Необходимость использования документов письменного инструктирования вызвана рядом причин: во-первых, во все возрастающими требованиями к качеству подготовки квалифицированных рабочих; во-вторых, нехваткой времени для эффективного управления процессом производственного обучения учащихся - проведения индивидуального инструктирования. (Исследования показали, при длительности урока производственного обучения - 6 часов на индивидуальную работу мастера с каждым из 25 учащихся приходится всего 8-10 мин.); в-третьих, невозможностью использовать на рабочих местах учащихся изданные в виде книг руководства для подготовки квалифицированных рабочих ряда профессий, в том числе по профессии “Повар, кондитер”.
На наш взгляд, применение письменных инструкций во многом расширяет возможности мастера в управлении процессом обучения. Это обеспечивается, прежде всего, тем, что учебная информация в документах письменного инструктирования дается в заранее намеченной, четко выраженной системе. Письменное инструктирование создает благоприятные условия для определенной стандартизации сообщаемой информации.
Вместе с тем, необходимо отметить, что, несмотря на явные достоинства, письменное инструктирование, к сожалению, пока не нашло широкого применения в практике производственного обучения учащихся.
Используемые в производственном обучении документы письменного инструктирования имеют две стороны: производственно-технологическую, определяющую, что и в какой последовательности делать для получения необходимого результата обучения, и учебно-инструктивную, содержащую указания, как делать.
В зависимости от целей и периода обучения мы применяем документы письменного инструктирования пяти видов.
В период изучения отдельных трудовых операций (операционный период), когда учащиеся только начинают освоение профессии, когда у них отсутствуют профессиональные умения и навыки, не сформированы профессионально значимые качества, когда для учащихся все изучаемое является новым, непонятным, когда учащиеся нуждаются в подробных объяснениях, инструкциях, в этот период используются инструкционные карты.
После овладения учащимися основными трудовыми операциями, в период, когда учащиеся начинают выполнять простые комплексные работы, когда они отрабатывают несложную технологическую последовательность трудовых операций, их соединение, но необходимость в пояснениях, инструкциях не отпала, в этот период целесообразнее всего использовать инструкционно-технологические карты.
В период выполнения сложных комплексных работ, то есть отработки технологии приготовления блюд или кондитерских изделий, применяют технологические карты.
В любой период обучения можно применять учебные алгоритмы и карты-задания.
При обучении профессии “Повар, кондитер” применяются простые и сложные, линейные и разветвленные алгоритмы. Особенно важно применять алгоритмы при изучении технологии приготовления блюд.
Карты-задания также применяются в различные периоды овладения профессией. Карты-задания бывают различного вида.
Первый, основной вид - карта-задание – по изучению устройства и принципа работы оборудования.
Второй вид – по фиксации трудовых действий, изучению технологических процессов, отработке фактического хода трудового процесса.
Карты – задания третьего вид - по обнаружению реальных отклонений и нарушений от норм, правил, технологии.
Четвертый вид карты-задания – служит для выработки конкретных действий, определения условий, решения ситуационных задач, разрешения производственных ситуаций.
Пятый вид – используется для обобщения собственного опыта учащихся.
Методика использования документов письменного инструктирования
Непременным условием является системность применение письменных инструкций. Второе условие – глубокое знание письменных инструкций мастером производственного обучения, умение свободно и технически грамотно владеть всеми трудовыми действиями, приёмами, учить учащихся выполнять их так, как рекомендовано в инструкциях.
Применение письменных инструкций-заданий для изучения учащимися оборудования и технологических процессов на предприятиях создает условия для формирования у них таких профессионально важных умений и навыков, как анализ, синтез, систематизация, выделение наиболее существенного и т.п.
Применение письменных инструкций создаёт благоприятное условие для формирования учащихся самостоятельности в работе и способствует успешному решению задачи повышения профессиональной адаптации учащихся – будущих молодых рабочих.
