Прием "оживление" при сочинении сказок (урок развития творческих способностей во 2-м классе)

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить с приемом “оживление” и создать условия для практического применения его при сочинении сказок.
  • Развивать логическое мышление и речь учащихся.
  • Воспитывать интерес к произведениям художественной литературы, потребность в творческом самовыражении.

Задачи:

  • Продолжить формирование умения составлять текст сказочного характера.
  • Развивать эмоционально-чувственное отношение к действительности.
  • Развивать воображение, образное мышление и умение фантазировать.

Оборудование: произведения Г. Х. Андерсена “Стойкий оловянный солдатик”, А. Толстого “Приключения Буратино”, Л. Гераскина “В стране невыученных уроков”, Е. Чеповецкого “Непоседа, Мякиш и Нетак”.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

– Сегодня на уроке мы вновь будем фантазировать, сочинять. Поможет нам в этом новый прием.

– А какие приемы для придумывания сказок вы знаете?

– “Салат” из сказок.

– Производительная приставка.

– Круги по воде.

– “Бином” фантазии.

– Сказка – калька.

– Кто автор этих приемов? (Д. Родари).

Используя один из приемов, настроимся на работу, определив наши действия на уроке. Что обязательно мы будем делать на уроке?

У – (узнавать, удивляться)

Р – (развивать, рассуждать)

О – (обсуждать, открывать)

К – (корректировать)

– Ваш настрой мне нравится. Какой прием использовали? (“Круги по воде”)

– Ребята! У меня письмо для второклассников ВГГ. Кто бы это мог написать?

“Здравствуйте, дорогие второклассники! Спешу сообщить вам о том, что меня волнует. Я никого не трогаю, не беспокою, всегда даю возможность написать работу на “отлично”, а меня царапают, делают надписи ручкой – мне больно и обидно. Я мечтаю быть такой же чистой, нарядной, как и вы, мои ученики. Помогите мне!”

– Вы догадались? Что скажете? Что необычного в том, что вы сейчас услышали?

– Парта, как живая, нам говорит. (Парта ожила) Как можно назвать этот прием? (Оживление)

– Этот прием в литературе научно называется “олицетворение”.

Олицетворение – перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные.

– Какой человек по характеру может понять боль и тревогу неживого предмета? (Чувствительный, добрый).

– А сейчас проявив свою чуткость, попробуйте от лица ожившего предмета рассказать по плану:

  • Что меня тревожит?
  • Чего боюсь?
  • Что я не люблю?
  • Что я люблю?
  • О чем мечтаю?

Ребята постараются догадаться. Вы можете выбрать сами предмет, который ожил, а можете воспользоваться предложенными.

Самостоятельная работа в группах.

Слушание текста загадки.

– Чья просьба о помощи, рассказ показался более значимым?

– Оказывается, рассказав об ожившем предмете, ребята показали насколько они внимательны, чуткие люди.

– Что же пожелаете хозяевам этих вещей? (Будьте внимательные, аккуратнее, добрее).

– Когда предмет оживает, он не только начинает чувствовать, думать, говорить, но с ним еще могут происходить разные приключения: у него разные дела, развлечения.

– Чтобы продолжить работу по сочинению сказки, выполните структуру сказки (добрые и злые герои, цель, место действия)

– Попробуйте сочинить сказку, выбрать предмет, который у вас ожил.

Самостоятельная работа в парах.

Слушание сказок.

– Чья сказка показалась вам более интересной, почему?

Дома вы напишете свою, новую сказку.

– Давайте вспомним, а в каких сказках использовался прием “оживление”?

– Кто стал живым? Из чего он? Кто автор сказки? (“Стойкий оловянный солдатик”, “Буратино”, “Непоседа, Мякиш и Нетак” и другие) – учитель показывает не названные книги.

– Что можете сказать о сказках, в которых используется прием “оживление”?

(Они необычны, очень интересны.)

Вернемся к целям урока, которые себе поставили. Давайте отметим то, что у нас получилось из намеченного

– У – узнали новый прием “оживление”

– Р – развили умение фантазировать

– О – обсуждали сказки

– К– корректировали, критические замечания делали.

– Какие у вас впечатления об уроке?

– Говорят, что и стены “слышат”. Что они могли бы сказать о вас, когда вы уйдете?

(Дети поработали дружно и интересно.)