ЦЕЛИ:
- Закрепление знаний учащихся о парных звонких и глухих согласных.
- Закрепление 2-х способов проверки слов с парными согласными на конце слова.
- Развитие устной и письменной речи, внимания, памяти, мышления.
- Развитие творческих способностей каждого ребёнка, с учётом его индивидуальных способностей и интересов.
ОБОРУДОВАНИЕ: запись на доске, карточки, учебник.
ХОД УРОКА
I. Мобилизующий этап и формулирование детьми темы урока.
1. Прочитайте слова: друг, Олег, Глеб.
Какое слово лишнее? Почему? Что можно отметить общее в этих словах?
– Не переносятся.
– Эти слова перед записью надо проверять, так как на конце слов парные согласные.
Как проверить?
Изменить слово так, чтобы после согласного был гласный.
Докажите:
Друг – у друга
Глеб – нет Глеба
Олег – нет Олега
А ещё есть стихотворение. Кто расскажет?
Если слышишь парный звук
Будь внимательным, мой друг.
Парный сразу проверяй
Слово смело изменяй.
Зуб – но зубы, лёд – но льды
Будешь грамотным и ты.
2. Итак, сформулируйте тему урока.
Будем учиться писать и проверять слова с парными согласными на конце словам
II. Минутка чистописания.
4 12 8 г к ?
Букву, которую мы будем сегодня писать, вы определите сами, расшифровав данную запись.
Буква Ж.
Расскажите об этой букве.
Согласная, обозначает всегда твёрдый звук Ж, но ЖИ ШИ пиши с буквой и,
Обозначает парный звук Ж, в конце слова её нужно проверять.
Письмо: Жж Жж Жж
Подчеркните понравившуюся пару букв
III. Словарно-орфографическая работа
На доске: О З А Б В Т Е Р А Д К
Внимательно посмотрите на данную запись и определите два слова, с которыми мы познакомимся сегодня на уроке.
Обед, завтрак.
Как понимаете значение этих слов?
Завтрак – еда, приготовленная на завтра, т.е. на утро.
Обед – еда в середине дня.
Однако, слово обед обозначает не только приём пищи в середине дня. Магазин закрыт на обед. Слово обед обозначает ещё перерыв в работе.
Записываем, определяем слог, ударение, орфографию.
Какую ещё орфограмму вы заметили в этих словах?
На конце слов парные согласные.
Проверьте устно их написание.
Составьте несколько предложений с новыми словами.
IV. Физкультминутка
Показываю букву, если она обозначает звонкий звук – наклон вперёд, если глухой звук – наклон назад.
Б П В Ф Г К Д Т Ж Ш З С Л М Ц Р Ч Й Щ
V. Тренировочные упражнения
1. Расска? – рассказы
Гара? – ……….
Парохо? – …….
Фла? – ……….
Шка? – ………
Рука? – ……….
Приве? – ………
Погре? – ………..
Хирур? – ……………
Алма? – ……………
а) разбор
– прочитайте первое слово
– какой звук произносится на конце слова?
– а какую букву надо писать?
– так что показывает эта запись?
Она показывает, что мы проверяли и как проверяли.
б) самостоятельно
в) фронтальная проверка
В слове гараж – проверяем парный согласный, слышу Ш, а пишу Ж, проверочное слово.
Гаражи.
Почему это слово проверочное?
Потому что после согласного звонкого следует гласный.
2) Картинный диктант, под диктовку слова: 100(г), город, морковь, жираф, нож, таз, хлеб.
Допишите ещё 1-2 слова на изучаемое правило.
Проверка: я читаю слово, дети показывают карточку с нужной буквой.
3) Обратный диктант
Дети называют слова с парными согласными – учитель карточку.
Физкультминутка.
4) Самостоятельная работа.
3 группы.
Каждая группа выполняет посильное для неё задание:
1-й уровень – упр. 153
2-й уровень – упр. 157
3-й уровень – составить связный рассказ, используя слова: Зимой. Мороз. Снег занёс. Залез в сугроб. Друг продрог. Нос замёрз.
5) Проверка. Зачитывают текст. Витя, Яна, Оксана, Егор, Данияр.
Проверка № 153 – прочитать слова, которые проверяли
№ 157 – прочитать слова на изучаемое правило
VI. Итог урока
Чему учились на уроке? Что понравилось?
VII. Домашнее задание
№ 159, 160
Выбери для выполнения дома одно упражнение.