Тема: "Образ художественной культуры Японии", урок "Японский костюм"

Разделы: Начальная школа


Класс 4-й  (программа 1-4)

Цели.

  • Знакомство с особенностями национального японского костюма на основе восточной философии.
  • Делать по наблюдению и с натуры зарисовки человека.
  • Формирование ценностного отношения к культуре и уважения к обычаям традициям другого народа.
  • Развитие навыков восприятия художественного образа, умений передавать свое отношение к изображаемым событиям, используя для этого возможности композиции, рисунка, цвета.

Материалы:

  • наглядно-иллюстративный материал;
  • листы бумаги для индивидуальных работ;
  • гуашь, пастель, карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Рассказ учителя

В отличие от европейской моды, очень разнообразной и часто противоречивой, японское кимоно неизменно в течение веков. Короткое или более длинное, оно всегда отличается великолепием шелка, тонким рисунком, традиционным кроем, богатством складок.

Основой натурфилософских воззрений древних китайцев является мысль о том, что вся жизнь представляет собой результат взаимодействия противоположных сил Инь (Мрак, женское начало) и Ян (Свет, мужское начало).

Рис. 1При этом надо иметь в виду, что в теории Инь-Ян основное внимание акцентируется не на их противопоставлении, а на естественном чередовании этих сил, причем кульминацией считается их полное слияние. Конкретным выражением этого слияния служил дождь-явление, имевшее огромное значение для земледельческих народов, дождь, как то уникальное состояние природы, когда Небо и Земля как бы связаны между собой прозрачными водяными струями (рис. 1, рис. 2, рис. 3).

    Поэтому столь часто повторяющимся мотивом в древнекитайской символической орнаментике являются ленты облаков, завитки волн, спирали грома.

Рис. 2Помимо абстрактных символов часто используются изображения трав, деревьев, животных, насекомых, причем их изображение всегда несет определенный смысл. Нежно-лиловые цветы сливы символизируют конец зимы. Эмблемой пышного расцвета весны служит изображение пиона – от нежно-белого, зеленовато-нефритового до пурпурного и черного.

Кроме определения времени года, рисунки и орнамент, украшающие костюм, несут и дополнительный смысл – бабочка означает пожелание счастья, цветы персика Рис. 3символизируют долголетие, бессмертие, бамбук – воплощение стойкости и мужества.

Обычно стихии Дерева соответствует зеленый цвет, Огня – красный, стихии воды – черный. Особое место в цветовой символике занимает желтый цвет – цвет Земли.

Долгое время одежда желтого цвета была привилегией только императора, ее не имели права носить даже члены императорской семьи.

Одежда японок – КИМОНО. Это платье-халат с широкими длинными рукавами. На кимоно обычно расходуется примерно десять метров ткани. Неизменна и последовательность облачения женщин в кимоно: вначале надевается нижняя юбка и белые полотняные носки. Затем нижнее длинное кимоно, которое подвязывается поясом, верхнее кимоно – его стягивают поясом чуть выше талии, с тем, чтобы образовался напуск, а подол прикрыл пятки (рис. 4, рис. 5).

Рис. 4     Рис. 5

Верхним, плотным поясом «ОБИ» дважды оборачивают талию так, чтобы самая красивая его часть оказалась впереди. Завязывают «оби» на спине большим роскошным бантом,

Традиционный способ повязывания «оби» существует и сегодня. Ведь умение повязывать и носить его свидетельствует о своеобразном мастерстве и художественном вкусе. «Женщина, которая не умеет повязать оби, ничего не умеет» -гласит народная пословица.

Особенная красота кимоно – в его росписи. При традиционном методе окраски кимоно, почти не использовались чистые основные цвета, они давались всегда в комбинации оттенков или их постепенной градации.

Женщины расписывали их сами для себя, берегли и передавали внучкам. В кимоно японки похожи на причудливые цветы, которые качает ветер, на только что взлетевшую бабочку. За узорами платьев, движениями складок фигура кажется совсем бесплотной, а голова напоминает склонившийся от тяжести бутон на тонком стебле. Открытую изящную линию шеи венчает тяжелая корона черных волос, скрепленных длинными шпильками и гребнями.

Глаза как маленькие рыбки, рот – лепесток, а высоко поднятые брови говорят о чуткости (рис. 6).

Рис. 6

Вопросы для беседы

  1. Назовите отличительные признаки искусства Японии. (Связь с природой, легкость, грация.)
  2. Перечислите наиболее часто повторяющиеся мотивы в Японской орнаментике.
  3. Что в древневосточной (японской) символике выражает слияние земли и неба?
  4. Назовите цвета, соответствующие стихии Дерева, Огня, Металла, Воды, Земли.
  5. Каково представление японцев о красоте человека, главным образом – женской красоте?

Задание

  • Нарисуй образ японки в национальной одежде (кимоно), с передачей характерных черт лица, прически, движения, фигуры.
  • Изображая фигуру, не бойся начать с платья: рисуй, будто хочешь изобразить ручеек или легкий порыв ветра; найди место головке с поднятыми черными волосами, кисти рук у японок делали неестественно маленькими, а ноги обували в сандалии на высоких подошвах. Представь, что ты рисуешь девушку, гуляющую в саду.

Самостоятельная работа учащихся

Итог урока.

  • С искусством какой страны вы познакомились? Что нового узнали? Чем занимались на уроке?
  • Оценка. Самооценка.
  • Выставка работ учащихся.

Вопросы для беседы

  • Назовите отличительные признаки искусства Японии (связь с природой, легкость, грация);
  • Что в восточной символике выражает слияние земли и неба?
  • Перечислите наиболее часто повторяющиеся мотивы в японской орнаментике.
  • Назовите цвета, соответствующие стихии Дерева, Огня, Металла, Воды, Земли.
  • Каково представление японцев о красоте человека, главным образом — женской красоте?

Задание

  • Изобразите японок в национальной одежде (кимоно), с передачей характерных черт лица, прически, движения, фигуры.
  • Изображая фигуру, не бойтесь начать с платья: рисуйте, будто хотите изобразить ручеек или легкий порыв ветра, найдите место головке с поднятыми черными волосами, кисти рук у японок делали неестественно маленькими, а ноги обували в сандалии на высоких подошвах. Представьте, что рисуете девушку, гуляющую в саду.

Самостоятельная работа учащихся

Используемая литература

  1. «Юный художник», журнал Мод, 1989 г. ст. «Из истории костюма».
  2. Л.А. Неменская «Каждый народ — художник», 4-й кл., «THE DECADENTS» Sixth printing, 1982.