Наибольший эффект управления процессом обучения профессии и самостоятельности учащегося даёт такая организация применения карт, когда они имеются у каждого учащегося на рабочем месте. Такая индивидуализация позволяет учащемуся многократно, независимо от других, обращаться к указаниям, содержащимся в инструкции, в момент необходимости в любых условиях работы. Имея “под рукой” инструкцию, учащийся может постоянно контролировать свои действия и осознанно их корректировать.
Необходимо также иметь инструкционную карту большого размера, как пособие при проведении вводного инструктажа со всей группой учащихся. Идентичное применение документа письменного инструктирования в качестве наглядного пособия (плаката) и каждым учащимся в качестве индивидуального пособия помогает однозначному толкованию учебного материала, формированию не просто трудового умения, а именно навыка выполнения той или иной трудовой операции, что является значимым при подготовке квалифицированного рабочего.
Разработанные нами документы письменного инструктировании содержат наиболее рациональные и целесообразные последовательности выполнения трудовых действий, приемов, операций. Мы стараемся оформить их методически и технически грамотно, дать точные и доходчивые указания. Дидактическая ценность письменных инструкций заключается в сочетании различных видов информации: словесных указаний и рекомендаций, рисунков, эскизов, схем, графиков, контрольных вопросов и т.д.
Применение документации письменного инструктирования, являющейся самостоятельным источником информации, как показывает опыт, дает возможность в значительной степени решить вопрос об эффективном инструктировании каждого учащегося, повысить самостоятельность учащихся в процессе обучения.
Применение письменного инструктирования способствует расширению и укреплению связи теории и практики. Работая с письменной инструкцией, учащиеся широко используют теоретические знания, конкретизируют и расширяют их.
В качестве примера приводим план урока производственного обучения с использованием документов письменного инструктирования.
План урока производственного обучения
Тема программы: Приготовление блюд и гарниров из овощей.
Тема урока: Приготовление жареных блюд из картофельной массы.
Цели урока:
Учебная: Научить учащихся самостоятельному (пользуясь инструкционно-технологической картой) приготовлению зраз и котлет из картофельной массы, закрепить профессиональные умения по применению различных сочетаний приёмов и операций (в приготовлении картофельной массы, фарша, формовки изделий).
Воспитательная: Формировать у учащихся самостоятельность при выполнении, закреплять навык самоконтроля.
Развивающая: Развивать мыслительную деятельность учащихся (операции сравнения) при выполнении учебно-производственных работ.
Методическая цель:Методика формирования самостоятельности учащихся при помощи использования документов письменного инструктирования.
Тип урока: Урок выполнения простых комплексных работ.
Оснащение:
оборудование кабинета-лаборатории – плита электрическая с жарочным шкафом;
посуда: кастрюля на 1,5 л., сковорода среднего размера, тарелка для вторых горячих блюд, соусник, нож столовый, вилка столовая;
инструменты и приспособления: лопатка, кухонный нож, толкушка, прихватки, калькулятор;
сырье - продукты согласно сборнику рецептур;
документы письменного инструктирования – инструкционно-технологические карты, технологические схемы;
раздаточный материал - сборник рецептур блюд.
Оформление: Плакат с высказыванием
Межпредметные связи: Специальная технология (Тема “Приготовление блюд и гарниров из овощей”), Оборудование предприятий общественного питания (Тема “Машины и механизмы для обработки овощей), Физиология питания, санитария и гигиена (Тема “Личная гигиена работников предприятий общественного питания”), Товароведение пищевых продуктов (Тема “Биологическое значение пищи и ее химический состав”), Калькуляция и учет (Тема “Учет продуктов на производстве”).
Ход урока
I. Организационный момент (1-2 мин.)
Взаимное приветствие, отметка отсутствующих и выяснение причин, проверка наличия спецодежды и калькуляторов.
II. Вводный инструктаж (35-40 мин.)
1. Сообщение темы и целей урока.
