Введение
Среди разнообразных учебно-воспитательных средств, способствующих формированию нового человека, особое место принадлежит туризму и краеведению, занимающим в последнее время все более прочные позиции в школах. Туризм и краеведение в современном их понимании — это физическое развитие, оздоровление и познание окружающей действительности, формирование ценных духовных качеств личности.
Французский социолог и мыслитель Ф. Сен-Марк писал: “Вырождение природы вызывает равнозначное вырождение человека. Оно калечит его физически и духовно, угрожает не только его счастью, но и его личности, равновесию и разуму”.
Деградирующий человек безжалостен по отношению к природе, обращается с нею точно безумец. Острее всего отрыв от природы испытывают на себе дети. С природой, с нашими меньшими братьями они знакомятся по книгам, картинам, кино. И это все пагубно сказывается на их уровне знаний о законах природы, о жизни, о нравственности, об ответственности перед миром, в котором мы живем.
Из своего большого педагогического опыта могу сказать, что несколько дней, проведенных на природе, дают детям в сфере общения больше, чем год, проведенный в стенах школы.
Педагогический коллектив нашей школы хорошо понимает эти проблемы, поэтому большое внимание уделяет физическому и нравственному воспитанию детей. И делает это через туризм и краеведение.
Школа ежегодно является призером районных, городских и областных конкурсов на лучшую туристко-краеведческую работу. Среди многообразия дел данного направления наибольшей популярностью пользуется общешкольный туристический слет.
Проводя общешкольный туристический слет, мы ставим перед собой такие цели и задачи:
- развитие самодеятельного туризма;
- совершенствование уровня физической подготовки детей;
- патриотическое, экологическое, нравственное воспитание;
- развитие навыков общения.
Слет состоит из следующих этапов:
- разработка положения о слете;
- подготовка к слету;
- проведение слета;
- подведение итогов слета.
1. Разработка положения о слете
Положение о слете разрабатывают ученики, которые занимаются в турклубе школы. Консультирует и контролирует этот процесс Анисимова Н.А., руководитель школьного турклуба. Эти дети затем входят в состав судейской коллегии. К организации и проведению слета привлекаются туристы – выпускники школы. Главная судейская коллегия утверждает состав судей на этапах, состав обслуживающего персонала слета. (Приложение № 2).
2. Подготовка к слету
Подготовка к слету начинается с красочного объявления.
Затем судейская коллегия готовит протоколы, снаряжение для слета. (Приложение № 3). Занимается подготовкой продуктов, поиском транспорта. Проводит тренировки и обучение новичков.
Классные руководили вместе с детьми готовят снаряжения для бивуака. (Приложение № 4). Команды классов проводят тренировки с целью формирования туристско-спортивных навыков. Тренируют туристско-спортивные навыки.
3. Проведение слета
Слет проводится в лесном массиве за городской чертой. Участники слета проживают в полевых условиях. Сами себя обслуживают. Со многими командами приезжают родители, которые принимают активное участие в слете.
Все классы принимают участие в соревнованиях и конкурсах. (Приложение № 1). Во время соревнований ребята-судьи работают на этапах. Помогают подводить итоги. Готовят призы и грамоты. После слета наводят порядок в лесу.
4. Подведение итогов слета
Итоги слета проводятся следующим образом:
- Обсуждение результатов слета на педсовете.
- Выпуск большой общешкольной газеты.
- Выпуск альбома по слету.
Положение
Об общешкольном туристическом слете
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Слет проводится с целью развития самодеятельного туризма, определения уровня физической и тактической подготовки детей.
2. ВРЕМЯ И МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ
Слет проводится в начале сентября.
Место проведения – за городской чертой.
3. УЧАСТНИКИ СЛЕТА
В слете принимают участие сборные команды классов школы № 18. Слет проводится по трем – возрастным категориям:
- младшая – 6-7-е классы;
- средняя – 8-9-е классы;
- старшая – 10-11-е классы.
Состав делегации на слет не менее 7 человек:
- спортивная команда – 5 человек (хотя бы одна девочка);
- запасной – 1 человек;
- руководитель.
4. РУКОВОДСТВО СЛЕТА
Организацию и проведение слета осуществляет турклуб школы (руководитель Анисимова Н.А.).
