Внедрение технологии игрового компьютерного биоуправления в образовательный процесс

Разделы: Биология, Школьная психологическая служба


1. Введение

Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности. количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Особенно это актуально для учащихся старших классов, которым приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.

Из-за присутствия в школе элемента соревнования, связанного с ориентацией на высокие показатели, у детей, не справляющихся с программой, легко развивается самопораженческая реакция и негативное представления о собственной личности, они смиряются с ролью неудачников и неуспевающих, что препятствует дальнейшему личностному развитию и увеличивает риск возникновения психосоматических расстройств. Естественно, на этой почве может возникнуть стрессовое состояние. Во время экзаменов и итоговых контрольных, зачётов стресс ещё более усиливается, и это вызывает раздражение, усталость, возбудимость и другие признаки напряжения нервной системы. С одной стороны, нельзя забывать о подростковом кризисе, совпадающем с усиленными нагрузками при окончании школы. Гормональная перестройка, лабильность вегетативных процессов, неустойчивость самооценки – все это способствует нарушению процессов адаптации и при неблагоприятных условиях может привести не только к развитию или обострению психосоматических заболеваний, но и к формированию отклоняющегося поведения как способа снятия перенапряжения.

С другой стороны, детско-подростковый возраст – это тот уникальный сенситивный период, в течение которого наиболее легко и естественно происходит обучение методам самоконтроля и саморегуляции, основным стратегиям конструктивного поведения, приводящим впоследствии к эффективной самореализации, наиболее полному проявлению интеллектуального и творческого потенциала личности.

Таким образом, одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-обоснованных эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков.

Внедрение в школьную программу факультативных занятий, разработанных на основании эффективной, научно обоснованной технологии биоуправления позволяет не только обучить детей и подростков навыкам саморегуляции и управления своим психоэмонациональным состоянием, но также способствует формированию осознанного отношения к здоровому образу жизни, профилактике нервного напряжения.

В нашей гимназии в обучении старшеклассников используется метод игрового биоуправления, разработанный в Институте молекулярной биологии и биофизики СО РАМН под руководством академика М.Б. Штарка. Задача игрового тренинга – обучить человека новым способам реагирования на напряжённые и конфликтные ситуации, овладение навыками произвольной регуляции физиологических функций в условиях психоэмоциональной нагрузки.

2. Описание метода

Игровое компьютерное биоуправление базируется на принципах биологической обратной связи (БОС) и предназначено для направленного немедикаментозного изменения ряда физиологических функций организма человека с использованием современного компьютерного оборудования. При реализации метода биоуправления при помощи специальной аппаратуры происходит регистрация физиологических параметров организма и преобразование их в сигналы обратной связи, которые человек воспринимает в виде звукового или зрительного ряда. Воспринимаемые сигналы отражают физиологические параметры в режиме реального времени, поэтому человек не только констатирует собственное состояние или его изменения, но и получает возможность с помощью навыков саморегуляции осознанно изменять регистрируемый параметр в необходимом направлении.

Компьютерный игровой тренажер состоит из:

  • специальной аппаратуры, регистрирующей пульс и периферическую температуру (приборы “Детектор пульса” и “Биотемп”);
  • компьютера, в котором происходит обработка и преобразование регистрируемых физиологических параметров и введение их в сюжет игры;
  • набора компьютерных игр, сюжеты которых управляются выбранным физиологическим параметром и носят явный или скрытый соревновательный характер. (“Гребной канал”, “Магические кубики”, “Вира”, “Ралли” и др.)

Увлекательный сюжет игр, эмоционально воздействуя на играющего, вызывает интерес к результату, повышает мотивацию к тренировочному процессу и эффективность обучения. Моделируется стрессовая (соревновательная) ситуация, которую в процессе тренировки необходимо преодолеть, и таким образом, происходит обучение навыкам контроля своих вегетативных реакций в условиях психоэмоционального напряжения. Преодолевая кажущееся противоречие между эмоциональной нагрузкой и необходимостью быть спокойным, играющий учится сохранять устойчивость к стрессирующей ситуации игры, в результате чего у него создается модель эффективного поведения – система навыков конструктивного разрешения стрессовых ситуаций, препятствующая развитию стрессиндуцированных состояний и их последствий.

