они в этом вопросе настолько, что могут привести примеры конкретных детских суждений, наблюдений, спрогнозировать их выбор в конкретных ситуациях, предугадать ход мыслей и т.д.
Заодно мы предполагали выяснить, что читают родители по этому вопросу, какую роль они отводят себе в развитии мышления в ряду: учитель, сверстник, родитель, окружающая среда.
Результаты этих исследований должны были указать на причину появления проблемы, которую мы заявили в своей работе. Если бы главная причина обнаружилась в незнании конкретных примеров детского мышления (ведь чтобы о чем-то судить, надо знать, что судишь), то наша работа свелась бы к подбору материалов, характеризующих различные формы мышления среднестатистического ребенка в возрасте школьника 4–6-го класса при условии, что такие материалы еще не существуют в педагогической литературе.
А значит, следовало предполагать работу по изучению педагогической литературы для родителей, чтобы избежать повторения.
Таким образом, при проведении данного этапа работы все наше исследование могло бы либо ограничиться всеми нашими аналитическими выводами, либо вылиться в рекомендации для родителей в форме подборке конкретного материала по мыследеятельности детей, чем, собственно мы и планировали закончить свою работу. Далее приводим результаты нашей работы.
Основная часть
Итак, основная задача в первой части работы заключалась в выяснении участия родителей в развитии мышления детей посредством вопросов.
Вторая задача – в прояснении ситуации по поводу того, почему родители все-таки не обсуждают вместе с детьми многие из тех вопросов, которые они задают. Для этого в этой части работы мы предположили три версии.
- Версия первая: родителям некогда.
- Версия вторая: родители считают детские вопросы не заслуживающие внимания.
- Версия третья: родители не умеют размышлять вместе с детьми. Для решения этих задач мы составили анкету № 1.
Анкета № 1
- Какие вопросы чаще всего тебе задают родители?
- Какие вопросы чаще всего ты задаешь родителям?
- Приведите примеры вопросов, на которые родители
отвечают:
– легко,
– затруднялись ответить,
– не отвечают вообще. - Когда родители чаще всего не отвечают на
вопросы:
когда им некогда,
когда родители считают вопрос не заслуживающим внимания (приведите пример такого вопроса).
Анализируя ее мы обратили внимание на характер вопросов, которые задают родители детям. Нам было важно обнаружить, есть ли там вопросы развивающие мышление.
В анкете принимало участие 151 человек с 4-й по 10-й класс.
Анализ показал следующее: наиболее частые вопросы имели
- Бытовой характер:
«Что поесть?
Как дела?
До которого часу ты в школе?» - Досуговый характер:
«Куда пойдем в гости?
Можно что-нибудь купить?» - Учебный характер:
«Когда у вас в школе каникулы?
Какую оценку получила?»
И совсем не много вопросов, которые имели
- Развивающий характер:
«Когда создалась Земля?
Был ли Бог?
Сколько длится вечность?
Как звали первого человека на Земле?
Что такое душа?
Когда ты видела последний раз закат солнца?»
Изучив вторую группу вопросов мы обнаружили, что именно от родителей зависит, каково мышление их ребенка. Сравните, или мама задает вопрос: «Что такое душа? Давай поразмышляем вместе» или «Что ты будешь есть? Какие у тебя оценки?» – это очень большая разница. Изучив именно вторую группу вопросов, мы обнаружили, что вопросы, которые задают дети родителям, являются зеркальным отражением вопросов, которые задают родители детям.
Примеры:
Родители - детям Дети - родителям Что будешь есть? Что сварила? Как дела в школе? Как дела на работе? Какую получил оценку? Когда получишь зарплату? Когда каникулы? Когда поедем в отпуск? Ты убралась в своей комнате? Мне мыть посуду?
