Заключительный урок года по музыке в 5 классе.а и пугать его, доставлять удовольствие и приносить страдания ему. Из-за него нашу планету зовут голубой. За него борются люди и не могут прожить и пяти дней не обладая им?
Предположения учащихся.
Да, Вы правы, это вода! Удивительное вещество. А как Вы относитесь к воде? Что она для Вас значит? В каком состоянии она Вам больше нравится?
Ответы учащихся.
Вот сейчас мы послушаем с Вами удивительную запись. Не спешите отвечать, ее надо прослушать полностью, до конца, и дать предположительные названия всех фрагментов звучания. Запишите их себе в тетрадь в колонку №1 таблицы, образец которой есть на доске.
Названия фрагментов аудиозаписи №1 | Предполагаемое название музыкальных произведений | Почему я выбрал такое название | Настоящее название музыкальных произведений | Живописные полотна, близкие по образу музыкальным. |
Звучание натуралистической записи звуков воды:
- Звук капели;
- Звук дождя;
- Звук водопада;
- Звук ручья;
- Звук штормовых волн.
Ответы учащихся.
Молодцы! Эти звуки почти всем знакомы. Но каждый, думаю, их воспринимает по-своему. И вот здесь начинается удивительное таинство, которое разгадать не сможет, наверное, никто и никогда. Ведь звуки живой природы изменить нельзя, это внешнее, не зависящее от нас явление. А воспринимаем мы их каждый по-своему и зависит этот процесс от многих причин, зачастую трудно объяснимых.
И сейчас снова прозвучит загадка, на сей раз музыкальная.
Определите, пожалуйста, какое состояние воды вы сейчас услышите и объясните, почему. Сделайте пометки в своих тетрадях во 2-ой колонке таблицы выписанной на доске.
Прослушивание:
- М. Равель "Игра воды"[ 1];
- А. Шнитке "Поток"[ 2];
- Н. Римский-Корсаков "Садко". Музыкальная картина ( начальная тема) [ 3].
Ребята, я попрошу сначала дать Ваши предполагаемые названия трех произведений.
Ответы учащихся.
А теперь попробуйте доказать, отталкиваясь от музыкального языка, почему Вы их так назвали.
Ответы учащихся.
Вот настоящие название произведений (выписать в 3 колонке таблицы на доске).
А теперь попробуем объяснить, почему их так назвали композиторы, написавшие прослушанную Вами музыку (краткое повторение отрывков вышеназванных музыкальных произведений).
Ответы учащихся.
Учитель выбирает из ответов наиболее близкие к примерному анализу произведений и выделяет их:
М.Равель . "Игра воды":
- спокойный темп;
- тихое звучание;
- изменение гармонических красок;
- звучание мелодии в высоком и среднем регистре;
- исполнение одним тембром - фортепиано;
А.Шнитке. "Поток":
- многократное повторение одного и того же мотива;
- нарастающая динамика звука, имитирующая приближающийся поток;
- быстрый темп;
- звучание мелодии без перерывов (без пауз);
- необычное тембровое звучание на синтезаторе АНС;
Н.А.Римский-Корсаков. Музыкальная картина "Садко"( начальная тема):
- широкое звучание мелодии, захватывающее большой диапазон;
- тембровое звучание симфонического оркестра;
- спокойный темп;
- постепенное усиление и затухание звука.
А теперь вы посмотрите четыре живописные картины и выберете которая из них или несколько по Вашему мнению ближе всего передают состояние воды, изображенное музыкальными произведениями, (даются в репродукциях, слайдовом или проекторном изображении ), и запишите их в колонке № 4 таблицы на доске, выбор надо будет доказать:
Ф.Васильев "Мокрый луг"." Рис. 1";
А.Гримшоу "Вечер над Темзой". " Рис. 2";
И.Айвазовский "Радуга". " Рис 3";
Цзян Шилун "Водопад Хуаншань"." Рис. 4".
Ответы учащихся
Скорее всего дети выберут по две картины, близкие по образному состоянию к каждому музыкальному произведению. Поэтому желательно вызвать спор с доказательствами, условно связав и проанализировав такие музыкальные и живописные понятия как: тембр - цвет; гармония - колорит; темп - линия, штрих; динамика - композиционное построение и т.д. Развивая спор оставить окончательный вывод открытым , как знак уважения к разным мнениям и индивидуальному восприятию произведений искусств.
Вот видите, какие у Вас разные мнения и это хорошо, потому что мы все с вами чувствуем по-разному.
Удивительное все-таки вещество вода. Сколько разных настроений оно таит.
Поэтому надо бережно относиться к окружающей нас природе, ее богатствам и красоте, быть добрым и искренним.
Давайте исполним " Песню о земной красоте " композитора Я. Дубравина на слова В. Суслова (выучена заранее).
" Рис.5",
" Рис.6",
" Рис.7".
Исполнение песни учащимися.
Хочется подвести итог всей нашей работе на этом уроке и за год. Искусство - удивительное явление. Разными языками: живописным, музыкальным, поэтическим, языком киноискусства и другими, оно рассказывает нам об одних и тех же явлениях природы и жизни человека и мы не перестаем удивляться этому многообразию и своеобразию.
Хочется предложить Вам домашнее творческое задание: сегодня не прозвучали стихи о воде и отрывки из литературных произведений. Я надеюсь, что дома Вы поищете их в книгах и, может быть, вдохновленные сегодняшним уроком, напишите их сами, наблюдая воду во всех ее проявлениях, а потом поделитесь с нами своим творчеством.
Поблагодарить учащихся за работу на уроке и дать оценку ответам ребят .
Литература
1. Антология русской и западноевропейской музыки Х11 - ХХ вв. В записи на аудиокассетах. Составители А. И Ю. Зверевы. Каталог. М. Равель " Игра воды" К.48.В.
2. Антология русской и западноевропейской музыки Х11 - ХХ вв. В записи на аудиокассетах. Составители А. И Ю. Зверевы. Каталог. А. Шнитке " Поток" К.20.В.
3. Антология русской и западноевропейской музыки Х11 - ХХ вв. В записи на аудиокассетах. Составители А. И Ю. Зверевы. Каталог. Н. Римский - Корсаков " Садко ". Музыкальная картина.К.8.В..