Класс: третий.
Тема: зима.
Тип урока: обобщающий.
Цель урока: обобщение знаний учащихся об основных признаках зимы.
Задачи:
- развивать речь, обогащать словарный запас учащихся,
- воспитывать бережное отношение к зимующим птицам,
- развивать умение работать в группе и самостоятельно,
- корректировать память, логическое мышление.
Ход урока
I. Организационный момент
– Сегодня у нас необычный урок – мы принимаем гостей.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: — Доброе утро!
Упражнение на коррекцию логического мышления на основе классификации | – Сядет тот, кто прочитал слова и нашел
лишнее (учитель показывает табличку со словами): Декабрь |
Упражнение на коррекцию мыслительной деятельности | А теперь проверим : ваш ответ должен
совпадать с отгадкой вот в этой загадке: Кто
поляны белит белым |
Правильно, конечно, зима. А почему
оно лишнее? Что обозначают остальные слова? |
II. Подготовка к введению нового материала (познавательные сведения)
- Существуют легенды о том, почему зимние месяцы носят такие названия.
- Отгадайте, о каком зимнем месяце идет речь.
(Стихотворения наизусть читают учащиеся, а дополнительный материал – учитель)
Упражнение на коррекцию мыслительной деятельности | Назовите-ка, ребятки, Месяц в этой вот загадке: Дни его всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи. Только месяц наш пройдет, Мы встречаем Новый год. (Декабрь) |
- У римлян этот месяц был 10-м по счету, а не 12-м. Это слово родственно слову “деце” – десять. В древние времена на Руси месяц назывался “студень”.
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз,
Брызнешь воду – упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
(Январь)
- В старину на Руси январь называли “сечень”, так как он рассекает зиму на 2 половинки. А назван он январем в честь римского бога солнца и света Януса.
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны, то метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно,
Ну, так что за месяц это?
(Февраль)
- Февраль – слово латинского происхождения. В Древнем Риме этот месяц был последним в году, поэтому в конце месяца устраивали большой праздник. На нем приносили жертвы богу Фебресу. А на Руси февраль называли “древок”, т.е. “лютый”
III. Новый материал
Сообщение темы урока
- Сегодня мы отправимся в гости к зиме, в зимний лес. Будем развивать свою речь, обогащать словарный запас.
(Открывается доска, на которой изображение зимнего леса: сугробов, елей в снегу)
Подбор родственных слов.
Опора на память | а) – Вспомните основные признаки зимы |
Опора на классификацию с опорой на словарный запас | б) – А как зиму можно назвать ласково?
(Зимушка) Подберите однокоренные слова к словам “зима, зимушка”. (По ходу ответов появляются на одном из “сугробов” карточки со словами: зимний, зимовать, зимующие, озимый) |
Упражнение на коррекцию зрительного
внимания и памяти. Развитие самоконтроля |
в) – Прочитайте, запомните, запишите,
какие запомнили, выделите корень. (Учащиеся
работают в тетрадях) Проверьте себя сами по доске. |
Составление предложений (работа над деформированным текстом). (Каждая группа работает коллективно). Работа в группах. На 1-й парте каждого ряда карточки со словами.
Разноуровневое упражнение на смысловые навыки чтения | Сильная группа: |
ясный, день, стоит, зимний животным, зимовать, трудно птицам, зимующим, поможем хлеб, снегом, укрыт, озимый |
|
Средняя группа: | |
ясный, день, Стоит, зимний животным, зимовать, Трудно птицам, зимующим, Поможем хлеб, снегом, укрыт, Озимый |
|
Слабая группа: | |
Стоит, зимний, день, ясный зимовать, Трудно, животным. зимующим, Поможем, птицам. хлеб, Озимый, укрыт, снегом. |
|
Проверка: чтение по предложениям. Разбор смысловых ошибок |
— Прочитайте 3-е предложение. Чем мы можем им помочь?
Послушайте стихотворение А. Яшина.