Результаты этого анкетирования подтвердились еще одним небольшим исследованием. Мы попросили группу детей распределить такие понятия как здоровье, питание, учеба, одежда, мышление по их значимости для ребенка с точки зрения родителей. Всем уже понятно, что нас интересовало, прежде всего, на какое место по значимости для ребенка родители поставят «мышление». Выяснилось, что среди этих категорий значение мышления варьирует от 2 до 5, на второе место мышление среди перечисленных категорий поставило два родителя, на третье – 12, на четвертое – 10, на пятое – 13. Что касается детей, картина была несколько иной. Мышление занимало по значимости первое и второе места.
Анализ материалов на третий вопрос показал, что наиболее легко родители отвечают на вопросы бытового, досугового, организационного характера, например:
- Куда поедем в отпуск?
- Подвезешь ли ты меня в гимназию?
- Можно ли пойти на дискотеку?
Примеры вопросов, на которые затруднялись ответить:
- Купите ли вы мне собаку?
- Как сделать это упражнение?
- Можно погулять?
- Кто такой друг?
Трудными для родителей были следующие вопросы:
- Что такое любовь?
- Сколько я буду жить?
- Каковы размеры Вселенной?
Все эти вопросы мы изучали очень тщательно и пришли к выводу, что родители не отвечают на вопросы, которые требуют размышления. На вопросы, на которые ответ вырывается моментально, отвечают легко, но самое главное, что эти вопросы не так-то нас и интересуют.
Таким образом, мы пришли к выводу, что родители не занимаются детским мышлением, а дети отвечают взаимностью. Только единицы детей и родителей могут задать друг другу такой вопрос, над которым можно было бы поразмышлять. Кроме того, проводя это исследование мы попутно также сделали вывод о том, что вопросы такого характера, с которыми мы столкнулись в наших анкетах, не способствуют сближению родителей и детей. Они обедняют общение, сводя его к определенному стереотипу из определенных стандартов. Возникает такое чувство, что для общения родителей и детей достаточно три вопроса: «Ты поел? Что получил? Где был?» Но самое главное, что при проведении анкеты мы встретились с негативным отношением ребят к данной анкете в том плане, что многие из них совершенно не понимали, почему они еще должны выслушивать от родителей какие-то вопросы, особенно это касалось старшеклассников. Вот, например, в девятом классы мы не нашли ни одного вопроса о мышлении, здесь были даже такие родители, которые ничего не спрашивают у своих детей. Нам кажется, что такое положение дел не очень-то нормально, и мы знаем другие примеры, когда именно вопросы, вызывающие обоюдное размышление, совместную мыслительную деятельность по принятию решения, обмен мыслями между ребенком и родителем, позволили избежать всех тех негативов, с которыми мы встретились, изучая этот вопрос.
В общем, мы поняли, что такая форма развития мышления, как общение через вопросы, для родителей по разным причинам в большинстве случаев не приемлема. Таким образом, проделанная работа полностью подтвердила наличие проблемы, которую мы выдвинули в начале работы, и обозначила следующий факт: родители не умеют рассуждать вместе с детьми по интересующих их темам.
Вторая часть нашей работы была направлена на выяснение следующих моментов.
- Знают ли родители, как могут мыслить их дети по разным вопросам,
- На какие темы они могут написать письмо мэру,
- Как могут построить рассуждение при исследовании всевозможных понятий,
- Какие вопросы дети считают простыми, какие сложными,
- Какой педагогической литературой пользуются родители по этому вопросу.
С этой целью была проделана следующая работа. Участники этой группы составили анкеты № 2 и № 3:
Анкета № 2
- По каким признакам вы судите о мышлении вашего ребенка?
- Кто должен в первую очередь развивать мышление
ребенка?
а) учителя,
б) родители,
в) сверстники,
г) окружающая среда,
д) если все вместе, то сколько процентов участия в этом вопросе родители отводят для себя. - Какую литературу вы используете, чтобы быть более грамотными в вопросах развития детского мышления?
- В какой литературе для родителей вы встречали конкретные образцы детского мышления: их рассуждения, умозаключения, мнения, сравнения, аналогии.
Если бы вы были авторами книги для родителей о детском мышлении, чтобы вы туда включили обязательно?
