Цели:
- Познакомить с приемом “оживление” и создать условия для практического применения его при сочинении сказок.
- Развивать логическое мышление и речь учащихся.
- Воспитывать интерес к произведениям художественной литературы, потребность в творческом самовыражении.
Задачи:
- Продолжить формирование умения составлять текст сказочного характера.
- Развивать эмоционально-чувственное отношение к действительности.
- Развивать воображение, образное мышление и умение фантазировать.
Оборудование: произведения Г. Х. Андерсена “Стойкий оловянный солдатик”, А. Толстого “Приключения Буратино”, Л. Гераскина “В стране невыученных уроков”, Е. Чеповецкого “Непоседа, Мякиш и Нетак”.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
– Сегодня на уроке мы вновь будем фантазировать, сочинять. Поможет нам в этом новый прием.
– А какие приемы для придумывания сказок вы знаете?
– “Салат” из сказок.
– Производительная приставка.
– Круги по воде.
– “Бином” фантазии.
– Сказка – калька.
– Кто автор этих приемов? (Д. Родари).
Используя один из приемов, настроимся на работу, определив наши действия на уроке. Что обязательно мы будем делать на уроке?
У – (узнавать, удивляться)
Р – (развивать, рассуждать)
О – (обсуждать, открывать)
К – (корректировать)
– Ваш настрой мне нравится. Какой прием использовали? (“Круги по воде”)
– Ребята! У меня письмо для второклассников ВГГ. Кто бы это мог написать?
“Здравствуйте, дорогие второклассники! Спешу сообщить вам о том, что меня волнует. Я никого не трогаю, не беспокою, всегда даю возможность написать работу на “отлично”, а меня царапают, делают надписи ручкой – мне больно и обидно. Я мечтаю быть такой же чистой, нарядной, как и вы, мои ученики. Помогите мне!”
– Вы догадались? Что скажете? Что необычного в том, что вы сейчас услышали?
– Парта, как живая, нам говорит. (Парта ожила) Как можно назвать этот прием? (Оживление)
– Этот прием в литературе научно называется “олицетворение”.
Олицетворение – перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные.
– Какой человек по характеру может понять боль и тревогу неживого предмета? (Чувствительный, добрый).
– А сейчас проявив свою чуткость, попробуйте от лица ожившего предмета рассказать по плану:
- Что меня тревожит?
- Чего боюсь?
- Что я не люблю?
- Что я люблю?
- О чем мечтаю?
Ребята постараются догадаться. Вы можете выбрать сами предмет, который ожил, а можете воспользоваться предложенными.
Самостоятельная работа в группах.
Слушание текста загадки.
– Чья просьба о помощи, рассказ показался более значимым?
– Оказывается, рассказав об ожившем предмете, ребята показали насколько они внимательны, чуткие люди.
– Что же пожелаете хозяевам этих вещей? (Будьте внимательные, аккуратнее, добрее).
– Когда предмет оживает, он не только начинает чувствовать, думать, говорить, но с ним еще могут происходить разные приключения: у него разные дела, развлечения.
– Чтобы продолжить работу по сочинению сказки, выполните структуру сказки (добрые и злые герои, цель, место действия)
– Попробуйте сочинить сказку, выбрать предмет, который у вас ожил.
Самостоятельная работа в парах.
Слушание сказок.
– Чья сказка показалась вам более интересной, почему?
Дома вы напишете свою, новую сказку.
– Давайте вспомним, а в каких сказках использовался прием “оживление”?
– Кто стал живым? Из чего он? Кто автор сказки? (“Стойкий оловянный солдатик”, “Буратино”, “Непоседа, Мякиш и Нетак” и другие) – учитель показывает не названные книги.
– Что можете сказать о сказках, в которых используется прием “оживление”?
(Они необычны, очень интересны.)
Вернемся к целям урока, которые себе поставили. Давайте отметим то, что у нас получилось из намеченного
– У – узнали новый прием “оживление”
– Р – развили умение фантазировать
– О – обсуждали сказки
– К– корректировали, критические замечания делали.
– Какие у вас впечатления об уроке?
– Говорят, что и стены “слышат”. Что они могли бы сказать о вас, когда вы уйдете?
(Дети поработали дружно и интересно.)