Обучающие алгоритмы построены так. что для победы нужно улучшить свой собственный предыдущий результат. Это является залогом совершенствования индивидуальных навыков. Все результаты сохраняются в базе данных, что позволяет проследить динамику обучения.

Для учащихся старших классов разработаны факультативные занятия с учётом изучаемых предметов биологического цикла.

3. Программа факультативных занятий для учащихся в рамках курса “Анатомия и физиология человека”

Название

  • Психофизиологическая регуляция, стресс и биоуправление.

Цель

  • Углубить знания учащихся о высшей нервной деятельности человека в связи с возможностями использования современных технологий биоуправления в регуляции физиологических функций организма. Дать понятие о роли психофизиологических методов в укреплении физического и психического здоровья, в развитии творческой и интеллектуальной деятельности. Дать практические навыки в применении методов биоуправления для профилактики психосоматических расстройств, психологического дискомфорта, стресса, а также для саморазвития личности.

Теоретическая часть

Количество часов Содержание материала Приемы, методы, средства обучения
2 ч. Значение нервной системы. Нервно-гуморальная регуляция. Особенности ВНД человека и его поведения. Вводная лекция
1 ч. Гомеостаз, его механизмы Беседа
1 ч. Факторы окружающей среды. Пределы выносливости. (Теппинг-тест) Беседа
1 ч. Врожденное и приобретенное поведение. Потребности и мотивация поведения. Лекция с элементами беседы.
2 ч. Конфликтные и кризисные ситуации в развитии личности, пути их преодоления. (Тест JAS ) Дискуссия с элементами игрового тренинга.
1 ч. Темперамент, характер, способности. Беседа с тестированием “сенсорные предпочтения”
2 ч. Воля, побудительная и тормозная функции. Память и внимание, их роль в обучении. (Корректурная проба) Фронтальная беседа.
2 ч. Эмоции, значение положительных и отрицательных эмоций. Роль эмоций в мобилизации собственных ресурсов организма. Беседа с элементами игрового тренинга.
2 ч. Роль стресса и психоэмоционального напряжения в жизни человека. Состояние аффекта, пути преодоления. Хронический стресс и его влияние на основные системы организма. (Тест “Скрытый стресс”, или выявление хронического мышечного напряжения) Информационная лекция с использованием сообщений учащихся.
1 ч. Образ жизни – основной фактор здоровья. Факторы риска. Обобщающее собеседование.
2 ч. Саморегуляция функций организма человека. Умение управлять эмоциями, физическим состоянием, используя резервы собственного организма. Лекция с элементами практического занятия. Тест “Фигуры”
2 ч. Индивидуальная психологическая диагностика (Ведущие репрезентативные системы, САН, Ситуативная и личностная тревожность) Практическое занятие.
1 ч. Понятие и возможности биоуправления. Овладение технологией биоуправления как путь к управлению эмоциями, профилактике стресса. Обзорная лекция
12 ч. 1. Знакомство с игровыми тренажерами. Сердечный ритм-индикатор стресса и параметр волевой регуляции. Связь мыслей, эмоций, представлений с физиологические реакциями (температура, мышечное напряжение). Практическое занятие с игровыми тренажерами
2. Релаксация как способ преодоления стресса.
Методики релаксации: визуализация, прогрессивное мышечное расслабление, дыхательные техники, подбор техники релаксации в соответствии с индивидуальными особенностями.
Практическое занятие с игровыми тренажерами
3. Понятие эффективного (конструктивного) поведения в стрессовых ситуациях. Стереотипы поведения. Поведение типа А и В. Беседа с элементами практического занятия
4. Обработка релаксационных навыков под контролем ЧСС. Анализ эффективности, выбранной стратегией поведения. Практическое занятие с игровыми тренажерами

2 ч.

Обработка и анализ собственных результатов практических занятий, обсуждение итогов. Итоговая коллективная работа

Курс факультативных занятий рассчитан на 34 часа. Теоретическая часть предполагает проведение одного занятия в неделю. Практические занятия – 15 часов проводятся в группах (в зависимости от количества тренажеров в компьютерном классе) в сотрудничестве со школьным психологом, учителем информатики на базе компьютерного класса. Рекомендуется проведение практических занятий 3-4 раза в неделю.

В плане уроков предусматривается использование психологических тестов (на усмотрение преподавателя), Рекомендуется использовать простые диагностические методики, обработку которых могут проводить сами учащиеся.