Анкета № 3
- Какие вопросы о времени могут задавать дети в 4-х, 6-х, 10-х классах?
- Через ряд каких вопросов построит обсуждение
понятий «начало» и «конец»:
а) взрослый,
б) ребенок (6-й класс).
Распределите вопросы в две группы (легкие и сложные) с точки зрения детей.
- Люди бывают плохими или добрыми?
- Много людей на свете?
- Чем люди занимаются в свободное время?
- Кто такие люди?
- Ты знаешь свой характер?
- Почему некоторые люди гении, а некоторые дворники?
- Есть ли у тебя мышление?
- Ты когда-нибудь мыслишь?
- Есть ли у тебя какие-нибудь важные мысли?
- Все ли согласны с твоими мыслями?
- Что такое мышление?
Вам предлагается три определения понятия «время». Выберите, какое из них взято из словаря, какое принадлежит взрослому, какое ребенку. Подчеркните то, которое вам наиболее понятно.
- Время - это изменения, происходящие в окружающем мире. Они измеряются секундами, минутами, часами, днями и т.д., т.е. время состоит из изменений и единиц измерений. Без окружающего мира существовать не может.
- Время было, есть и будет. Оно течет.
- Время – всеобщая форма бытия материи, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире.
Наши предположения перед этой частью работы были таковы.
- Мы все-таки больше склонялись к тому, что родители справятся с ней успешно, во-первых, они сами были детьми, во-вторых, они воспитывают детей, а значит, они должны разбираться во всем, что касается их ребенка. Хотя результаты первой части работы давали основание считать, что родители с заданиями и не справятся.
Что же получилось на самом деле?
Наиболее встречаемые ответы на вопрос «По каким признакам вы судите о мышлении вашего ребенка?»:
- Затрудняюсь ответить,
- По вопросам, которые они мне задают.
По мнению детей о мышлении ребенка можно судить:
- По сообразительности;
- Быстроте реакции;
- По его месту в кругу друзей;
- По личным проблемам;
- По разговорам;
- По тому, как он работает на уроке философии;
- Что он думает о людях, о жизни;
- По их рассуждениям о конкретных ситуациях;
- По умению решать логические задачи.
Самый встречаемый ответ вопрос: «Кто должен в первую очередь развивать мышление ребенка?»
- «Все». При этом имелись в виду учителя, родители, сверстники, окружающая среда. Самое большое количество процентов участия в этом вопросе родители отводили себе (не менее 50%, не более 70%).
Что касается детей, то их ответы были следующие: на первое место они ставили:
- преподавателей,
- любимые игрушки,
- домашних животных,
- самого себя
- и только потом родителей.
В качестве примера мы хотим привести следующий, мы не хотим сказать, что это типичный пример, но он характерен для многих ответов: «Мне больше всего помогает мыслить моя собака, потому что я могу с ней разговаривать и мыслить вслух, и знаю, что она никому не расскажет. Еще я отлично мыслю далеко на природе, что касается моей мамы, я считаю, что она не совсем разбирается в этом».
Анализ литературы, которую родители используют, чтобы быть более грамотными в этом вопросе показал, что, в основном развивая мышление своих детей, родители опираются на материалы, развивающие логику, память, внимание (это головоломки, кроссворды, ребусы). Назвать литературу, в которой бы они встретили конкретные образцы детского мышления опрошенные не смогли. Из ста ответов на этот вопрос в качестве двух примеров была приведена «Алиса в стране чудес» Л. Кэролла и книга К. Чуковского «От двух до пяти». Представляя себя авторами книги о детском мышлении родители предлагали для обязательного включения в нее все те же задания на логическое мышление.
Вторая часть нашей работы по этой анкете заключалась в следующем. Нам хотелось выяснить, имеют ли родители конкретное представление о мышлении своих детей.
Получилось вот что на вопрос: «Какие вопросы о времени могут задавать дети 4-х, 6-х, 10-х классов?» ответ был один: «Затрудняюсь ответить».
