Класс 4-й (программа 1-4)
Цели.
- Знакомство с особенностями национального японского костюма на основе восточной философии.
- Делать по наблюдению и с натуры зарисовки человека.
- Формирование ценностного отношения к культуре и уважения к обычаям традициям другого народа.
- Развитие навыков восприятия художественного образа, умений передавать свое отношение к изображаемым событиям, используя для этого возможности композиции, рисунка, цвета.
Материалы:
- наглядно-иллюстративный материал;
- листы бумаги для индивидуальных работ;
- гуашь, пастель, карандаши.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Рассказ учителя
В отличие от европейской моды, очень разнообразной и часто противоречивой, японское кимоно неизменно в течение веков. Короткое или более длинное, оно всегда отличается великолепием шелка, тонким рисунком, традиционным кроем, богатством складок.
Основой натурфилософских воззрений древних китайцев является мысль о том, что вся жизнь представляет собой результат взаимодействия противоположных сил Инь (Мрак, женское начало) и Ян (Свет, мужское начало).
При этом надо иметь в виду, что в теории Инь-Ян основное внимание акцентируется не на их противопоставлении, а на естественном чередовании этих сил, причем кульминацией считается их полное слияние. Конкретным выражением этого слияния служил дождь-явление, имевшее огромное значение для земледельческих народов, дождь, как то уникальное состояние природы, когда Небо и Земля как бы связаны между собой прозрачными водяными струями (рис. 1, рис. 2, рис. 3).
Поэтому столь часто повторяющимся мотивом в древнекитайской символической орнаментике являются ленты облаков, завитки волн, спирали грома.
Помимо абстрактных символов часто используются изображения трав, деревьев, животных, насекомых, причем их изображение всегда несет определенный смысл. Нежно-лиловые цветы сливы символизируют конец зимы. Эмблемой пышного расцвета весны служит изображение пиона – от нежно-белого, зеленовато-нефритового до пурпурного и черного.
Кроме определения времени года, рисунки и орнамент, украшающие костюм, несут и дополнительный смысл – бабочка означает пожелание счастья, цветы персика символизируют долголетие, бессмертие, бамбук – воплощение стойкости и мужества.
Обычно стихии Дерева соответствует зеленый цвет, Огня – красный, стихии воды – черный. Особое место в цветовой символике занимает желтый цвет – цвет Земли.
Долгое время одежда желтого цвета была привилегией только императора, ее не имели права носить даже члены императорской семьи.
Одежда японок – КИМОНО. Это платье-халат с широкими длинными рукавами. На кимоно обычно расходуется примерно десять метров ткани. Неизменна и последовательность облачения женщин в кимоно: вначале надевается нижняя юбка и белые полотняные носки. Затем нижнее длинное кимоно, которое подвязывается поясом, верхнее кимоно – его стягивают поясом чуть выше талии, с тем, чтобы образовался напуск, а подол прикрыл пятки (рис. 4, рис. 5).
Верхним, плотным поясом «ОБИ» дважды оборачивают талию так, чтобы самая красивая его часть оказалась впереди. Завязывают «оби» на спине большим роскошным бантом,
Традиционный способ повязывания «оби» существует и сегодня. Ведь умение повязывать и носить его свидетельствует о своеобразном мастерстве и художественном вкусе. «Женщина, которая не умеет повязать оби, ничего не умеет» -гласит народная пословица.
Особенная красота кимоно – в его росписи. При традиционном методе окраски кимоно, почти не использовались чистые основные цвета, они давались всегда в комбинации оттенков или их постепенной градации.
Женщины расписывали их сами для себя, берегли и передавали внучкам. В кимоно японки похожи на причудливые цветы, которые качает ветер, на только что взлетевшую бабочку. За узорами платьев, движениями складок фигура кажется совсем бесплотной, а голова напоминает склонившийся от тяжести бутон на тонком стебле. Открытую изящную линию шеи венчает тяжелая корона черных волос, скрепленных длинными шпильками и гребнями.
Глаза как маленькие рыбки, рот – лепесток, а высоко поднятые брови говорят о чуткости (рис. 6).
Вопросы для беседы
- Назовите отличительные признаки искусства Японии. (Связь с природой, легкость, грация.)
- Перечислите наиболее часто повторяющиеся мотивы в Японской орнаментике.
- Что в древневосточной (японской) символике выражает слияние земли и неба?
- Назовите цвета, соответствующие стихии Дерева, Огня, Металла, Воды, Земли.
- Каково представление японцев о красоте человека, главным образом – женской красоте?
Задание
- Нарисуй образ японки в национальной одежде (кимоно), с передачей характерных черт лица, прически, движения, фигуры.
- Изображая фигуру, не бойся начать с платья: рисуй, будто хочешь изобразить ручеек или легкий порыв ветра; найди место головке с поднятыми черными волосами, кисти рук у японок делали неестественно маленькими, а ноги обували в сандалии на высоких подошвах. Представь, что ты рисуешь девушку, гуляющую в саду.
Самостоятельная работа учащихся
Итог урока.
- С искусством какой страны вы познакомились? Что нового узнали? Чем занимались на уроке?
- Оценка. Самооценка.
- Выставка работ учащихся.
Вопросы для беседы
- Назовите отличительные признаки искусства Японии (связь с природой, легкость, грация);
- Что в восточной символике выражает слияние земли и неба?
- Перечислите наиболее часто повторяющиеся мотивы в японской орнаментике.
- Назовите цвета, соответствующие стихии Дерева, Огня, Металла, Воды, Земли.
- Каково представление японцев о красоте человека, главным образом — женской красоте?
Задание
- Изобразите японок в национальной одежде (кимоно), с передачей характерных черт лица, прически, движения, фигуры.
- Изображая фигуру, не бойтесь начать с платья: рисуйте, будто хотите изобразить ручеек или легкий порыв ветра, найдите место головке с поднятыми черными волосами, кисти рук у японок делали неестественно маленькими, а ноги обували в сандалии на высоких подошвах. Представьте, что рисуете девушку, гуляющую в саду.
Самостоятельная работа учащихся
Используемая литература
- «Юный художник», журнал Мод, 1989 г. ст. «Из истории костюма».
- Л.А. Неменская «Каждый народ — художник», 4-й кл., «THE DECADENTS» Sixth printing, 1982.