1. Введение
Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности. количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Особенно это актуально для учащихся старших классов, которым приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.
Из-за присутствия в школе элемента соревнования, связанного с ориентацией на высокие показатели, у детей, не справляющихся с программой, легко развивается самопораженческая реакция и негативное представления о собственной личности, они смиряются с ролью неудачников и неуспевающих, что препятствует дальнейшему личностному развитию и увеличивает риск возникновения психосоматических расстройств. Естественно, на этой почве может возникнуть стрессовое состояние. Во время экзаменов и итоговых контрольных, зачётов стресс ещё более усиливается, и это вызывает раздражение, усталость, возбудимость и другие признаки напряжения нервной системы. С одной стороны, нельзя забывать о подростковом кризисе, совпадающем с усиленными нагрузками при окончании школы. Гормональная перестройка, лабильность вегетативных процессов, неустойчивость самооценки – все это способствует нарушению процессов адаптации и при неблагоприятных условиях может привести не только к развитию или обострению психосоматических заболеваний, но и к формированию отклоняющегося поведения как способа снятия перенапряжения.
С другой стороны, детско-подростковый возраст – это тот уникальный сенситивный период, в течение которого наиболее легко и естественно происходит обучение методам самоконтроля и саморегуляции, основным стратегиям конструктивного поведения, приводящим впоследствии к эффективной самореализации, наиболее полному проявлению интеллектуального и творческого потенциала личности.
Таким образом, одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-обоснованных эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков.
Внедрение в школьную программу факультативных занятий, разработанных на основании эффективной, научно обоснованной технологии биоуправления позволяет не только обучить детей и подростков навыкам саморегуляции и управления своим психоэмонациональным состоянием, но также способствует формированию осознанного отношения к здоровому образу жизни, профилактике нервного напряжения.
В нашей гимназии в обучении старшеклассников используется метод игрового биоуправления, разработанный в Институте молекулярной биологии и биофизики СО РАМН под руководством академика М.Б. Штарка. Задача игрового тренинга – обучить человека новым способам реагирования на напряжённые и конфликтные ситуации, овладение навыками произвольной регуляции физиологических функций в условиях психоэмоциональной нагрузки.
2. Описание метода
Игровое компьютерное биоуправление базируется на принципах биологической обратной связи (БОС) и предназначено для направленного немедикаментозного изменения ряда физиологических функций организма человека с использованием современного компьютерного оборудования. При реализации метода биоуправления при помощи специальной аппаратуры происходит регистрация физиологических параметров организма и преобразование их в сигналы обратной связи, которые человек воспринимает в виде звукового или зрительного ряда. Воспринимаемые сигналы отражают физиологические параметры в режиме реального времени, поэтому человек не только констатирует собственное состояние или его изменения, но и получает возможность с помощью навыков саморегуляции осознанно изменять регистрируемый параметр в необходимом направлении.
Компьютерный игровой тренажер состоит из:
- специальной аппаратуры, регистрирующей пульс и периферическую температуру (приборы “Детектор пульса” и “Биотемп”);
- компьютера, в котором происходит обработка и преобразование регистрируемых физиологических параметров и введение их в сюжет игры;
- набора компьютерных игр, сюжеты которых управляются выбранным физиологическим параметром и носят явный или скрытый соревновательный характер. (“Гребной канал”, “Магические кубики”, “Вира”, “Ралли” и др.)
Увлекательный сюжет игр, эмоционально воздействуя на играющего, вызывает интерес к результату, повышает мотивацию к тренировочному процессу и эффективность обучения. Моделируется стрессовая (соревновательная) ситуация, которую в процессе тренировки необходимо преодолеть, и таким образом, происходит обучение навыкам контроля своих вегетативных реакций в условиях психоэмоционального напряжения. Преодолевая кажущееся противоречие между эмоциональной нагрузкой и необходимостью быть спокойным, играющий учится сохранять устойчивость к стрессирующей ситуации игры, в результате чего у него создается модель эффективного поведения – система навыков конструктивного разрешения стрессовых ситуаций, препятствующая развитию стрессиндуцированных состояний и их последствий.
Обучающие алгоритмы построены так. что для победы нужно улучшить свой собственный предыдущий результат. Это является залогом совершенствования индивидуальных навыков. Все результаты сохраняются в базе данных, что позволяет проследить динамику обучения.