На второй вопрос: «Через ряд каких вопросов построит обсуждение понятий «начало» и «конец» взрослый и ребенок?» из ста ответов был только один, и то он касался позиции взрослого.
Третий вопрос предлагал распределить вопросы в две группы «легкие и сложные» с точки зрения детей. Это задание выполнили все, но процент совпадения был почти нулевым.
В четвертом вопросе предлагалось соотнести понятие «время» с детским ответом, с взрослым ответом и со словарным понятием. Это задание выполнили тоже все. Что касается словарного понятия, то все ответили правильно, а вот детское и взрослое определение «времени» перепутали полностью: себе приписали детское, а взрослое отнесли к детям.
Проделав эту работу мы поняли, что взрослым абсолютно непонятен ход мыслей детей при исследовании различных понятий, они незнакомы с рассуждениями, выводами, наблюдениями, сравнениями, аналогиями, суждениями детей по самым разным вопросам, все перечисленное мы отнесли к причинам той проблемы, которая была нами заявлена.
Таким образом, вторая часть работы подтолкнула нас к третьей, вполне логичной части работы, сбору образцов детского мышления по самым разным направлениям. Мы были уверены, что, познакомившись со всем этим материалом, родители абсолютно поймут движение детской мысли, образ мышления их ребенка, те проблемы, которые волнуют детский ум. Мы посчитали, что родители поймут свою роль в формировании детского мышления. Может быть, им станет даже понятно, что есть такие вопросы, которые не имеют отношения к возрасту, а одинаковы в своей значимости для ребенка и для взрослого одновременно. Мы очень надеялись, что взрослые, и именно родители, поймут, что детское мышление развивается не столь приобретенными знаниями, сколько их осмыслением. И в этом осмыслении вместе со своим ребенком рядом должны быть, прежде всего, родители, ибо жизнь не ограничивается учебой в школе.
В этом плане хочется привести один пример, с которым мы также столкнулись при анкетировании. В одной из анкет мы обнаружили, что в качестве трудного вопроса для родителя является вопрос: «Сколько время?» (имеется в виду «Который час?»). Ребенок, старшеклассник серьезно считал этот вопрос трудным, т.к. у родителя могло не оказаться часов и ему действительно трудно было бы ответить на этот вопрос. Другие варианты узнавания времени (спросить у соседа, прохожего, посмотреть на экран телевизора, на табло здания «СНГ») ребенок к своему родителю не отнес.
Итак, третья часть нашей работы заключалась в сборе конкретных материалов, характеризующих детское мышление.
Для подборки материала мы использовали записи ребят в рабочих тетрадях по философии 4-го по 6-й класс, домашние задания, рассуждения на заданные темы, составление вопросов при исследовании понятий и обсуждения проблем, зачетные работы 6-ти классников. Мы отобрали наиболее любопытные, на наш взгляд, образцы работ и, предоставляя их вашему вниманию, очень надеемся, что эта наша маленькая глава из будущей книги «Что нужно знать родителям о мышлении своего ребенка» окажет им большую помощь в таком сложном вопросе. В качестве примеров мы приводим следующие образцы детского мышления. (См. приложение № 1)
Вся эта третья часть работы стала возможной только тогда, когда мы проанализировали литературу, имеющую отношение к вопросу освещения детского мышления для родителей.
