Формирование социально-активной личности школьника через развитие его индивидуальности

Разделы: Социальная педагогика


«Воспитание достигло своей цели, когда человек обладает силой и волей самого себя образовывать и знает способ и средства, как это осуществить».

А. Дистерверг

В социальной сфере резко интенсифицировались процессы политические, экономические, энергетические, экологические и другие, принимая подчас кризисный характер. Это вынуждает человека многопланово усиливать свою жизненную активность, проявлять все способности к выживанию и развитию.

Результаты и эффективность воспитания в условиях социального обновления общества определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социального опыта, сколько готовностью и подготовленностью членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи. Важнейший результат воспитания – готовность и способность человека к самоизменению.

Воспитание – одна из основных категорий педагогики, тем не менее, общепринятого определения нет. Одно из объяснений тому – его многозначность. Воспитание можно рассматривать как общественное явление, как деятельность, как процесс, как ценность, как систему, как воздействие, как взаимодействие и т.д. Каждое из этих значений справедливо, но ни одно из них не позволяет охарактеризовать воспитание, как педагогическую категорию в целом. В последние годы воспитание рассматривается, как целенаправленное управление процессом развития личности, что дает основание говорить о создании социально-психолого-педагогических условий для развития ребенка, самоопределению его в социуме.

Цели воспитания подвергаются дискуссиям. Они всегда специфичны не только для определенной эпохи, но и для конкретных социальных систем, а также конкретных институтов. Цель понимается, как воспитание всесторонне и гармонично развитой личности; приобщение человека к культуре, развитие у него творческой индивидуальности; воспитание социально компетентной личности; автономной личности; эмансипация, свободное развитие личности и др.[2].

Наша школа второй год работает над методической темой: «Управление развитием индивидуальности личности в учебно-воспитательном процессе» и мне, как социальному педагогу общеобразовательной школы, интересен процесс социализации учащихся в рамках данной темы.

Известный психолог и деятель образования А.Г. Асмолов объясняет индивидуальность личности, как своеобразие и уникальность психического мира человека. Ученый разделяет два уровня индивидуальности – мир особенного психического процесса в проявлениях темперамента и познании (индивидуальность индивида) и уникальность, неповторимость в личности – стремления, мотивы, ориентации, установки (индивидуальность личности). Особое выделение индивидуальности позволяет отличить развитие личности определенного социального типа от нетипичного, несовпадающего с социально-типовым, где первое есть процесс социализации, а второе – процесс индивидуализации [1].

Любое внешнее воздействие, всякая социально-воспитательная функция, направленная на человека, вызывает его ответную реакцию – активность, творение человеком самого себя и предметного мира, как условие и фактор развития. Необходимо выделить два вида активности:

1). активность объекта (процесс социальной адаптации);

2). активность субъекта (психическое качество человека, активное осознание личностью себя, своего Я – самосознание, самоанализ, самооценка).

Субъектная активность лежит в основе процессов самопознания, самоутверждения, самоопределения, самовоспитания, самообразования, самоактуализации и самореализации. Проявлением субъектной активности служит творчество. Благодаря субъектной активности обнаруживаются все важнейшие социальные качества личности: индивидуальность, предприимчивость, инициативность, конкурентоспособность и т.д. В результате чего можно с уверенностью говорить о социальном воспитании человека, которое осуществляется обществом и государством в организациях, создаваемых для этой цели или занимающихся им, наряду со своими основными функциями. Социальное воспитание – взращивание человека в специально созданных воспитательных организациях в процессе планомерного создания условий для его относительно целенаправленных позитивного развития и духовно-ценностной ориентации [2]. В конкретной воспитательной организации условия для развития человека создаются в процессе взаимодействия групповых и индивидуальных субъектов в трех тесно взаимосвязанных и в то же время относительно автономных аспектах:

  • организации социального опыта человека – умения, навыки, знания и способы мышления, стереотипы поведения, ощущения, переживания, опыт адаптации и обособления в процессах самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения (быт, формальные и неформальные группы);

  • образования – систематическое обучение, просвещение (культура);

  • индивидуальной помощи – сознательной попытки помочь человеку в приобретении умений, навыков и знаний, необходимых для удовлетворения своих позитивных потребностей, в осознании своих ценностей, в развитии самосознания и т.д.

Современные социально-воспитательные технологии не всегда обеспечивают условия, стимулирующие субъективную активность детей и подростков. Хорошо известен эффект выученной беспомощности. Он возникает в строго контролируемом распорядке жизни. Суть его в том, что ребенок, убедившийся в невозможности изменить ход событий, в результате вообще отказывается от поиска. Неотъемлемыми чертами его характера становятся – подчинение и исполнительность. «Обнищание души при пресыщении информацией» (по А.Н. Леонтьеву) – также следствие слабого развития субъектной активности. Между тем, современная социальная педагогика дает утвердительный ответ: чтобы решить проблему субъектной активности, необходимо:

  • организовать комплекс адекватных воспитывающих воздействий на личность (цели, содержание и методы);

  • учитывать индивидуальные качества личности.