2. Актуализация внимания учащихся на содержание темы урока (Один из учащихся зачитывает историческую справку, материал которой подготовлен им заранее в качестве домашнего задания).
Выступление учащегося:
Родина картофеля – Чили. Здесь его возделывали ещё в самом начале нашей эры. В Европе это растение первоначально рассматривали как диковинку с красивыми цветами и, в меньшей степени, как продукт питания.
Многие модницы из высшего общего прикалывали букетики картофеля к волосам.
Аптекари Парижа и Берлина разводили картофель как лекарственное растение.
В Россию картофель завезли при Петре 1. Будучи в заграничном путешествий Царь Петр I выслал мешок картофеля Александру Меньшикову и велел его разводить в России.
В 1800 году картофель ещё был такой редкостью, что его дарили в праздники и подавали на придворных балах как редкое лакомое блюдо.
3. Актуализация знаний учащихся для выполнения учебно-производственных работ урока.
3.1. Индивидуальная работа учащегося у доски. (Работа по плакату.) С последующей взаимопроверкой (Учащиеся проверяют правильность выполнения работы отвечающего у доски и при необходимости – исправляют).
Выполнив задание, разложить карточки с названием видов тепловой обработки в конверты.
Задание:
- Из всех предложенных карточек с названием приёмов тепловой обработки выберите названия тех, которые применяются при приготовлении зраз картофельных,
- Разложите их в конверты в соответствии с видами,
Эталон ответа: основные – варка, жарка, жарка в жарочном шкафу, вспомогательные - пассерование.
3.2. Индивидуальная работа по карточке (1 учащийся)
Эталон ответа: 1. Основной,, во фритюре, в жарочном шкафу.
2. Жаркой называют нагревание продукта с жиром или без него до состояния, при котором образуется поджаристая корочка.
3.4. Фронтальный опрос группы
- Назовите ассортимент жаренных блюд из картофельной массы.
Эталон ответа: котлеты, зразы, крокеты.
- Охарактеризуйте кулинарное изделие из картофельной массы, называемое зразами.
Эталон ответа: зразы картофельные – это фаршированное изделие прямоугольной формы с закруглёнными концами, панированное в сухарях и обжаренное с двух сторон до золотистой корочки.
(Демонстрация фото и муляжа зраз, пояснения мастера).
- Дайте характеристику котлетам.
Эталон ответа: котлеты картофельные имеют овальную приплюснутую форму с одним заострённым концом, панированные в сухарях и обжаренные основным способом с двух сторон.
(Демонстрация фото и муляжа котлет картофельных, пояснения мастера).
- Знакомы ли Вы с приёмами формовки котлет картофельных? При формовке каких изделий Вы сталкивались с аналогичными трудовыми приемами?
Эталон ответа: при приготовлении рыбных и мясных полуфабрикатов.
- Расскажите о правилах подачи зраз и котлет картофельных.
Эталон ответа: котлеты и зразы подают как самостоятельное блюдо по 2 штуки на порцию с маслом, сметаной, соусами (грибным, сметанным, томатным, луковым). Часто при подаче используют дополнительный гарнир (зелень, свежие, консервированные овощи).
4. Интеллектуальная разминка (реализация развивающей цели).
Даны глаголы, обозначающие процессы: перебрать, калибровать, очистить, дочистить, залить холодной водой, посолить, отварить, слить, охладить, нарезать, протереть, ввести яйцо (Глаголы написаны на плакате).
Вопросы группе:
- Какой технологический процесс характеризуют перечисленные глаголы?
Эталон ответа: приготовления картофельной массы.
- Уберите глагол, лишний для технологического процесса приготовления картофельной массы.
Эталон ответа: нарезать.
- Найдите недостающий для технологического процесса приготовления глагол.
Эталон ответа: просушить.
- Расположите глаголы в последовательности технологического процесса приготовления картофельной массы.
Эталон ответа: перебрать, калибровать, очистить, дочистить, залить водой, посолить, отварить, слить, протереть, охладить, ввести яйцо.