Для учащихся старших классов разработаны факультативные занятия с учётом изучаемых предметов биологического цикла.
3. Программа факультативных занятий для учащихся в рамках курса “Анатомия и физиология человека”
Название
- Психофизиологическая регуляция, стресс и биоуправление.
Цель
- Углубить знания учащихся о высшей нервной деятельности человека в связи с возможностями использования современных технологий биоуправления в регуляции физиологических функций организма. Дать понятие о роли психофизиологических методов в укреплении физического и психического здоровья, в развитии творческой и интеллектуальной деятельности. Дать практические навыки в применении методов биоуправления для профилактики психосоматических расстройств, психологического дискомфорта, стресса, а также для саморазвития личности.
Теоретическая часть
Количество часов | Содержание материала | Приемы, методы, средства обучения |
2 ч. | Значение нервной системы. Нервно-гуморальная регуляция. Особенности ВНД человека и его поведения. | Вводная лекция |
1 ч. | Гомеостаз, его механизмы | Беседа |
1 ч. | Факторы окружающей среды. Пределы выносливости. (Теппинг-тест) | Беседа |
1 ч. | Врожденное и приобретенное поведение. Потребности и мотивация поведения. | Лекция с элементами беседы. |
2 ч. | Конфликтные и кризисные ситуации в развитии личности, пути их преодоления. (Тест JAS ) | Дискуссия с элементами игрового тренинга. |
1 ч. | Темперамент, характер, способности. | Беседа с тестированием “сенсорные предпочтения” |
2 ч. | Воля, побудительная и тормозная функции. Память и внимание, их роль в обучении. (Корректурная проба) | Фронтальная беседа. |
2 ч. | Эмоции, значение положительных и отрицательных эмоций. Роль эмоций в мобилизации собственных ресурсов организма. | Беседа с элементами игрового тренинга. |
2 ч. | Роль стресса и психоэмоционального напряжения в жизни человека. Состояние аффекта, пути преодоления. Хронический стресс и его влияние на основные системы организма. (Тест “Скрытый стресс”, или выявление хронического мышечного напряжения) | Информационная лекция с использованием сообщений учащихся. |
1 ч. | Образ жизни – основной фактор здоровья. Факторы риска. | Обобщающее собеседование. |
2 ч. | Саморегуляция функций организма человека. Умение управлять эмоциями, физическим состоянием, используя резервы собственного организма. | Лекция с элементами практического занятия. Тест “Фигуры” |
2 ч. | Индивидуальная психологическая диагностика (Ведущие репрезентативные системы, САН, Ситуативная и личностная тревожность) | Практическое занятие. |
1 ч. | Понятие и возможности биоуправления. Овладение технологией биоуправления как путь к управлению эмоциями, профилактике стресса. | Обзорная лекция |
12 ч. | 1. Знакомство с игровыми тренажерами. Сердечный ритм-индикатор стресса и параметр волевой регуляции. Связь мыслей, эмоций, представлений с физиологические реакциями (температура, мышечное напряжение). | Практическое занятие с игровыми тренажерами |
2. Релаксация как способ преодоления
стресса. Методики релаксации: визуализация, прогрессивное мышечное расслабление, дыхательные техники, подбор техники релаксации в соответствии с индивидуальными особенностями. |
Практическое занятие с игровыми тренажерами | |
3. Понятие эффективного (конструктивного) поведения в стрессовых ситуациях. Стереотипы поведения. Поведение типа А и В. | Беседа с элементами практического занятия | |
4. Обработка релаксационных навыков под контролем ЧСС. Анализ эффективности, выбранной стратегией поведения. | Практическое занятие с игровыми тренажерами | |
2 ч. |
Обработка и анализ собственных результатов практических занятий, обсуждение итогов. | Итоговая коллективная работа |
Курс факультативных занятий рассчитан на 34 часа. Теоретическая часть предполагает проведение одного занятия в неделю. Практические занятия – 15 часов проводятся в группах (в зависимости от количества тренажеров в компьютерном классе) в сотрудничестве со школьным психологом, учителем информатики на базе компьютерного класса. Рекомендуется проведение практических занятий 3-4 раза в неделю.
В плане уроков предусматривается использование психологических тестов (на усмотрение преподавателя), Рекомендуется использовать простые диагностические методики, обработку которых могут проводить сами учащиеся.
