Методическая разработка "Общешкольный туристический слет"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа


Введение

Среди разнообразных учебно-воспитательных средств, способствующих формированию нового человека, особое место принадлежит туризму и краеведению, занимающим в последнее время все более прочные позиции в школах. Туризм и краеведение в современном их понимании — это физическое развитие, оздоровление и познание окружающей действительности, формирование ценных духовных качеств личности.

Французский социолог и мыслитель Ф. Сен-Марк писал: “Вырождение природы вызывает равнозначное вырождение человека. Оно калечит его физически и духовно, угрожает не только его счастью, но и его личности, равновесию и разуму”.

Деградирующий человек безжалостен по отношению к природе, обращается с нею точно безумец. Острее всего отрыв от природы испытывают на себе дети. С природой, с нашими меньшими братьями они знакомятся по книгам, картинам, кино. И это все пагубно сказывается на их уровне знаний о законах природы, о жизни, о нравственности, об ответственности перед миром, в котором мы живем.

Из своего большого педагогического опыта могу сказать, что несколько дней, проведенных на природе, дают детям в сфере общения больше, чем год, проведенный в стенах школы.

Педагогический коллектив нашей школы хорошо понимает эти проблемы, поэтому большое внимание уделяет физическому и нравственному воспитанию детей. И делает это через туризм и краеведение.

Школа ежегодно является призером районных, городских и областных конкурсов на лучшую туристко-краеведческую работу. Среди многообразия дел данного направления наибольшей популярностью пользуется общешкольный туристический слет.

Проводя общешкольный туристический слет, мы ставим перед собой такие цели и задачи:

  • развитие самодеятельного туризма;
  • совершенствование уровня физической подготовки детей;
  • патриотическое, экологическое, нравственное воспитание;
  • развитие навыков общения.

Слет состоит из следующих этапов:

  • разработка положения о слете;
  • подготовка к слету;
  • проведение слета;
  • подведение итогов слета.

1. Разработка положения о слете

Положение о слете разрабатывают ученики, которые занимаются в турклубе школы. Консультирует и контролирует этот процесс Анисимова Н.А., руководитель школьного турклуба. Эти дети затем входят в состав судейской коллегии. К организации и проведению слета привлекаются туристы – выпускники школы. Главная судейская коллегия утверждает состав судей на этапах, состав обслуживающего персонала слета. (Приложение № 2).

2. Подготовка к слету

Подготовка к слету начинается с красочного объявления.

Затем судейская коллегия готовит протоколы, снаряжение для слета. (Приложение № 3). Занимается подготовкой продуктов, поиском транспорта. Проводит тренировки и обучение новичков.

Классные руководили вместе с детьми готовят снаряжения для бивуака. (Приложение № 4). Команды классов проводят тренировки с целью формирования туристско-спортивных навыков. Тренируют туристско-спортивные навыки.

3. Проведение слета

Слет проводится в лесном массиве за городской чертой. Участники слета проживают в полевых условиях. Сами себя обслуживают. Со многими командами приезжают родители, которые принимают активное участие в слете.

Все классы принимают участие в соревнованиях и конкурсах. (Приложение № 1). Во время соревнований ребята-судьи работают на этапах. Помогают подводить итоги. Готовят призы и грамоты. После слета наводят порядок в лесу.

4. Подведение итогов слета

Итоги слета проводятся следующим образом:

  • Обсуждение результатов слета на педсовете.
  • Выпуск большой общешкольной газеты.
  • Выпуск альбома по слету.

Положение
Об общешкольном туристическом слете

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Слет проводится с целью развития самодеятельного туризма, определения уровня физической и тактической подготовки детей.

2. ВРЕМЯ И МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ

Слет проводится в начале сентября.

Место проведения – за городской чертой.

3. УЧАСТНИКИ СЛЕТА

В слете принимают участие сборные команды классов школы № 18. Слет проводится по трем – возрастным категориям:

  • младшая – 6-7-е классы;
  • средняя – 8-9-е классы;
  • старшая – 10-11-е классы.

Состав делегации на слет не менее 7 человек:

  • спортивная команда – 5 человек (хотя бы одна девочка);
  • запасной – 1 человек;
  • руководитель.

4. РУКОВОДСТВО СЛЕТА

Организацию и проведение слета осуществляет турклуб школы (руководитель Анисимова Н.А.).