В группу индивидуальных качеств самоуправляющего механизма личности, которые определяют процессы субъектной активности, входят:

  • мотивация, основанная на удовлетворении той или иной потребности;

  • приобретенный в процессе жизнедеятельности опыт;

  • Я – концепция;

  • направленность личности.

Сегодня в пространстве социального воспитания имеются технологии, опирающиеся на субъектную активность личности и ставящие целью развить различные ее виды[4].

Многие российские ученые, в области воспитания и образования, разрабатывали различные концепции педагогической поддержки саморазвития, самоопределения, самоутверждения и самосознания школьника. Это известные имена, такие как - О.С. Газман, А.В. Мудрик, И.А. Колесникова, С.В. Бондаревская, А.Н. Тубельский, Г.К. Селевко, С.Г. Шуман и многие другие.

Например, А.В. Мудрик считает, что развитие личности подростка включает три «само»: самосознание, самоопределение и самоутверждение. О.С. Газман в саморазвитие личности включает процесс самоопределения как выбор и сознательную постановку целей, самореализацию как творческую реализацию своих целей и самореабилитацию как умение восстанавливать потребности и энергию. Г.К.Селевко разработал технологию саморазвития личности учащихся. Она основывается на том, что деятельность ребенка организуется как удовлетворение не только познавательных, но и других потребностей саморазвития личности. Потребность порождает мотив, мотив ведет к действию, к взаимодействию с окружающей средой, в процессе которого и происходит усвоение личностью социального опыта, т.е. развитие. Приемы данной педагогической технологии используются мной на практике, что можно проследить через цикл заданий развития индивидуальности личности (в дальнейшем – РИЛ), которые создают возможность для самоопределения учащегося:

  • выбор заданий;

  • уровня сложности;

  • как и с кем делать задание;

  • определение позиции относительно какого-либо вопроса;

  • задания на самоопределение, когда от школьника требуется выбор нравственной, научной, эстетической, идеологической позиции;

  • зона ближайшего развития (помощь учителя);

  • зона актуального развития (самостоятельная работа).

РИЛ включает в себя и другие задания, помогающие участникам учебно-воспитательного процесса раскрыть потенциал школьника, а именно:

  • задания на создание возможностей самопознания (анализ и самооценка);

  • задания на «включение» самореализации (творчество в содержании работы);

  • задания, ориентированные на совместное развитие школьников (совместное творчество с применением специальных технологий и форм групповой работы);

  • задания и группа приемов организации учебно-воспитательной работы, направленных на развитие стремления изменить себя, совершенствовать и саморазвивать (прослеживается проявление различных качеств: терпение, творчество, практичность, умение взаимодействовать и т.д.).

Все перечисленные выше задания РИЛ перекликаются друг с другом и поэтому можно с уверенностью говорить о том, что формирование социально активной личности школьника через управление развития его индивидуальности в учебно-воспитательном процессе будет эффективно при условии совместной организованной деятельности, в которую личностно-ориентированный педагог включает своих воспитанников.

Возникает резонный вопрос, как нам узнать, сколь далеко готов устремиться ребенок в своем развитии? Ответ прост. Ребенок сам совершает, либо не совершает выбор в пользу развития. Никто не может решить за него, по какому пути он должен идти. Все, что мы можем сделать, - это поманить его вперед, при этом с уважением отнестись к любому выбору ребенка, признав за ним право на страх и медлительность или отклонения в развитии. Поэтому использование РИЛ-приемов окажется гораздо эффективнее, если им будет придан характер игры как средство формирования социально-активной личности. В практике социального педагога таковыми являются деловые игры (ролевые, инновационные, имитационные, моделирующие и др.). Игра позволяет каждому участнику ощутить себя субъектом жизнедеятельности, проявить и развить свою личность, ее индивидуальность. Игра эффективна, прежде всего, благодаря:

  • вариативности;

  • организации на основе самоуправления;

  • выбору содержания, раскрывающего творческий потенциал участников;

  • наличию системы группового или индивидуального оценивания деятельности участников игры ;

Особенностью воспитательного процесса в школе, осуществляющей технологию саморазвития личности, является ее направленность на самовоспитание и самосовершенствование школьников. Внеурочная деятельность учащихся должна удовлетворять их потребности в саморазвитии с помощью методов и форм, обеспечивающих переход от воспитания к самовоспитанию[3].