- Действие какого глагола ведет к нарушению технологического процесса приготовления картофельной массы?
Эталон ответа: залить горячей водой.
- Какие ошибки следует устранить в перечне глаголов, отражающих технологический процесс приготовления картофельной массы?
Эталон ответа: глагол “Калибровать” пишется через “и”.
5. Вопросы “на засыпку”.
- Несмотря на свою полезность, в каком случае картофель может стать ядовитым?
Эталон ответа: если кожура картофеля позеленела, соланин, содержащийся в ней, ядовит.
- Каким образом повар может спасти “Честь мундира”?
Эталон ответа: перед варкой картофель “В мундире” для сохранения целостности кожуры её следует наколоть вилкой в нескольких местах.
6. Дополнения мастера производственного обучения.
Картофель называют вторым хлебом. Его калорийность в 2 раза выше, чем у других овощей. Основной энергетический материал – углевод. Имеет нежную хорошо усвояемую клетчатку. Белок картофеля имеет прекрасный аминокислотный состав, близкий к животным белкам. Картофель богат магнием, кальцием, железом, фосфором, йодом. Благодаря высокому содержанию калия (свыше 500 мг на 100 г продукта), способствует выведению воды из шлаков из организма и регулирует обменные процессы. 500 гр. картофеля хватает для удовлетворения суточной потребности в витамине С. Помимо витамина С картофель содержит витамины: В1, В2, В6, фолиевую кислоту, РР, пектиновые вещества, органические кислоты.
7. Объяснение последовательности выполнении работ, безопасных приёмов их выполнения и показ формовки полуфабрикатов.
7.1. . Разбор схемы технологической последовательности приготовления зраз.
7.2. Разбор схемы технологической последовательности приготовления котлет картофельных.
7.3. Совместный (мастера и учащихся) расчет количества сырья (брутто и нетто) для двух порций котлет и зраз картофельных. Запись в первую колонку расчетной карты.
8. Самостоятельная работа учащихся. Расчет количества сырья (брутто и нетто) для 50 и 100 порций котлет и зраз картофельных. Заполнение расчетной карты.
9. Закрепление правил организации работы и техники безопасности при приготовлении зраз и котлет картофельных.
Вопросы группе:
- Выберите из разложенных на столе инструментов и приспособлений те, которые Вам понадобятся для изготовления зраз и котлет картофельных.
Эталон ответа: ножи, доски (ОС), кастрюли, сковорода, толкушка, тарелка, вилка, весы, лотки.
- С помощью каких машин и механизмов может быть ускорен и облегчен процесс массового приготовления на производстве зраз и котлет картофельных.
Эталон ответа: с помощью картофелечистки, протирочной машины.
Какие приёмы безопасности следует соблюдать при приготовлении зраз и котлет картофельных?
Эталон ответа: Правила эксплуатации картофелеочистительных машин. (Инструкция № 38), правила эксплуатации электроплиты (Инст. № 39), Правила безопасного труда при выпролнении кулинарных работ (Инст. № 28).
10. “Узелок на память”. Игровой приём закрепления знаний по охране труда и техники безопасности. Проверка домашнего задания: оформить в стихотворной форме правила охраны труда и техники безопасности при приготовлении зраз и котлет картофельных. Учащиеся зачитывают.
Если ты сыграть не хочешь,
Раньше времени в “жмура”,
Проверяй болт заземленья
С изоляцией шнура.
В электробезопасности
Коль хочешь ты прибыть,
Соломку можешь выбросить,
А коврик постелить.
На черненькую кнопочку
Собрался нажимать?
-А правильность сборки,
Кто будет проверять?
Не следует рукою
Проталкивать куски
В электромясорубку.
Опасно, мужики!!!
Работу на машине,
(Чтоб избежать беду),
Проверим для начала
На холостом ходу.
А чтобы на ладонях
Не вспухли пузыри,
Горячие предметы
Прихватками бери.