4. Программа факультативных занятий для старшего звена в рамках курса “Экология”

Название: Адаптивные возможности человека и биоуправление.

Цель: Сформировать практические навыки саморегуляции и конструктивного поведения на базе существующих теоретических знаний.

Теоретическая часть

Количество часов Содержание материала Приемы, методы, средства обучения
1 ч. Влияние факторов среды на формирование человека как биосоциального вида. Обзорно-информационная лекция
1 ч. Образ жизни – фактор здоровья. Напряжение и утомление. Резервные возможности человека: спринтер и стайер. Факторы риска (питание, гиподинамия, вредные привычки, стресс). Беседа с элементами тестирования
2 ч. Основные физиологические системы организма и их реакция на стресс. Вегетативный баланс. Виды стресса (хронический стресс, школьный стресс, информационный стресс). Способы профилактики стресса. (Опросник “Скрытый стресс”) Лекция с элементами регламентированной дискуссии
2 ч. Проблема адаптации человека в социуме. Мотивация и модели поведения. Конфликты, навыки конструктивного поведения как пути их преодоления. (Тест.JAS) Коллективный анализ экспериментальных данных; тестирование; анкетирование
1 ч. Биоуправление и процессы саморегуляции. Навыки саморегуляции в формировании адаптивного (конструктивного) поведения). Особенности игрового биоуправления. Лекция с демонстрацией прибора “Пульс”, программ игр.
1 ч. Знакомство с игровыми тренажерами. Сердечный ритм – индикатор стресса и параметр волевой регуляции. Связь мыслей, эмоций, представлений с физиологически и реакция и (ЧСС, температура, ,мышечное напряжение). Внимание и его роль в освоении навыков самоконтроля, управлении эмоциональным состоянием . Практическое занятие с игровыми тренажерами
1 ч. Методики релаксации (визуализация, прогрессивное мышечное расслабление, дыхательные техники). Подбор техники релаксации в соответствии с индивидуальными и психологическими особенностями. Понятие эффективного (конструктивного) поведения в стрессовых ситуациях. Практическое занятие с игровыми тренажерами
7 ч. Отработка релаксационных навыков под контролем ЧСС. Анализ эффективности выбранной стратегии поведения. Практическое занятие с игровыми тренажерами
1 ч. Анализ результатов тренинга, обсуждение итогов, возможна защита рефератов. Итоговая коллективная работа Анализ результатов тренинга, обсуждение итогов, возможна защита рефератов.

Курс факультативных занятий рассчитан на 17 часов. Теоретическая часть предполагает проведение одного урока в неделю. Практические занятия (9 часов) проводятся в группах на базе компьютерного класса (число участников зависит от количества тренажеров) в сотрудничестве со школьным психологом, учителем информатики. Рекомендуется проведение практических уроков 3-4 раза в неделю, количество часов на них можно увеличить.

В плане уроков предусматривается использование психологических тестов (на усмотрение преподавателя). Рекомендуется использовать простые диагностические методики, обработку которых могут проводить сами учащиеся (САН – самочувствие, активность, настроение; уровень ситуативной и личностной тревожности (Спилбергер-Ханин); уровень концентрации внимания (корректурная проба, тест Бурдона); JAS – определение типа поведения: определение ведущей репрезентативной системы (визуальная, аудиальная, кинестетическая); теппинг-тест; опросник “Скрытый стресс”.

Заключение

В процессе игрового биоуправления учащиеся приобретают навыки саморегуляции и учатся контролировать свое психоэмоциональное состояние и опосредованно – деятельность важнейших физиологических систем. Это позволяет увеличить адаптационные возможности организма, как в учебе, так и в быту. Развитие механизмов саморегуляции, достигнутое в режиме игрового биоуправления, расширяет поведенческий репертуар личности, помогая и в дальнейшем справляться со стрессовыми воздействиями. По нашим данным, учащиеся, прошедшие курс биоуправления, в реальных стрессовых ситуациях (экзамен, выступление с докладом на конференции) смогли применить полученные ими навыки по снятию психоэмоционального напряжения, справиться с волнением и значительно улучшить свои результаты. Все участники данной программы считали данные факультативы полезными и рекомендовали их своим друзьям и одноклассникам.