При обучении чтению ребенка у нас один критерий проверки умения читать – проверка техники чтения. Но ребенок, сосредоточившийся на техники чтения, теряет смысловую нить повествования – чувственный фон содержания и выполняет таким образом механическую работу. Целостность восприятия текста обеспечивается лишь после многократного прочтения, в результате чего опять же теряется актуальность содержания, и чтение остается неполноценным с точки зрения его познавательной функции.
Я решила попробовать методику Кушнира Алексея Михайловича, но встретила существенную трудность: читать необходимо 35–40 минут, а в книге для чтения тексты для чтения рассчитаны на 10–15 минут, если брать дополнительную литературу, то она должна быть у каждого. Конечно наша библиотека не в состоянии, ежедневно, в течении 4–х лет для 20 детей одновременно дать нужную книгу. А по опыту прошлых лет я знаю, что к 3 классу дети значительно теряют интерес к чтению. Это и понятно: длительное время ребенок читает, плохо понимая содержание, вынужден слушать плохое чтение своих товарищей.
Кушнир А.М. доказал, что вместе с речедвигательными функциями в чтении участвуют движения глаз. Младший школьник при слабой технике чтения часто возвращается к началу слова, пытаясь прочесть правильно, или осмыслить прочитанное. В результате формируется устойчивый стереотип обратных движений глаз – регрессия, действующая всю жизнь и сокращающая полезное время чтения, также учитывается малое поле зрения, нерациональная траектория движений глаз, слабая концентрация внимания. Поэтому по методике Кушнира необходимо научить следить движением глаз по строке. Для этого текст, который мы будем читать в классе, я начитываю на магнитофон, а на уроке учу детей следить глазами по строкам, помогая себе указкой или пальчиком. Когда они научились это хорошо делать, начитывая на магнитофон, я убыстряю темп чтения. Затем, когда школьники следят за чтением в заданном темпе, я предлагаю читать вслух вместе с диктором. В это время закладывается у них установка читать вслух только красиво, вырабатывается интонационная культура чтения.
Что дала методика Кушнира мне:
- Возросла техника чтения учащихся, чтение стало выразительное и осмысленное.
- Возрос объем чтения на уроке.
- Выше стала читательская активность.
- Урок чтения – любимый урок для многих детей.
Минусы методики:
1. Нельзя прекращать чтение под магнитофон ни на один урок.
2. Трудно научить следить глазами детей с неустойчивым вниманием, подвижных детей.
ЦЕЛИ:
- Формировать привычку полностью сосредоточиться на содержании текста.
- Развивать умение впитывать необходимую информацию и переживать то, что читаешь.
- Учить концентрировать внимание на главных аспектах содержания и на его деталях.
- Вырабатывать активность мысли, формирующую способность отстаивать свою точку зрения.
- Помогать детям накопить опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, людям, к себе.
- Развивать речь, память, слух.
ХОД УРОКА:
- Организационная минутка.
- Информационное чтение (по карточкам и книгам читают и рассказывают о чем узнали).
- Проверка домашнего задания (3 человека отвечают на вопросы (7 вопросов)).
- Выборочное чтение.
- Чем занимались Золоторевы в тот день?
- Какие автобусы знала т.Таня?
- Хорошо ли в этот день было рабочим на Серебрянке?
- Как объяснил Максим появление дождя?
- Почему рассказ так называется? ( 10 мин)
- Действующие лица рассказов Т.Чинаревой.
- Кто такая Марта?
- Что вы знаете о ней?
- Сегодня вы узнаете еще кое-что о ней. Читаем, запоминаем и думаем над вопросами.
- Чтение за звуковым ориентиром (рассказ “Зеленый грузовик”).
- Ответ на вопрос.
- Проверяю память и внимание.
- Чтение “Главный по помидорам” (15 мин)
Что нового из этих рассказов вы узнали о Марте?
Вам встретится новое слово выхухоль. Это маленький зверек, живущий в норах у воды. Очень похож на мышку. Показ фотографий зверька.
Физминутка
а) Корова Марта – храбрая.
в) Урс сидит на крыльце, Том лежит у будки.
в) И тигр с Мартой драться не решился.
г) Максим почувствовал себя таким взрослым, который может ездить в автобусе, не по билету.
д) В Америке зимой идет теплый снег.
е) Максим привез 2 кузова мелких камешков курам.
ж) Он отдыхал час, два.
з) Марту толкали все вместе, как застрявший в луже “москвич”.
и) Мама согнала с окошка муху.
к) Она не любит незнакомых вещей и беспорядка.
Физминутка
Домашнее задание
Составить 6 текстов-утверждений по рассказу “Главный по помидорам”
– Оправдал ли свое поручение Максим? Почему?
Оценки за урок:
“3” – 2, остальные “4” и “5”.