Профессор Института развития образования г. Ярославля Герман Константинович Селевко, совместно с группой ученых-практиков, разработал и внедрил в практику курс «Самосовершенствование личности» по классам, который может быть использован, как социальными педагогами, учителями-предметниками, так и любым образованным человеком, радеющим за воспитание социально активной личности подрастающего поколения. Задача взрослого человека – обратить внимание на мельчайшие особенности личности школьника и с уважением отнестись к её проявлениям, даже когда эти проявления не отвечают ожиданиям педагога. Необходимо убедить растущего человека в ценности, полезности и необходимости проявлений его индивидуальности. Как же создать реальные условия, способствующие продвижению ребенка к вершине самоактуализации? Необходимы особые умения, специальная технология коммуникации, позволяющая создавать условия, способствующие развитию индивидуальности. Коммуникация определяется как процесс обмена информацией, что является наиболее важным в системе общения. Так как информация полезна, важна и интересна в получении, значит передача информации осуществляется для того, чтобы влиять на партнера, изменяя его знания, убеждения, опыт, переживания и психические состояния, и как следствие – поведение. Успех в самосовершенствовании учащегося зависит от характеристики самой информации – её убедительности, доказательности, непротиворечивости и конгруэнтности, и представления подопечных об источнике информации (кто её передает)[4]. Не секрет, что более охотно воспринимается и используется информация, поступающая от искреннего, дружелюбного, не имеющего враждебных намерений или корыстных планов субъекта. Чтобы лучше понимать друг друга, не делать словесных ранений, созданы "приемы общения". Это элементы, составные части видов общения. Их применение помогает разрешать конфликтные ситуации, обеспечивает гибкость и эффективность общения. В вербальном общении это такие приемы, как:

  • рассказ об аналогичном поступке (педагог вспоминает о факте, сходном по смыслу с поступком, о котором идет речь, и помогает воспитаннику самостоятельно установить аналогию этого факта со своим поведением, верно оценить его, чтобы в дальнейшем вести себя правильно);

  • обращение ко всему коллективу (учитель обращается ко всему коллективу, не адресуясь к кому-нибудь конкретно, и расчет делается на то, что адресат сам поймет ошибочность своего поведения и сделает соответствующие выводы);

  • остроумная шутка, реплика, замечание, ответ педагога (юмор позволяет безболезненно предупредить или ликвидировать самый сложный конфликт, нейтрализовать напряжение);

  • переключение (целесообразно отвлечь ученика, переключить его внимание и деятельность на новое занятие, другую работу, таким образом побороть негативизм, добиться нормальных взаимоотношений с учащимся или группой);

  • отвлечение (отвлечь ученика, мешающего работать, направив его внимание на какую-нибудь неожиданную, интересную деятельность, не мешающую ходу учебно-воспитательного процесса) прием парадокса (возникшая ситуация используется педагогом, чтобы нарушителей и дезорганизаторов показать в смешном свете);

  • незамеченного оскорбления (педагог не обижается на неумный поступок, грубую шутку, проявление невоспитанности);

  • авансирование доверием, похвалой (трудных учащихся, вставших на путь исправления).

В своей деятельности социального педагога общеобразовательной школы я использую следующие приемы взаимодействия:

  • постановка "открытых" вопросов, то есть таких вопросов, которые заранее ориентированы не на единый - правильный ответ, а на высказывание различных точек зрения по проблемам;

  • определение собственной позиции во взаимодействии, не как главной, а как нейтральной. Это дает возможность воспитанникам высказывать и "правильные" и "неправильные" точки зрения без боязни, что их одернут, остановят;

  • рефлексия занятия: "Что происходило? Почему? Где не было взаимодействия? Что сделать, чтобы избежать ошибок? В каком случае взаимодействие было легче? Почему? и т.д."

Используя невербальные приемы коммуникации, можно проследить как они уточняют, дополняют, поясняют речевые сообщения; усиливают или ослабляют сказанное, помогают наладить обратную связь.

Чтобы управлять РИЛ, необходимо создавать соответствующие условия, для чего необходимо:

  • использовать приемы организации учебно-воспитательной работы, создающие возможность для самореализации, самопознания, самоопределения, совместного развития;

  • применять коммуникативные техники, помогающие создавать ощущение безопасности, принадлежности, самоуважения;

  • формировать имидж доброжелательного и авторитетного человека.

Наша школа, применяя приемы РИЛ, созданные коллективом преподавателей Ульяновского университета и учителей-экспериментаторов, основывается на необходимости изменений в ценностной сфере человека, то есть во взглядах, установках, целях педагогов и самой школе как организации, что способствует воспитанию нравственного человека, уверенно идущего по жизни.