Мы внимательно изучили вместе с Надеждой Николаевной подборку серии «Знание» – Педагогический факультет. Мы посмотрели подборку «Воспитание школьников», «Лучшие страницы педагогической прессы», мы изучили соответственные страницы: «Популярной психологии для родителей». Мы просмотрели в Интернете следующие сайты: «Мир глазами детей», «Истории и фразы», «Фестиваль школьных телестудий», «Игры, загадки», «Галерея», «Гостевая книга», «Говорят дети», «Советы психологов», мы посмотрели, какая литература по вопросам мышления для детей стоит на книжных полках у наших родителей, и именно на родительской полке мы нашли книжку, которая отвечала нашим представлениям о том, что должно быть в педагогической литературе для родителей по вопросам мышления прежде всего. Эта книга под редакцией Маргариты Ланской называется она «118 детских «Почему?». Самое интересно в ней было то, что там предлагались вопросы, которые в то или иное время задавались совершенно конкретными детьми с сохранением особенностей детской лексики, так как зачастую именно она отражает истинный смысл вопроса и поэтому именно они давали неискаженное представление о детском мышлении. Эта книга убедила нам в том, что подборка наших материалов, представленная конкретными образцами детского мышления, будет представлять еще большее значение, так как состоит не только из вопросов. Среди остального огромного материала, состоящего в основном из логических задач и упражнений, мы нигде не встретили того, в чем, как нам показалось, наши родители слабы: они не знакомы с конкретными примерами возможностей мыследеятельности своих детей. Вот почему мы решили считать все отобранные образцы самым важным материалом в этой главе, название которой нам очень нравится - «Не бойтесь размышлять». Мы нисколько не сомневаемся, что познакомившись с образцами детского мышления, родители лучше будут чувствовать возможности своего ребенка, смогут сами вывести для себя признаки мыследеятельности своих детей, смогут определить ее границы, понять и оценить уровень.
Практическое значение всех наших исследований
- Наша книга будет полезна для родителей, для кураторов, для всех, кто имеет отношение к развитию ребенка.
- Ценность нашей работы в том, что мы попытались познакомить наших родителей с тем, что собой представляет наше мышление. В этом плане самой важной и значимой мы считаем третью часть, хотя не будь первых двух она бы просто не появилась. Именно третья глава знакомит нас с языком, на котором говорит мышление ребенка.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Любимая профессия
Якушев А., 4-й класс
Я хочу быть врачом-ученым. Мне нравится эта профессия тем, что я буду помогать людям избавляться от тяжелых болезней, Сначала буду изучать эти болезни, придумывать от них лекарства и потом вылечивать детей. Я хочу быть главным доктором-ученым и научить всех докторов правильно лечить больных и применять правильные лекарства. Меня за это будут уважать.
Грубость и вежливость
Руденко Юля, 5-й класс
Грубость и вежливость - две противоположные вещи, как добро и зло. А грубость и вежливость зачем они нужны? Зачем нужна грубость, если есть такая замечательная вещь - вежливость? Чем они отличаются? Грубость - это выражение зла. А с другой стороны - это выражение неприязни к другому человеку, который тебе неприятен. Но прежде всего грубость - это плохой поступок, который каждый совершал хотя бы раз в жизни. Грубость очень злая штучка и хитрая, может подкрасться к кому-нибудь и сделать его грубияном. И этот человек начинает хамить, грубить, не уважать старших и ни с кем не дружить (если только с таким же грубияном, как он). Но тут в дело вступает Вежливость - благородная дама, и говорит испортившемуся человеку: «Почему стал так груб? Грубость, это тебе не шутка. Вот посмотри, есть ли у тебя хоть один друг?» И тут человек задумался. «Так стань снова вежливым, как раньше!» - посоветовала Вежливость. И теперь у вежливых людей очень много друзей. Вежливость - это проявление добра, уважения к другому человеку, а грубость наоборот. Надеюсь, теперь никто не спутает эти два понятия - грубость и вежливость.
Для чего существуют люди
Мамлеева Марина, 6-й класс
Люди - высшие существа на земле. Но для чего же люди созданы? Для того, чтобы загрязнять окружающий мир? Истреблять животных птиц? Друг друга ради забавы? Да, все таки человек в нынешнее время не имеет право носить звание высшего существа на Земле. Но все же, несмотря на это - с другой стороны: люди бывают разные. Добрые и злы, умные и глупые, красивые и уродливые. Но все зависит от внутреннего мира человека, от его души. Человек с добрым сердцем думает не только о себе, но и о других, об окружающей его среде, о животных... Он пытается сделать добро, приносить радость и свет. Но существуют люди и с очень плохим характером, со злой душой. Все же таких людей гораздо меньше, чем добрых.