Кастрюлю по объему
С расчетом выбирай.
На 10 сантиметров
К краям не доливай.
Чтоб зубы преждевременно
Вам не пришлось вставлять,
Все кольца, перстни, серьги
Не забывай снимать.
Всегда ты осторожность
В работе соблюдай!
Пролил случайно жидкость –
Быстрее вытирай!
11. Закрепление материала вводного инструктажа
Двое учащихся показывают приемы формовки зраз и котлет картофельных. В это время вопросы группе:
- Какие правила следует соблюсти для сохранения питательных веществ в процессе приготовления зраз и котлет.
Эталон ответа: варку картофеля необходимо проводить в малом количестве горячей воды, посолив и закрыв крышку, соблюдая время варки, использовать при варке неокисляющую посуду.
- Почему в процессе приготовления картофельной массы картофель протирают (толкут) горячим?
Эталон ответа: остывая, крахмальные зёрна картофеля теряют свою эластичность, при протирании разрываются, отчего масса становиться клейкой, тягучей.
- Для чего перед соединением с сырым яйцом, массу охлаждают до 400С.
Эталон ответа: чтобы предотвратить преждевременное свёртывание белка.
- Почему при формовке изделий картофельная масса должна оставаться тёплой.
Эталон ответа: охлаждённая масса становиться комковатой и плохо формуется.
На примере выполнения задания учащимися еще раз обращается внимание на правильность выполнения трудовых приемов при формовки зраз и котлет картофельных.
12. Сообщение критериев оценки. (Приложение №)
III. Текущий инструктаж (5 час.)
Деятельность учащихся |
Деятельность мастера |
1. Организация рабочего места, подбор посуды и приспособлений. | 1. Обход с целью проверки правильности организации рабочего места. |
2. Взвешивание продуктов | 2. Наблюдение за деятельностью учащихся |
3. Первичная обработка продуктов, самоконтроль % отходов (взвешивание картофеля до очистки и после, сравнение массы брутто и массы с нормативами. При необходимости довложение сырья до нормы). | 3. Обход с целью контроля правильности выполнения трудовых приёмов и операций. При необходимости индивидуальное инструктирование и показ. Занести данные в карту критериев оценки. |
4. Приготовление картофельной массы. | 4. Обход с целью контроля соблюдения технологической последовательности. |
5. Приготовление фарша. | 5. Обход с целью контроля соблюдения технологической последовательности. При необходимости индивидуальное инструктирование и показ. |
6. Дозировка полуфабрикатов. Самоконтроль норм выхода. | 6. Наблюдение за деятельностью
учащихся. Занести данные в карту критериев оценки выполнения учащимися учебно-производственных работ (зраз и котлет картофельных). |
7. Формовка изделий. | 7. Обход с целью контроля правильности выполнения трудовых приемов формовки. При необходимости индивидуальное инструктирование и показ. |
8. Обжарка изделий. | 8. Обход с целью контроля соблюдения правил техники безопасности. |
9. Оформление дополнительного гарнира. | 9. Показ элементов оформления при подаче блюд. |
10. Подача блюда | 10. Принятие работ. Бракераж готовых изделий. Оценка качества. Заполнение карты критериев оценки выполнения учащимися учебно-производственных работ (приготовления зраз и котлет картофельных). |
IV. Заключительный инструктаж (10-15 мин.)
- сообщение о достижении целей урока;
- анализ умения выполнять производственные работы самостоятельно с использованием технологической карты;
- разбор типичных ошибок при выполнении учебно-производственных работ (приготовлении зраз и котлет картофельных);
- демонстрация лучших работ;
- оценка работы учащихся, комментарии;
- сообщение темы следующего урока;
- выдача домашнего задания: Повторить тему “Приготовление запеченных блюд из картофельной массы”, составить алгоритм приготовления запеканки картофельной с овощами и рулета картофельного с яйцом и луком;
- уборка учащимися рабочих мест.