Цель: Прививать любовь к поэзии, умение слушать, понимать поэтическое произведение, чувствовать его, пробудить любовь к природе, чтобы природа не была для детей общим словом. (Все человеку дано в дар – поэтому нужно учить с любовью, внимательно, бережно относиться к окружающей природе.) Будить умение видеть красоту. Соединять виды искусства воспитывать гармоничную личность. Развивать художественный вкус учащихся.
Звучит музыка.
Ход урока
– Здравствуйте, садитесь, пожалуйста. Устраивайтесь поудобнее. Начинаем. Наш сегодняшний урок необычный. Это урок чтения и изобразительного искусства. Тема – родная природа в поэзии и живописи.
– Ребята, давайте задумаемся, а что такое природа? (Все существующее, все что не создано деятельностью человека).
– Чтобы лучше понять значение слова природа подберем однокоренные слова, они расширят ваше представление о слове природа.
Природа – Родина, родственники, родник.
– Это однокоренные слова. У них общее значение. Эти слова обозначают то, что человеку очень дорого. Мы все очень любим своих родителей, потому что родители – самые дорогие люди. Родина – это место, где ты живешь, страна, в которой ты родился. А ведь слово природа относится к этим важным для нас понятиям. Значит, к природе нужно тоже относиться любовно и бережно. Именно так, как относился к природе герой сказки, которую я вам расскажу. (Пока учитель рассказывает сказку, на доску прикрепляют аппликации детей, сделанные на предыдущих уроках. Дети придумывали различные изображения цветов, облаков, бабочек, птиц, зверей… В итоге получился чудесный волшебный сад).
Звучит музыка.
– Жил – был чудесный сад. В нем росли высокие красивые деревья. Самые разные. В этом саду цвели замечательные цветы. А еще здесь постоянно порхали бабочки с одного цветка на другой, летали птицы, в пруду плавали лебеди, по тропинкам спокойно гуляли звери.
Сюда очень любил приходить один человек. Люди прозвали его чудаком. Может быть потому, что он разговаривал с деревьями, цветами, с птицами. Стоило ему появиться – к нему спускали свои ветки деревья, тянулись головки цветков, для него пели птицы, ему улыбалось солнце.
И неудивительно. Ведь чудак замечал ту красоту, которую не видели все остальные. И он мог душевно и красиво сказать об этом. А благородный сад становился еще прекрасней и открывал человеку самые сокровенные тайны. Любил сад чудака. И чудак любил сад. Он бродил по тропинкам сада и читал стихи, которые написал сам. Зимой – о зиме, весной – о весне. Летом – о лете, а осенью – об осени. Ему нравилась осень.
Что ни день – то новые краски!
Осень, как ты все ж хороша!
Дышит сад наш золотою сказкой…
Но чуть-чуть печалится душа.
1. Федор Тютчев. “Есть в осени первоначальной”.
- Вы прослушали стихотворение. Какое настроение в нем выражено? (печальное, грустное).
- Как, по–вашему, поэт относится к осени? (Он восхищается осенью, называет ее дивной порой).
- А у кого из вас осень – любимое время года?
- А кому зима нравится?
- Кто хочет зимнее стихотворение прочитать?
2. Сергей Есенин. “Поет зима – аукает”.
- Понравилось вам стихотворение?
- Когда слушали, какие зимние картины представляли?
- Зимой холодно, и человек себя чувствует не всегда уютно, и звери и птицы.
- Кого особенно жалко поэту? Как он их называет?
- Как нужно заботиться о птицах?
- А еще есть желающие прочитать о зиме?
3. Сергей Есенин. “Белая роза”.
- Это стихотворение понравилось? Что больше всего понравилось? (наряд березы).
- Береза – это любимое дерево С. Есенина. Когда он находился вдали от Родины, очень скучал по простой скромной березке. Она была дорога поэту в любом наряде. И зимой, и летом, и весной, и осенью.
- Он любил березку так, как любил Родину.
- У нас на севере началась зима. Длинная, суровая. Нам, конечно, не будет хватать солнца, и мы будем с нетерпением ждать прихода весны.
- Какие приметы весны вы можете перечислить? (Сосульки, капель, подснежники, яркое солнце, улыбки людей, нежная зелень и конечно, первый весенний дождь о котором нам прочитает стихотворение Настя.