Я живу в России и наблюдаю за изменением окружающей среды каждый день. И я вижу, что все больше становится всяких невеж, пьяниц... Ухудшенное здоровье людей говорит о том, что воздух, вода, продукты, и т.д. очень загрязнены. А посмотрите на другие страны: Францию, Германию, Болгарию... Улицы чистые, приятно поговорить с людьми. Но ответим же на главный вопрос урока: для чего же создан человек?
Например, животные. Они не учатся, не работают, не едят всякие «сникерсы», но все же они есть на нашей планете. Представьте землю без живых существ: одни голые камни, нет растительности, животных, людей.
Кто или Что создал нашу планету нам не известно. Мне кажется, что люди создали (так же как животных, растения и т.д.) для того, чтобы как-то разнообразить планету, а может даже вселенную.
Мнений очень много на эту тему. Сколько людей, столько и мнений. Я решила для себя этот вопрос, эту задачку. А вы?
Мои рассуждения на тему «Мечта»
Антипин Женя, 6-й класс
Я считаю, мечта - это то, к чему человек стремится, желает. Например, я сейчас мечтаю научиться красиво играть на гитаре. Моя сестра мечтает научиться печь роскошные торты, а папа мечтает купить машину «Линкольн-Навигатор». Мама - жить в красивом экологическом районе, а мой маленький двоюродный братик Владик мечтает о скоростном велосипеде. Когда я спросил, о чем мечтает соседка-бабушка восьмидесяти лет, она сказала, что мечтает прожить еще лет десять. Наш дворник дядя Гриша мечтает о прибавке к пенсии. Бомжи, я думаю, мечтают об обычной квартире.
Все мы хорошо знаем, что певец Шура - мечта любого стоматолога. Когда я был маленький, то я мечтал попасть в страну «Дисней Ленд». Таким образом, мечты бывают реальные и нереальные. Реальные - это материальные, профессиональные, бытовые и, конечно, любовные. Нереальные - сказочные, фантастические.
Откуда появились мысли и куда деваются они?
Белоусова Ксения, 6-й класс
Откуда появились мысли? Наверное от какого-то высказывания или из какого-то разговора. От какой-то вещи, из какого-то размышления об этом предмете.
Ну вот появилась мысль и куда она делась? Полежала в голове, может передалась другому человеку, а потом куда она делась? Может вылетела из головы, так нередко случается с какими-то людьми. Она вылетела и куда-то полетела. А куда именно? Может в будущее? Или в прошлое? Или в бесконечное пространство космоса? Этого не знает никто.
Мне однажды приснился сон, что как будто мои мысли вылетели из головы, и их начали взвешивать на весах, потом некоторые мысли стали заворачивать и кидать в безвоздушное пространство, к звездам. А другие тоже завернули, но не кинули, а положили в коробочки и отнесли куда-то. Мне кажется, что этот сон было мое представление о том, куда деваются мысли. Взвешивание мыслей - это имеется в виду не по весу, а по значимости и по своей грамотности, и по своей правильности. Те мысли, которые бросались в космос, к звездам - это плохие мысли о чем-то плохом, а которые сложили в коробочки - это хорошие мысли, на какую-то хорошую тему. Может эти мысли попадут в прошлое и придумается что-то полезное, например, часы, если у меня будет мысль об этом. Или в будущее, и вспомнят о своем прошлом.
Зачем нужна школа?
