Цель:
1) развивать умения обосновывать написание безударных личных окончаний глаголов, совершенствовать умение распознавать спряжение глагола по неопределенной форме; по 3 лицу;
2) формировать умение соотносить окончания глаголов в разных лицах, учить его спрягать; вспомнить о глаголе как части речи;
3) закреплять умение составлять предложения с однородными членами, сложные предложения;
4) развивать умение видеть и исправлять свои ошибки и своих товарищей; употреблять в речи глаголы.
Ход урока
Сообщение темы и цели урока
– Сегодня мы с вами на уроке русского языка продолжаем гостить у дядюшки Глагола (показать картинку). На уроке мы должны будем повторять о глаголе как о части речи; будем продолжать развивать умение определять спряжение глагола; учиться писать безударные окончания глаголов. Свои результаты вы будете рисовать на карточках (на индивидуальных карточках дети рисуют снежинки: если получают 5 – красной ручкой; 4 – синей; 3 – зеленой)
Разминка. Повторение о глаголе.
– Начнем с разминки. Проверим, как Незнайка (появляется картинка с Незнайкой), который вместе с нами путешествует, выучил правило о глаголе. Будьте внимательны.
На доске: Глагол – это служебная часть речи
Глагол обозначает предмет (кто?).
Глагол изменяется по временам (будущее, настоящее, прошедшее время).
Совершенный вид – вопрос что делать?
В прошедшем времени глагол изменяется по лицам.
Глагол – это подлежащее в предложении.
Вы должны согласиться или нет! Работаем быстро. (У детей в тетрадях только ответы: нет; нет; да; нет; нет; нет). Проверяем (1 человек говорит верно). Оценим себя за разминку.
Чистописание .
– Пока мы Незнайку проверяли, Cнежинка принесла нам букву для чистописания ь. На что указывает мягкий знак в глаголе (неопределенная форма глагола, 2 лицо единственное число)? На доске беречь, стеречь, жечь, испечь. Напишите. Запомните, что чь в глаголах неопределенной формы входит в корень. Подчеркните.
Словарная работа.
– А как же определить спряжение глагола? (По неопределенной форме -ить – II спр., все остальные – I спр). Это нам сейчас пригодится. Пишем словарный диктант по вариантам: I вариант – глаголы I спряжения, II вариант – глаголы II спряжения:
– сверкать, кипятить, изображать, слышать, извинить, сделать, невзлюбить, заезжать, завтракать, бороздить, посеребрить, засеять, взвизгнуть, запечатлеть.
Самопроверка (на доске написаны два столбика глаголов). Оцените себя! Почему глаголы I столбика относятся к I спряжению? А глаголы II спряжения почему во II столбике? (Отвечает один ученик).
Работа над новым материалом.
– Вот мы подошли к ответственному моменту. (На доске пословицы).
– Читаем пословицу, даем ее толкование, затем будем учиться находить личные окончания глаголов.
На доске: Кто се…т мир, п…жнёт сч…ст…е .Мир стро…т, а в…йна р…зруша…т. Не …дежда крас…т человек, а его добры… д…ла.
Умн… г…лова (не)скаж…т пусты… сл…ва. (Окончания глаголов заклеены шишками).
- Итак, разберемся с глаголами. Как вы думаете, что надо сделать, чтобы правильно написать окончание у глагола? (Поставить глагол в неопределенную форму и определить спряжение, если I спр. – то пишем е, если II спр. – то пишем и.)
Разберем каждый глагол: се е т – сеять; стро и т – строить и т.д. Спишите! (я отрываю шишки, проверяем другие орфограммы; один ученик объясняет). Оцените себя.
Вывод: Что же надо сделать, чтобы написать безударное окончание глагола?
На доске памятка:
1. Поставь глагол в неопределённую форму и
посмотри, на что оканчивается глагол.
2. Определи спряжение.
3. Выбери нужное окончание.
Физминутка.
– Повторим глаголы – исключения. Прочитаем памятку в учебнике с.79.
Закрепление нового.
– Умелое применение памятки поможет вам выполнить №185. Игра „Удиви соседа” – I вариант – 3 лицо, II вариант – 2 лицо. Выделить окончания и определить спряжение.
Взаимопроверка. Один человек объясняет. Оцените себя.
Индивидуальная работа.
Некоторые ученики получают задание на карточках (вставить окончания), а все остальные (один ученик у доски) составить предложение со словом "играл": I вариант – с однородными членами, II вариант – сложное.
Игра „Снеговик”. Закрепление.
– Лепим снеговичка! Вставьте в окошко правильное окончание! (У ребят на портах шаблоны снеговиков с вырезанными окошечками). Будьте внимательны!
– Дышите, уходит, думаешь, рисуете, дружим, пересадишь, помогает, уважаете, строим.
– Взаимопроверка (На доске появляется карточка с ответами). Оцените себя. (У одного ученика проверить).
Домашнее задание.
с 79 памятку выучить, №180 – в тетради.
Итог. Оценка.
– Что же мы узнали о том, как написать окончание глагола? (Вспомнить памятку, она на доске)
– Что повторили еще?
– Какие знания показали? Какие результаты получили? (На доску ребята приклеивают свои карточки со снежинками). Подводится итог.