Использование сложных письменных математических действий при изучении Красной книги России

Разделы: Начальная школа


План: Красная книга России.

Охрана природы.

Письменное сложение и вычитание трёхзначных чисел.

Письменное деление на однозначное число.

Цель: Расширить знания детей об охране природы родного края; воспитывать бережное отношение к ней; учить детей использовать приёмы письменного сложения и вычитания в процессе решения задач и примеров; развивать навыки письменного деления на однозначное число.

Материалы и оборудование: иллюстрации и гербарий растений; чучела животных и птиц.

Ход занятия:

I. Проверка домашнего задания.

– Что называем лесом?

– Какие растения растут в лесах?

– Какие бывают леса?

– Найдите растения нашей местности в гербарии.

– Какие животные живут в лесах? Покажите их на таблице.

– Почему они селятся здесь?

– Домашнее задание по математике вам было: составить задачу по выражению и решить её:

236 – 453 = * (кг)

* - 29 =? (кг)

– Кто прочитает нам?

II. Актуализация опорных заданий.

1. Задача. В лесу, на территории длиной 20 га, а шириной, что равна 0.5 длины растут ели. Какая площадь этой территории?

– Реши и объясни задачу.

– Для чего охраняют природу?

– Как охраняют природу у нас, в нашем городе?

III. Объявление темы и задач урока.

IV. Изучение нового материала.

1. Рассказ учителя.

– Дети, сегодня мы с вами будем вести речь об охране природы, о растениях, животных, которые занесены в Красную книгу, а при помощи математики узнаете о количестве растений, животных родного края.

Идея создания Красной книги принадлежит выдающемуся английскому зоологу профессору Питеру Скотту. Она представляет собой собрание фактов, о редких растениях и животных нашей планеты.

В результате проделанной работы биологи и зоологи мира выяснили, что нынче вымирание угрожает многим видам растений и животных. Поэтому учёные создали Красную книгу.

Учитель говорит, что от природы человек берёт всё, что ему нужно для жизни. Поэтому к природе надо относиться с любовью, беречь её, делать так, чтобы количество природных богатств не уменьшалось, а, наоборот, увеличивалось. Поэтому существуют такие хозяйства, которые разводят рыбу, зверей, птиц.

Например. Из пруда, где размножили 1000 мальков рыб, за 4 дня выудили 864. Сколько мальков рыб выудили за 1 день? Сколько осталось?

864 : 4 = 216 (р.) за 1 день

1000 – 864 = 136 (р.) – осталось

(объясняют)

– А сейчас выполним деление письменно:

651 : 3; 458 : 2; 372 : 3

– Хорошо, вы можете делить трёхзначные числа на однозначные, а сейчас, что вы сделали для охраны природы?

2. Продолжение рассказа учителя.

а) Заповедники

Названия растений и животных, занесённых в Красную книгу.

3. Работа с учебником

(по природоведению и по математике)

I вариант   II вариант

236 + 453   485 + 394

745 – 324    875 – 169

x · 3 = 648;   x · 4 = 896; x : 2 = 428.

(Упражнения выполняются письменно).

V. Закрепление и систематизация знаний.

– Какие растения и животные нашей местности требуют охраны?

– Для чего нужна Красная книга?

– Для чего нужны заповедники?

– Как учащиеся младших классов могут помочь взрослым в охране природы?

Игра “Кто я?” (Дети по описанию должны отгадать название животного).

Загадка 1.

Длина моя 3 м, высота – 2 м, масса – до 1000 кг.

Голова большая, немножко наклонена вперед и с широко расположенными рогами. Туловище покрыто темно-бурой шерстью, которая спереди длиннее, чем сзади. Живу я до 30 лет. Кто я?

(Зубр.)

Дальше следует рассказ учителя:

Ещё 500-600 лет назад зубры были многочисленными животными. Из-за вкусного мяса и красивой кожи их уничтожали.

В 1932 году люди, которые боролись за жизнь этих животных, нашли в разных частях мира 56 живых зубров и начали работу по их размножению.

В 1965 г. их возвратили на Украину. Сейчас там находится 200 животных.

– Посчитайте, на сколько больше стало сейчас зубров, чем было в 1932 году?

Загадка 2.

Очень крупный зверь. Голова горбоносая, большая. Длина тела - 2,20–3.10 м.

Длина хвоста 5-13 см. масса тела 300-500 кг. Я имею крупные, развитые рога. Из органов чувств более развиты слух и обоняние. Скорость моя равняется 15 – 16 км/час, при испуге до 35 км/час. Питаюсь растениями.

(Лось.)

Загадка 3.

Я средних размеров, голова темнее спины, глаза большие, уши короткие. Окраска спины буровато – охристая с буровато – чёрной, и расплывчатыми светлыми пятнами.

Моя длина 25–33 см, хвост 11–14 см. живём мы колониями. Зимой (6 мес.) я сплю. Убежищем мне служит нора. Живу я 3–4 года.

(Длиннохвостый суслик.)

VI. Итог урока.

Ответы на вопросы.

Математика: (устный счет)

Из млекопитающих Якутии согласно действующему Правилу охоты РС (Я), 27 видов отнесены к объектам охоты, из них шкурки особей 11 видов подлежат обязательной сдаче государству.

В Красную книгу внесены 23 вида млекопитающих Якутии, из них в Красную книгу МСОП – 5, РФ – 10, Якутии – 17 видов, РС (Я) – будут внесены 23 вида.

Например: численность лосей

1976 г. – 78 тыс. особей

1993 г. – 60 тыс.

1999 г. – 40 – 50 тыс. особей

(подвид) Благородный олень – изюбр.

Бассейн реки Амга до устья р. Мундуруччу. Встречаются в бассейне р. Нюя, левого притока р. Лена.

Изюбр: 1971 г. – 3 тыс. особей

1995 г. – 2 тыс.

Животные Якутии: кабарга (олень мелких размеров), северный олень, овцебык, снежный баран.

VII. Домашнее задание.

Подготовить ответы на вопросы. Подобрать рисунки для изготовления альбома “Их надо охранять”.