Колесников Саша, б-й класс
Многие ученики сразу ответят не задумываясь, школа это ерунда, мы бы могли обойтись без нее (они бы так ответили.) Они так думают, потому что о них заботятся родители. Их кормят, одевают, покупают им игрушки. Но ведь родители работают, трудятся на работе и чтоб получить работу, им пришлось пройти школу 1-11-е классы, да к тому же институт, а то и университет. А они доучились до пятого класса и им уже все надоело. И все-таки школа нужна и даже если ученику не нравится учится, он обязан выучиться и поступить на работу, А когда его родители состарятся, он должен заботиться о них: покупать еду, как они покупали. А для этого надо получить образование. А давайте представим что произойдет если не будет школ, институтов и других учебных учреждений. Первым делом люди станут глупыми. Исчезнут разные ремесла. Никто не будет знать, как добывать нефть, золото, выращивать разные культурные растения, начнется голод, люди станут дикими. Поэтому надо учиться в школе, особенно сейчас в школах сделано много для того, чтобы заинтересовать детей. Делаются спортзалы, бассейны, тренажерные залы, возникают кружки, появляются новые интересные уроки, дети ходят в поход в лес на свежий воздух. То есть учебная жизнь 90-х годов намного отличается от 40-х. В те годы почему-то любили учиться, хотя не было таких условий как сейчас, не было бассейнов в школах. В школу шли за несколько километров, а в деревнях и того больше. Почему же сейчас, когда до школы любой может дойти менее, чем за час. Когда есть и бассейны, и спортзалы, Почему же нынешние ученики ненавидят школу? Наверное потому, что они (как говорится «разжирели»). И все-таки учиться надо, ведь если мы не будем учиться, то мы и наше государство погибнет.
Наша страна!
Тибилова Кристина, 6-й класс
Давайте задумаемся над словом страна. Для некоторых это простое слово, которое ничего не стоит. В наше время очень много людей, которые так считают! А некоторые олицетворяют это слово, как непобедимая, сильная сила, которая всегда будет отстаивать свою независимость и никогда не сдатся врагам. Вспомните! Те ожесточенные времена, когда шла упорная борьба, как боролась страна за свою независимость. Сколько молодых людей погибло храброй смертью (защищавшие свою родину.) А сколько людей стали инвалидами, сколько людей лишились своего дома и потеряли семью. С душевной раной они должны были продолжать бороться. Во что превратилась наша страна после этой кровавой войны. Дома превратились в развалины, уж не было слышно детских смехов, только стоны и крики раненных.
Много поэтов рассуждали и писали грустные, но красивые стихи. Мы живем в этом мире не задумываясь, что скоро может начаться война. Мы должны заботиться и охранять нашу страну!
Мое величайшее открытие
Федотова Ксения, 6-й класс
Когда я была маленькой, я слышала, что люди говорят на разных языках. Но мне казалось, что они специально придумывали какие-нибудь непонятные слова и говорили их. И я со своими подружками всегда так играла. Когда я подросла, то у меня была такая ситуация: я разговаривала с большой девочкой и она спросила» «Вы изучаете иностранные языки в садике?» и я ответила, что у нас все знают все языки, и мы общаемся на них. А девочка сказала, что не верит. Я тогда сказала, что сейчас скажу какие-нибудь предложения, и я сказала: «Каля кома мамуя, сипазука викозонта». А девочка мне дружелюбно сказала, что это не так, и она все мне объяснила. Я расстроилась, и не знала, что сказать подружкам. Я спросила у мамы и она мне подтвердила это. Я рассказала все девочкам и мы все были расстроены. Особенно я, ведь мое открытие не сработало. Вот такое у меня было открытие!
Что я понимаю о ручке?
Баздрев Андрей, 6-й класс
В мире вещей, ручка - это обыкновенный предмет, Имеющий полезное значение. Это, если хотите, результат развития человеческой мысли и деятельности.
Для людей, занимающихся писательским трудом, это такое же орудие труда, как лопата для рабочего, как скальпель для хирурга. Для человека молчаливого и скрытного, ручка - это тайный свидетель всех его мыслей, изложенных на бумаге. Это его самый верный друг. Для бизнесмена, дипломата, политика ручка - это еще и выражение его благополучия. Трудно представить себе бизнесмена, подписывающего важные бумаги простой школьной ручкой. Для коллекционера ручка - это незаменимый предмет школьных принадлежностей, участница всех его письменных успехов и огорчений, используемая иногда совершенно не по назначению (тыканье в спину товарища, ковыряние в носу и т.д.).