Воспитательный момент.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся , как домой,
Стайки на крыльцо.Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
IV. Разгадывание кроссворда
- Посмотрите на эту красивую елочку. Она необычна. Русский народ любит зиму. И на санках покататься можно, и в снежки поиграть. А сколько о зиме придумано загадок. Попробуем разгадать кроссворд, а поможет нам в этом зимняя красавица - Снегурочка. (На рисунке елочки начерчен кроссворд: ключевое вертикальное слово – “снегурочка”; учащиеся отгадывают, а учитель вписывает слово)
Мотивация к учению, упражнение на коррекцию аналитико – синтетической мыслительной деятельности | |
Меньше тигра, больше кошки, Над ушами кисти – рожки. С виду кролик, но не верь, Страшен в гневе этот зверь! И ему не крикнешь: “Брысь!” Потому что это … (Рысь). |
Без рук рисует, без зубов кусает. (Мороз) |
За белой дверцей стужа, лед. Там Дед мороз, друзья, живет. (Холодильник) |
|
Он летит белой стаей И сверкает на лету. Он звездой прохладной тает На ладони и во рту. (Снег) |
Пришла из лесу птичница в Рыжей шубке кур посчитать. (Лисичка) |
Белой стаей мошкара Вьется, кружится с утра. Не пищат и не кусают, Просто так себе летают. (Снежинки) |
|
Кто осенью спать ложится, А весной встает? (Медведь) |
|
Скачет по лесу То взад, то вперед, Воет, гудит И деревья трясет. (Вьюга) |
|
Жил я посреди двора, Где играет детвора. Но от солнечных лучей Превратился я в ручей. (Снеговик) |
Что вверх корнем растет? (Сосулька)
5. Физминутка
- Русский народ придумывал о зиме не только загадки, но и песни.
Упражнение на развитие артистических способностей | Инсценирование и исполнение песни “Как на тоненький ледок” |
Работа с пословицами.
- Есть у русского народа и пословицы о зиме.
Я начну, а вы заканчивайте.
(По методу Базарного, учащиеся показывают продолжение пословиц. Они расположены под елочками на стенах класса).
Упражнение на ассоциативное мышление, на коррекцию смыслового запоминания | Декабрь год кончает, (зиму начинает) Январь – году начало, (зиме середина) Вьюги да метели (под февраль налетели) |
Не было бы снегу, (не было бы и следу). Много снега – (много хлеба). Лето – собериха, (зима – поедиха). |
- Объясните 2 – 3 пословицы.
Работа над текстом.
- Красив русский лес в зимнее время. Попробуйте сами описать такой лес.
- Прочитайте текст на доске (он написан на одном из “сугробов”).
Стоит чудесный … день падает легкий … снег. Он укутал деревья в … шубки. Дуб в … шапке. На ветках берез … шарф. Молодая елочка спряталась в … сугроб. Пруд уснул под … корой.
Красив русский лес зимой!
Вставьте подходящие по смыслу имена прилагательные. (Учащиеся работают самостоятельно на карточках. 1 ученик у доски).
Дополнительно к заданию:
Упражнение на коррекцию речи учащихся.
Сильная группа: подсказок нет, индивидуальный и дифференцированный подход.
Средняя группа: мохнатый, ледяной, теплые.
Слабая группа: зимний, теплые, большой, пушистый, белый, мохнатый, ледяной.
Проверка: чтение текстов 2 – 3 учениками.
IV. Итог урока
- О каком времени года мы вели разговор сегодня на уроке?
- Что мы читали о зиме?
- Послушайте еще одно красивое стихотворение о зиме.
А как хорош пушистый снег,
Летящий с высоты!
Он повисает на ветвях,
Как белые цветы.Звенят сосульки в тишине –
Осколки хрусталя.
Уснули реки подо льдом,
Под снегом спят поля.Рисует поутру мороз
Узоры на окне.
Друзья, хорошая зима
У нас в родной стране!
V. Оценивание
VI. Домашнее задание
- Составьте свой рассказ о зимнем лесе.