Непосредственное проведение слета осуществляет Главная судейская коллегия, утвержденная клубом.

5. УСЛОВИЯ ПРИЕМА НА СЛЕТ

Делегация должна иметь снаряжение для проживания и приготовления пищи в полевых условиях.

6. ПРОГРАММА СЛЕТА

1 день – заезд команд, открытие слета, учебный полигон для новичков по туртехнике, практические занятия для юных фотографов для участия в конкурсе “В объективе 5 слет юных туристов школы”, “Веселые старты” по туртехнике, судейская по спортивной программе, работа мандатной комиссии, “Гитара по кругу”.

2 день – соревнования по туристской полосе препятствий, конкурсная программа, подведение итогов, закрытие слета, разъезд команд.

Полоса препятствий

Состав команды 5 человек. Возможные этапы:

  • Вязка узлов (прямой, проводник, схватывающий)
  • Переправа через овраг по параллельным перилам
  • Перенос пострадавшего на носилках
  • Переправа через овраг по навесной переправе
  • Переправа через реку по бревну
  • Переправа через ручей маятником
  • Преодоление болота по кочкам
  • Спуск спортивным способом

Конкурсная программа

  • Конкурс биваков.
  • Конкурс бутербродов.
  • Краеведческий конкурс “Мой Челябинск. Моя школа”.
  • Конкурс боевых листов о жизни на слете.
  • Знание топознаков и первой медицинской помощи.

7. ФИНАНСИРОВАНИЕ

Расход по подготовке, организации, проведению слета, награждение призеров – из финансовых средств на проведение слета, согласно смете. Расходы по проезду и питанию участников – за счет самих участников.

8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

Победители определяются по каждой возрастной группе. В общем зачете учитываются результаты спортивной и конкурсной программы слета.

В случае равенства результатов преимущество получает команда, показавшая лучший результат в спортивной программе.

Призеры награждаются ценными подарками, грамотами.


Приложение № 1

Распорядок 5 школьного турслета

1 день

  • Заезд – до 15.00
  • Открытие слета - 16.00
  • “Веселая туриада” (Школа выживания) - 18.00
  • Судейская по полосе - 20.00
  • “Гитара по кругу” - 21.00-23.00
  • Отбой – 23.00

2 день

  • Подъем – 8.00
  • Завтрак – 9.00
  • Тренировки - до 11.00
  • Полоса препятствий - 11.00
  • Конкурс краеведов, медиков, знаков – 12.00
  • Конкурс поваров - 13.00
  • Конкурс боевых листов – 13.00
  • Закрытие слета – 15.00
  • Разъезд команд – 16.00

Приложение № 2

Список главной судейской коллегии

  • Главный судья слета.
  • Зам. главного судьи.
  • Начальник дистанции на полосе.
  • Судьи на этапах.
  • Главный секретарь слета.
  • Зам главного секретаря.
  • Секретари на дистанциях.
  • Судья на старте, финише.
  • Гл. судья конкурсной программы.

Список обслуживающего персонала

  • 1. Начальник продовольствия штаба.
  • 2. Заведующий снаряжением штаба.
  • 3. Врач.
  • 4. Охранники.
  • 5. Фотограф.
  • 6.  Комендант.
  • 7. Шофер с машиной.

Приложение № 3

Список снаряжения судейской коллегии

Для проведения соревнований

  1. Веревка основная – 13-15 шт.
  2. Веревка реповая 2-3 шт.
  3. Репы – 12 шт.
  4. Карабины – 30 шт.
  5. Кочки - 20 шт.
  6. Жерди - 12 шт.
  7. Страховочная система - 20 шт.
  8. Карабины 20 шт.
  9. Репы.

Для проведения слета

  • Плакаты.
  • Флаг.
  • Ватман.
  • Канцелярия.
  • Планшеты.
  • Аптечка.
  • Ремонтный набор.
  • Секундомеры.
  • Мегафон.

Приложение № 4

Список снаряжения для проживания на слете

  • Палатки.
  • Коврики или что – то, их заменяющее.
  • Спальники или одеяла.
  • Котлы или кастрюли.
  • Топоры, пилы.
  • Спички.
  • Фонари.
  • Посуду (чашка, ложка, кружка, нож).
  • Одежду (куртка, свитер, теплые носки, теплые штаны, шапочка, спортивная одежда).
  • Обувь (не менее 2 пар).