Размышление о том, кто в семье должен быть главным
Пигасова Анастасия
Я думаю, что в семье главный папа, потому что он, если у нас сломан телефон, его починит, он может приготовить нам ужин или даже может помыть кота Кузю (мама не любит его мыть) и он очень строгий. Мама у меня моет посуду и не очень строгая, как папа, не моет Кузю. Я распределяю по возрасту, и мама приходит и смотрит телевизор. Я самое неглавное, потому что я прихожу домой и делаю уроки и не умею готовить, не умею мыть животных.
Сочинение-рассуждение на тему «Зачем человеку жить?»
Груздев Филипп, 6-й класс
Чтобы узнать зачем человеку жить нам нужно сначала разделить эту тему на ряд вопросов:
- Что такое счастье?
- Зачем ты живешь?
- Что такое жизнь?
- Что нужно человеку чтобы жить?
- Зачем человеку жить?
Но и эти вопросы нужно расставить в правильном порядке, чтобы отвечая на все вопросы, мы наконец-то дошли до главной темы и объяснили каждый свою точку зрения. На сколько бы вопросов не ответили, все равно один общий ответ не получится. Так как каждый имеет свою точку зрения. Один считает, что человеку нужно жить, чтобы приносить пользу: посадить дерево, построить дом, вырастить сына. Другой считает, что надо в жизни быть богатым, иметь огромный дом, 10 машин. У каждого, как вы видите, свое мнение и как такового одного мнения нет, но есть то, что их все объединяет. Догадайтесь, что это? Или вот, например, вопрос «Что такое счастье?». На этот вопрос тоже ответить однозначно нельзя. Счастье само по себе одно. И для каждого оно разное. Теперь возьмем вопрос «Что такое жизнь?». И этот вопрос не имеет общего ответа. Но означает ли это, что все, отвечая на этот вопрос, говорят о разном?
Что такое жизнь?
Иванайский Максим, 6-й класс
Я думаю, что жизнь - это короткое время, за которое любое живое существо успевает увидеть и радость, и грусть, и горе, и, в конце концов, любовь. Также жизнь - это время дающееся человеку и животному. Человек с помощью жизни успевает сделать добро себе и близким, а может быть и всему миру. 3/4 части в жизни присутствует радость. Сами посудите: едешь за рулем - радость, звонок с урока - радость, едешь к брату - радость, получаешь пятерку - радость. Но 1/4 горя не так уж важна, без горя было бы скучно. Так что живи и радуйся (и горюй).
Может быть ребята будут со мной не согласны, но кто может дать четкое определение жизни?
Начало и Конец
Гороховец Настя, 6-й класс
Конец для того, чтобы что-то начать. Есть два понятия Начало и Конец. Начало и Конец - это понятия, для любого человека разные: начало жизни, начало урока, начало конца; конец света, конец дня, конец юбки. Эти понятия, начало и конец, подразумевают под собой (в больших случаях) начало и конец действия. Например, мы можем сделать изобретение. Это изобретение мы начинаем с какой-то целью. Вот человек изобрел ручку. Мы не знаем, что пришло ему на ум сделать сначала: ее заостренный кончик или резиновую насадку, но он сделал это изобретение с какой-то целью. Точно также можно понимать и начало жизни, начало контрольной и начало конца. Жизнь дана человеку, чтобы он смог сделать все, что ему положено, контрольную мы делаем с целью научиться. Начало конца можно произвести с целью кончить что-либо (например, войну).
Конец можно понимать как начало чего-то нового. Мы можем закончить писать, и начать рисовать, закончить говорить и начать спать, Также, если мы кончим жить и умрем, то останется наша душа и мы начинаем жить духовно.
Поэтому я пришла к выводу, что конец нужен для того, чтобы что-то начать. А это значит, что всему есть конец, но после конца все продолжится, начнется.