Проблема развивающего обучения сегодня настолько актуальна, что нет, пожалуй, ни одного учителя, который бы не задумывался над ней. Я работаю по системе Л.В. Занкова.
Главная цель моей работы с детьми – научить их мыслить. Мои ученики стараются выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать ответы сверстников, с удовольствием принимать участие в спорах по тем или иным вопросам как с классом, так и с учителем. Дети любят работать самостоятельно, не боятся допустить ошибку в ответе, так как они уверены, что всегда можно рассчитывать на помощь товарища, учителя.
На наших уроках нет скучающих, равнодушных, дети всегда находятся в постоянном поиске, каждый раз открывая для себя что–то новое.
Моим детям очень нравятся уроки литературы. У каждого ученика есть “Читательский дневник”, где фиксируется читаемая детьми литература. Они с радостью делятся о прочитанном друг с другом, обмениваются понравившимися книжками. Начиная со второго класса, они учатся и пишут аннотации на прочитанные книги. Это для них так увлекательно, ведь детям так хочется, чтобы все в классе узнали, какую книгу они прочитали, чем эта книга их увлекла. Надо только видеть, с какой огромной радостью они делятся о прочитанном.
При работе над басней И.А. Крылова я детям предложила творческую работу: дописать басню, т.е. придумать продолжение.
Вот так прозвучало продолжение басни И.А. Крылова “Стрекоза и Муравей”
Юля А.
- Ты все пела? Это – дело!
Так пойди же, попляши!
- А зачем же мне плясать?
Холодно на улице…
- В дом тебя я свой пущу,
Хлебом солью накормлю,
И за эту доброту
Все готовить ты должна
И связать мне два шарфа!
Денис Д.
“Пела, пела и плясала
Без жилья теперь осталась.
Что мне делать? Как же быть?
Как мне зиму пережить?”
Говорит ей Муравей:
“А кума, попела лето,
В этом ты себе верна,
Только ты понять должна,
Что без дела никуда”.
Уроки чтения носят воспитательный характер, который предполагает свободную беседу нравственного плана.
На уроках чтения стараюсь учить детей не только читать и пересказывать. Пытаемся находить главную мысль, делать свои выводы, дать характеристику герою, оценить поступки.
В этом мне и детям помогают “памятки по чтению”.
Чувствую, что мои ученики развиваются в деятельности, ищут, добывают знания, сравнивают, группируют, классифицируют благодаря представленной им свободе для самовыражения.
Особую роль отвожу написанию сочинений. На таких уроках, как развитие речи, дети свободно высказываются. На первых этапах обучения особенно важно раскрыть творческую инициативу ребенка, развить интерес к самостоятельному написанию сочинений, прежде всего, на основе собственных наблюдений, впечатлений детей. Детям должна быть предоставлена полная свобода самовыражения в слове.
При написании сочинений моим детям присуще: самостоятельность суждений, живость и непосредственность в передаче мыслей и чувств. Всегда предоставляю им право выбора.
В результате такой работы появляется интерес, ребятам не скучно, т.к. каждый выбирает себе задание по душе.
Приведу несколько сочинений, написанных детьми на основе своих впечатлений, наблюдений.
О чем шептал осенний листик?
Я шла по парку, по тропинке, и под ногами ковром лежали разноцветные листья. Я прислушалась, они разговаривали между собой. Один листик говорил: “Я хочу улететь”, - это листик от березы. “А я хочу остаться с папой”, - это был листик от тополя. “А когда я полечу, я раздвину свои маленькие листочки и буду самым счастливым листочком в мире”, - это был листочек от рябины.
А лист шиповника сказал “Я останусь под кустом, меня укроет снег и мне будет тепло”.
Люба В.
О чем чирикал воробей поздней осенью?
Прилетел воробей в парк. Сел на холодную ветку дерева и стал чирикать. Он грустно чирикал о том, что скоро придет зима, засыплет все снегом и ему негде будет найти корм, у него замерзнут лапки и маленькие крылышки.
Он просил детей, чтобы они сделали кормушку и зимой кормили птиц.
Оля Б.
Сочинение от имени одуванчика.
Познакомьтесь со мной. Я – одуванчик. Я очень люблю, когда ярко светит солнышко. С выходом солнца мои желтенькие лепесточки раскрываются, и от этого моя шляпка становится бархатно–пушистой. Нежные зеленые лепесточки тянутся к теплому солнцу. А сам я как маленькое солнышко, такой же кругленький, желтенький и лучистый.
Гриша Ш.
Путешествие капельки.
