Традиционная система обучения. Русский язык, 2-й класс (1—3). Правописание звонких и глухих согласных на конце слова

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


ЦЕЛИ:

  • Закрепление знаний учащихся о парных звонких и глухих согласных.
  • Закрепление 2-х способов проверки слов с парными согласными на конце слова.
  • Развитие устной и письменной речи, внимания, памяти, мышления.
  • Развитие творческих способностей каждого ребёнка, с учётом его индивидуальных способностей и интересов.

ОБОРУДОВАНИЕ: запись на доске, карточки, учебник.

ХОД УРОКА

I. Мобилизующий этап и формулирование детьми темы урока.

1. Прочитайте слова: друг, Олег, Глеб.

Какое слово лишнее? Почему? Что можно отметить общее в этих словах?

– Не переносятся.

– Эти слова перед записью надо проверять, так как на конце слов парные согласные.

Как проверить?

Изменить слово так, чтобы после согласного был гласный.

Докажите:

Друг – у друга

Глеб – нет Глеба

Олег – нет Олега

А ещё есть стихотворение. Кто расскажет?

Если слышишь парный звук

Будь внимательным, мой друг.

Парный сразу проверяй

Слово смело изменяй.

Зуб – но зубы, лёд – но льды

Будешь грамотным и ты.

2. Итак, сформулируйте тему урока.

Будем учиться писать и проверять слова с парными согласными на конце словам

II. Минутка чистописания.

4 12 8
г   к   ?

Букву, которую мы будем сегодня писать, вы определите сами, расшифровав данную запись.

Буква Ж.

Расскажите об этой букве.

Согласная, обозначает всегда твёрдый звук Ж, но ЖИ ШИ пиши с буквой и,

Обозначает парный звук Ж, в конце слова её нужно проверять.

Письмо: Жж Жж Жж

Подчеркните понравившуюся пару букв

III. Словарно-орфографическая работа

На доске: О З А Б В Т Е Р А Д К

Внимательно посмотрите на данную запись и определите два слова, с которыми мы познакомимся сегодня на уроке.

Обед, завтрак.

Как понимаете значение этих слов?

Завтрак – еда, приготовленная на завтра, т.е. на утро.

Обед – еда в середине дня.

Однако, слово обед обозначает не только приём пищи в середине дня. Магазин закрыт на обед. Слово обед обозначает ещё перерыв в работе.

Записываем, определяем слог, ударение, орфографию.

Какую ещё орфограмму вы заметили в этих словах?

На конце слов парные согласные.

Проверьте устно их написание.

Составьте несколько предложений с новыми словами.

IV. Физкультминутка

Показываю букву, если она обозначает звонкий звук – наклон вперёд, если глухой звук – наклон назад.

Б П В Ф Г К Д Т Ж Ш З С Л М Ц Р Ч Й Щ

V. Тренировочные упражнения

1. Расска? – рассказы

Гара? – ……….

Парохо? – …….

Фла? – ……….

Шка? – ………

Рука? – ……….

Приве? – ………

Погре? – ………..

Хирур? – ……………

Алма? – ……………

а) разбор

– прочитайте первое слово

– какой звук произносится на конце слова?

– а какую букву надо писать?

– так что показывает эта запись?

Она показывает, что мы проверяли и как проверяли.

б) самостоятельно

в) фронтальная проверка

В слове гараж – проверяем парный согласный, слышу Ш, а пишу Ж, проверочное слово.

Гаражи.

Почему это слово проверочное?

Потому что после согласного звонкого следует гласный.

2) Картинный диктант, под диктовку слова: 100(г), город, морковь, жираф, нож, таз, хлеб.

Допишите ещё 1-2 слова на изучаемое правило.

Проверка: я читаю слово, дети показывают карточку с нужной буквой.

3) Обратный диктант

Дети называют слова с парными согласными – учитель карточку.

Физкультминутка.

4) Самостоятельная работа.

3 группы.

Каждая группа выполняет посильное для неё задание:

1-й уровень – упр. 153

2-й уровень – упр. 157

3-й уровень – составить связный рассказ, используя слова: Зимой. Мороз. Снег занёс. Залез в сугроб. Друг продрог. Нос замёрз.

5) Проверка. Зачитывают текст. Витя, Яна, Оксана, Егор, Данияр.

Проверка № 153 – прочитать слова, которые проверяли

№ 157 – прочитать слова на изучаемое правило

VI. Итог урока

Чему учились на уроке? Что понравилось?

VII. Домашнее задание

№ 159, 160

Выбери для выполнения дома одно упражнение.