Непосредственное проведение слета осуществляет Главная судейская коллегия, утвержденная клубом.
5. УСЛОВИЯ ПРИЕМА НА СЛЕТ
Делегация должна иметь снаряжение для проживания и приготовления пищи в полевых условиях.
6. ПРОГРАММА СЛЕТА
1 день – заезд команд, открытие слета, учебный полигон для новичков по туртехнике, практические занятия для юных фотографов для участия в конкурсе “В объективе 5 слет юных туристов школы”, “Веселые старты” по туртехнике, судейская по спортивной программе, работа мандатной комиссии, “Гитара по кругу”.
2 день – соревнования по туристской полосе препятствий, конкурсная программа, подведение итогов, закрытие слета, разъезд команд.
Полоса препятствий
Состав команды 5 человек. Возможные этапы:
- Вязка узлов (прямой, проводник, схватывающий)
- Переправа через овраг по параллельным перилам
- Перенос пострадавшего на носилках
- Переправа через овраг по навесной переправе
- Переправа через реку по бревну
- Переправа через ручей маятником
- Преодоление болота по кочкам
- Спуск спортивным способом
Конкурсная программа
- Конкурс биваков.
- Конкурс бутербродов.
- Краеведческий конкурс “Мой Челябинск. Моя школа”.
- Конкурс боевых листов о жизни на слете.
- Знание топознаков и первой медицинской помощи.
7. ФИНАНСИРОВАНИЕ
Расход по подготовке, организации, проведению слета, награждение призеров – из финансовых средств на проведение слета, согласно смете. Расходы по проезду и питанию участников – за счет самих участников.
8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
Победители определяются по каждой возрастной группе. В общем зачете учитываются результаты спортивной и конкурсной программы слета.
В случае равенства результатов преимущество получает команда, показавшая лучший результат в спортивной программе.
Призеры награждаются ценными подарками, грамотами.
Приложение № 1
Распорядок 5 школьного турслета
1 день
- Заезд – до 15.00
- Открытие слета - 16.00
- “Веселая туриада” (Школа выживания) - 18.00
- Судейская по полосе - 20.00
- “Гитара по кругу” - 21.00-23.00
- Отбой – 23.00
2 день
- Подъем – 8.00
- Завтрак – 9.00
- Тренировки - до 11.00
- Полоса препятствий - 11.00
- Конкурс краеведов, медиков, знаков – 12.00
- Конкурс поваров - 13.00
- Конкурс боевых листов – 13.00
- Закрытие слета – 15.00
- Разъезд команд – 16.00
Приложение № 2
Список главной судейской коллегии
- Главный судья слета.
- Зам. главного судьи.
- Начальник дистанции на полосе.
- Судьи на этапах.
- Главный секретарь слета.
- Зам главного секретаря.
- Секретари на дистанциях.
- Судья на старте, финише.
- Гл. судья конкурсной программы.
Список обслуживающего персонала
- 1. Начальник продовольствия штаба.
- 2. Заведующий снаряжением штаба.
- 3. Врач.
- 4. Охранники.
- 5. Фотограф.
- 6. Комендант.
- 7. Шофер с машиной.
Приложение № 3
Список снаряжения судейской коллегии
Для проведения соревнований
- Веревка основная – 13-15 шт.
- Веревка реповая 2-3 шт.
- Репы – 12 шт.
- Карабины – 30 шт.
- Кочки - 20 шт.
- Жерди - 12 шт.
- Страховочная система - 20 шт.
- Карабины 20 шт.
- Репы.
Для проведения слета
- Плакаты.
- Флаг.
- Ватман.
- Канцелярия.
- Планшеты.
- Аптечка.
- Ремонтный набор.
- Секундомеры.
- Мегафон.
Приложение № 4
Список снаряжения для проживания на слете
- Палатки.
- Коврики или что – то, их заменяющее.
- Спальники или одеяла.
- Котлы или кастрюли.
- Топоры, пилы.
- Спички.
- Фонари.
- Посуду (чашка, ложка, кружка, нож).
- Одежду (куртка, свитер, теплые носки, теплые штаны, шапочка, спортивная одежда).
- Обувь (не менее 2 пар).