Отправилась капелька в путешествие. Спрыгнув с облака, она приземлилась на комара. Они сидел на цветке. “Ты кто?”, - говорит капля. “Я комар – пискун, а ты кто?”. “Капелька. Я спустилась с тучки”, - отвечает капля. И вдруг прилетела бабочка. Маленькая капля говорит: “Ты кто? Цветок?”. “Нет, я бабочка и умею летать”. “Это комар, а я капля. Давайте дружить и полетим ко мне домой”, - пригласила капля. Вдруг выглянуло солнце, и капля превратилась в пар и полетела к себе домой, а комар и бабочка стали ее догонять. Так весело закончилось путешествие маленькой капельки на землю.
Илона Р.
Надо отметить, что в сочинениях детей есть что–то свое, индивидуальное, свои мысли, наблюдения, живые меткие слова, поступки.
Предлагаю вашему вниманию урок развития речи.
Тема: Мини – сочинение “Одуванчики”
Цель: Расширить кругозор учащихся в области языкознания, обогатить словарный запас, развивать мышление детей, помогать увидеть мир своими глазами, развивать творческое воображение, воспитывать бережное отношение к природе, любовь к русской природе, родному языку.
Оборудование: рисунки с изображением одуванчиков, детские рисунки одуванчиков, кассета с записью.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель: Ребята, повернитесь друг к другу, улыбнитесь соседу. Вот с таким хорошим настроением и начнём наш урок. Каким бы вы хотели видеть наш урок?
Дети: Интересным, весёлым, поучительным, сказочным, познавательным.
Учитель: Я постараюсь провести такой урок, а вы мне будете помогать?
2. Постановка темы урока (Звучит музыка “Голоса леса”)
Учитель: Вы слышите эти чудесные звуки? Какое время года они напоминают? Где можно услышать эти звуки? Не случайно в нашем классе появились эти волшебные звуки. Сегодня мы мысленно перенесёмся в весенне-летние дни: когда ярко светит солнце, не умолкает пение птиц, цветут цветы, а всё потому, что сегодня на уроке мы будем писать мини- сочинение.
А на какую тему, вы определите сами, отгадав загадку
Учитель:
Золотой и молодой,
За неделю стал седой,
А денёчка через два
Облысела голова.
Дети: Одуванчик.
Учитель: По каким признакам вы догадались, что это одуванчик? (Учитель вывешивает на доску три рисунка с изображением одуванчиков.)
- Одуванчик жёлтый
- Одуванчик белый
- Одуванчик облетевший
(Учитель открывает доску, где помещены рисунки одуванчиков, выполненные на уроках изобразительного искусства). Посмотрите, какая чудесная сказочная поляна из одуванчиков “сделана” вашими руками! Красота! (Звучит музыка.)
3. Работа над образным средством языка.
Учитель: Итак, тему нашего сочинения мы определили. Возьмите чистый лист и напишите на нём слово "одуванчик". На этом листке вы будете записывать слова об одуванчике. Возможно, они пригодятся вам при написании сочинений. Чтобы написать сочинение, нам нужно все о нем знать. Поделитесь своими знаниями про одуванчик. Расскажите, кто что знает. (Ответы детей). По ходу рассказов, дети записывают на своих листочках понравившиеся слова об одуванчике. А теперь поделитесь своими словами. (Дети зачитывают.) Каждый ребёнок зачитывает свои слова, остальные дополняют свой словарный запас. ВСЕ МОЛОДЦЫ!
А можно я вам зачитаю текст про одуванчики? Тогда слушайте и не забывайте про свой листочек.
ОДУВАНЧИКИ.
И Соколов - Микитов.
У больших проездных дорог, у лесных малых тропинок, в зелёных широких лугах, даже у самых порогов деревенских домов всё лето цветут одуванчики. Все знают эти простые цветы, похожие на маленькое солнце с золотыми лепестками - лучами. Всё лето цветут одуванчики, а созревшие их семена собраны в легкий пушистый шарик. Дунешь на шарик – поплывут, полетят в воздухе легкие летучие семена, потому и называется цветок одуванчиком. Весь день, пока светит солнце, следом за солнцем поворачивают одуванчики свои золотые головки. Вечером, когда скроется солнце, одуванчики свёртывают свои лепестки и засыпают. Всю ночь крепко спят одуванчики. Только с восходом солнца они просыпаются, как бы радостно улыбаясь, широко раскрывают золотые свои лепестки. В солнечный летний день золотою кажется поляна, на которой растут и цветут одуванчики.
У Поделитесь своими словами. (Дети зачитывают.)
Действительно, одуванчик знает каждый. Это неприхотливый цветок встречается и на лесных полянах, и по обочинам дорог. Мы уничтожаем его как сорняк, а, между прочим, это очень ценное растение.
Цветки корни, листья используются в медицине. Из листьев одуванчика можно приготовить полезный для организма салат. А какое вкусное варенье можно приготовить из одуванчиков! Как вы думаете, сколько видов одуванчика встречается в природе?
(Ответы детей.) А на самом деле учёные насчитали более двухсот видов. Кто-нибудь из вас считал, сколько бывает пушинок в одной корзиночке?