4. Афанасий Фет. "Весенний дождь”.
- А в этом стихотворении, какое настроение выражено? (радостное, веселое, оживает природа, все радуются наступлению весны, хочется петь…).
- А весна плавно переходит в лето. Красота кругом! Самое теплое, многокрасочное время года. И убедиться в этом поможет стихотворение...
5. Александр Твардовский “Лето”.
- Судя по выражению ваших глаз, по вашим улыбкам, я вижу, что стихи вам понравились, потому что они написаны с большой любовью и нежностью к природе.
Поэты воспевают красоту русской природы в стихах, а художники воспевают эту красоту в своих полотнах.Учитель изобразительного искусства:
Перед художником весь мир. Он видит моря и горы, поля и леса. Но для того чтобы все это передать на холсте, только видеть мало. Художник должен уметь разговаривать с природой, уметь понимать разговор воды и деревьев, птиц и животных. Художник – пейзажист постоянно беседует с природой и красками. Записывает на холсте то, что рассказали ему вода, деревья, ветер, снег, трава, цветы, облака, солнце.
Каждый день он слышит от них что-то новое. Ведь одинаковых дней не бывает.
Сегодня на уроке мы с вами поговорим о художнике, который очень любил природу. Это И. Левитан.
Левитан мастер лирического пейзажа. Его работы, поэтичны. Это пейзажи нашей родной русской природы.
Чем больше смотришь на работы Левитана, тем больше открываешь в них прекрасного.
Одна из его работ “Березовая роща”.
Какое время года изображено на картине? Как художник передает настроение этого времени года?
Глядя на эту картину, кажется, что встретился с чудом.
В картине мы видим именно то, что близко с детства сердцу. Смотришь на нее и ощущаешь аромат трав, слышишь негромкий шум листвы, чувствуешь ласковый ветерок, хочется зайти в этот лесок и идти долго, долго и вдыхать весь этот лесной аромат.
Знакомясь с этой картиной, мы общаемся с природой. Здесь интересная композиция. Художник ведет наш взгляд от опушки леса вглубь. Но самое основное содержание картины – это ликующий летний день.
Чем она отличается от предыдущей работы? Здесь роща пылает кострами берез. Золотыми россыпями светится земля. В холодной воде реки отражается голубизна неба, желтые и рыжие обрывистые берега.И снова работа Левитана “Золотая осень”.
Итак, мы пришли к тому, что каждый художник в пейзаже передает свой чувства в композиции и цвете.Красноватые ветки кустарников.
Осенний воздух свеж и прозрачен.
Левитанская осень – праздник золота и синевы, красоты, но немного грустный, ведь это красота прощания.Скоро зима!
Сегодня мы с вами постараемся передать свое настроение с помощью красок.
На прошлом уроке каждый из вас продумал композицию пейзажа, а сегодня перед вами стоит задача при помощи красок, цвета изобразить ваше любимое время года.
Каждое время года имеет свой цвет, свой колорит, свой характер.
Теплыми красками мы изображаем лето и осень.
Холодными и нежными -весну и зиму.
Давайте вспомним, какие краски теплые, какие холодные?
Закройте на минуту глаза и представьте то время года, которое вы будете сейчас изображать: лето, весну, осень или зиму. Представьте настроение природы в это время
Работы все готовы. Кто желает рассказать о своей работе (4 человека характеризуют у доски каждый свою работу – 1 зима, 2 лето, 3 осень, 4 весна).Приступаем к работе – 30 минут.
А сейчас, ребята, давайте устроим “Живую выставку” (все дети встали и подняли свои работы)
Итог работы
Учитель ИЗО: Мы с вами сегодня хорошо поработали. А все, наверное, потому, что говорили о природе, слушали стихи о природе и изображали родную природу.
Учитель русского: И очень важно, что мы сегодня учились, как надо общаться с природой, чтобы стать лучше, добрее, чтобы жизнь была красивой.
Давайте запомним на всю жизнь, что надо уметь всматриваться, вслушиваться в окружающий мир.
А для этого нужно любить природу. Как сказано у поэта Рыленкова:
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.
(стихотворение на доске)