4. Программа факультативных занятий для старшего звена в рамках курса “Экология”
Название: Адаптивные возможности человека и биоуправление.
Цель: Сформировать практические навыки саморегуляции и конструктивного поведения на базе существующих теоретических знаний.
Теоретическая часть
Количество часов | Содержание материала | Приемы, методы, средства обучения |
1 ч. | Влияние факторов среды на формирование человека как биосоциального вида. | Обзорно-информационная лекция |
1 ч. | Образ жизни – фактор здоровья. Напряжение и утомление. Резервные возможности человека: спринтер и стайер. Факторы риска (питание, гиподинамия, вредные привычки, стресс). | Беседа с элементами тестирования |
2 ч. | Основные физиологические системы организма и их реакция на стресс. Вегетативный баланс. Виды стресса (хронический стресс, школьный стресс, информационный стресс). Способы профилактики стресса. (Опросник “Скрытый стресс”) | Лекция с элементами регламентированной дискуссии |
2 ч. | Проблема адаптации человека в социуме. Мотивация и модели поведения. Конфликты, навыки конструктивного поведения как пути их преодоления. (Тест.JAS) | Коллективный анализ экспериментальных данных; тестирование; анкетирование |
1 ч. | Биоуправление и процессы саморегуляции. Навыки саморегуляции в формировании адаптивного (конструктивного) поведения). Особенности игрового биоуправления. | Лекция с демонстрацией прибора “Пульс”, программ игр. |
1 ч. | Знакомство с игровыми тренажерами. Сердечный ритм – индикатор стресса и параметр волевой регуляции. Связь мыслей, эмоций, представлений с физиологически и реакция и (ЧСС, температура, ,мышечное напряжение). Внимание и его роль в освоении навыков самоконтроля, управлении эмоциональным состоянием . | Практическое занятие с игровыми тренажерами |
1 ч. | Методики релаксации (визуализация, прогрессивное мышечное расслабление, дыхательные техники). Подбор техники релаксации в соответствии с индивидуальными и психологическими особенностями. Понятие эффективного (конструктивного) поведения в стрессовых ситуациях. | Практическое занятие с игровыми тренажерами |
7 ч. | Отработка релаксационных навыков под контролем ЧСС. Анализ эффективности выбранной стратегии поведения. | Практическое занятие с игровыми тренажерами |
1 ч. | Анализ результатов тренинга, обсуждение итогов, возможна защита рефератов. | Итоговая коллективная работа Анализ результатов тренинга, обсуждение итогов, возможна защита рефератов. |
Курс факультативных занятий рассчитан на 17 часов. Теоретическая часть предполагает проведение одного урока в неделю. Практические занятия (9 часов) проводятся в группах на базе компьютерного класса (число участников зависит от количества тренажеров) в сотрудничестве со школьным психологом, учителем информатики. Рекомендуется проведение практических уроков 3-4 раза в неделю, количество часов на них можно увеличить.
В плане уроков предусматривается использование психологических тестов (на усмотрение преподавателя). Рекомендуется использовать простые диагностические методики, обработку которых могут проводить сами учащиеся (САН – самочувствие, активность, настроение; уровень ситуативной и личностной тревожности (Спилбергер-Ханин); уровень концентрации внимания (корректурная проба, тест Бурдона); JAS – определение типа поведения: определение ведущей репрезентативной системы (визуальная, аудиальная, кинестетическая); теппинг-тест; опросник “Скрытый стресс”.
Заключение
В процессе игрового биоуправления учащиеся приобретают навыки саморегуляции и учатся контролировать свое психоэмоциональное состояние и опосредованно – деятельность важнейших физиологических систем. Это позволяет увеличить адаптационные возможности организма, как в учебе, так и в быту. Развитие механизмов саморегуляции, достигнутое в режиме игрового биоуправления, расширяет поведенческий репертуар личности, помогая и в дальнейшем справляться со стрессовыми воздействиями. По нашим данным, учащиеся, прошедшие курс биоуправления, в реальных стрессовых ситуациях (экзамен, выступление с докладом на конференции) смогли применить полученные ими навыки по снятию психоэмоционального напряжения, справиться с волнением и значительно улучшить свои результаты. Все участники данной программы считали данные факультативы полезными и рекомендовали их своим друзьям и одноклассникам.