Действительно, очень много – до двухсот семян с пушинками. И все они разлетаются, как только подует ветер. Но не все семена прорастают, иначе на земле не осталось бы места для других растений, везде росли бы одуванчики. Об одуванчиках существует множество стихов, загадок. И вы тоже знаете стихи про одуванчики. Давайте их тоже прочтём. А вы, в свою очередь, запишите слова для своего сочинения, дети читают стихи.
Одуванчик. Гурген Габриелян
Ветер воскликнул:
Лети, парашютик!
Тебя я до туч подниму!
Земля позвала:
Возвращайся скорее,
Я нежно тебя обниму
Дождь прошептал:
Прорастай, пробуждайся
Росточком зелёненьким глянь
Солнце согрело:
Расти, распускайся
И вновь парашютиком стань!
Одуванчик. Е. Серов.
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице:
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.
Одуванчик. Иван Демьянов
Одуванчик над травою качается –
Над травой – муравой возвышается!
В белой вышел он рубахе,
Всех пленил его начес…
Только ветер – парикмахер –
Чик – чик – чик - и нет волос.
Учитель: Прочтите слова, которые вы взяли себе на заметку. Красивые слова вы выбрали. А сейчас я расскажу вам легенду об одуванчике. Не забывайте дополнять ваши листочки новыми словами. (Звучит музыка.)
Однажды Южный ветер увидел в северных равнинах юную золотоволосую девушку и полюбил ее. Каждый день он любовался золотыми волосами девушки и мечтал о встрече с ней. Но был он робок и леноват и все откладывал путешествие на север. А однажды утром он увидел, что побелели золотые косы девушки. Решил Южный ветер, что это брат его, Северный ветер, украл у него невесту и посеребрил ей волосы.
Горестно вздыхал Южный ветер, и от его вздохов белым пухом, словно снегом, наполнился воздух, и юная дева навсегда скрылась с глаз. Так и не узнал Южный ветер, что не девушку любил он, не о девушке мечтал, а все лето любовался золотым одуванчиком, который развеял в поле своим вздохом. Понравилась Вам легенда? А какие слова вы выбрали? Зачитайте.
Учитель: Ребята, каждое растение – это живой организм. Только растения не могут заговорить, как мы, не могут подать звуковой сигнал, как животные. Но у них есть органы: корни, стебли, листья, цветки, плоды. И семена – это как бы их детки. Цветы дышат, питаются, растут, размножаются. Давайте представим себя на месте одуванчиков.
5. Написание сочинений. А теперь вашей задачей будет описать свои ощущения.
Учитель: У меня на доске три темы сочинений: Сочинение от имени одуванчика. Одуванчик на лесной поляне. Сочинение – описание одуванчика.
Выберите себе ту тему, над которой вы бы хотели поработать, которая вам кажется интересней, и запишите ее себе в тетрадь. А теперь, используя ваши слова на ваших индивидуальных листочках, вы можете начать писать мини – сочинение. Кому нужна помощь, поднимите руку, я к вам подойду. На ваших столах лежат словари, вы можете обращаться к ним. Удачи вам!
6. Итог урока.
Учитель: Кто желает зачитать свое сочинение? (Зачитывается несколько сочинений.) Дети, а что же будет с одуванчиком, если его выдернуть с корнем и бросить?
Дети: Он погибнет.
У. Нет, одуванчик так любит жизнь, и он так силен, что будет продолжать жить без земли и воды до тех пор, пока его лепесточки не превратятся в белые пушинки и не разлетятся по ветру. Он даст жизнь новым цветам и только тогда погибнет. Но, к сожалению, такой силой обладает не каждый цветок. Если любой другой так же выдернуть и бросить, он непременно погибнет. А без растений наша Земля превратится в большую пустыню. Так давайте беречь растения, не будем причинять боль им, и тогда наш общий дом, наша планета Земля, будет всегда радовать нас красотой. (Звучит музыка).
Учитель: Ребята, получился ли у нас урок такой, каким вы его хотели видеть? А что вам больше всего понравилось, запомнилось, на что вы больше обратили внимание? Поделитесь своими впечатлениями.
Дети:
- Мне понравилось записывать слова на листочек.
- А мне понравился весь урок, но больше всего легенда.
- Очень запомнилась легенда про одуванчик.
- Наша поляна из одуванчиков.
- Сочинение Сережи, мне кажется, было самое лучшее.
- А мне понравилось сочинение Юли.
- Очень интересно мы отдыхали, я представила себя одуванчиком, так что не хотелось открывать глаза.
- Такая была интересная, спокойная музыка, что мне сразу же захотелось побывать в лесу.
- Мне очень хочется, чтобы мы чаще писали такие сочинения, используя листочки со словами.
Учитель: Я учту ваши все пожелания. А вам, дети, спасибо за урок!!!