Форма: “Путешествие по страницам детского журнала “Муравейник”.
Цели:
1.Формирование положительной мотивации учения. Закрепление пройденного, решение задач изученных видов.
2.Учебная задача – тренировка учащихся в подборе наиболее удачных способов представления данного числа в виде суммы таких слагаемых, которые облегчают деление его на данное число.
3. Повторение математических понятий: увеличить “на”, “в”; уменьшить “на”, “в”.
4. Закрепление изученного геометрического материала.
5. Воспитание бережного отношения к природе, чувства ответственности за ее сохранность, любовь к животным.
6. Развитие математической речи, логического мышления, навыков самоконтроля.
Оборудование: дидактическая наглядность, средства обратной связи, индивидуальные перфокарты, тетрадь, опорные схемы.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
Сообщение темы урока, цели, формы проведения урока.
- Сегодня на уроке мы продолжим работу по теме “Деление двузначного числа на однозначное”. Наша задача – учиться правильно и быстро представлять делимое в виде суммы удобных слагаемых, которые облегчают деление на данное число.
Листая страницы одного детского журнала, я нашла много интересных заданий для вас. Мы будем путешествовать по страницам этого журнала.
Как он называется, вы мне скажите после арифметического диктанта.
(Арифметические диктанты составляют ученики по желанию.Учащийся, чья работа будет одобрена, на уроке выступает в роли учителя: проводит арифметический диктант, выбирает работу для проверки, проверяет и оценивает её).
II. Повторение.
Вычисли произведение чисел 18 и 4.
Найдите частное чисел 33 и 3.
Во сколько раз 64 больше 4?
Во сколько раз 8 меньше 64?
Какое число разделили на 12 и получили 5?
Какое число умножили на 3 и получили 69?
16 увеличьте в 5 раз.
На сколько 5 меньше 30?
Мама купила 2 пачки печенья, по 18 рублей. Сколько рублей она получит сдачи с 50 рублей?
Сторона квадрата 12 см. Чему равен периметр этого квадрата?
На доске “ключ” к проверке арифметического диктанта.
8 11 14 16 23 25 48 60 72 80
А У И Р Е Н К В М Й
– Проверьте себя по коду.
– Как называется журнал?
– Журнал “Муравейник” пишет о жизни животных и растений. (Демонстрирую несколько номеров журнала). Вот какие задачи там можно найти.
III. Страница первая “На ловчей тропе”.
а) Муравей за 1 минуту приносит в
муравейник 2 десятка насекомых. Сколько
насекомых муравей принесет за 5 минут? (Устно)
б) Кукушка съедает в день по 40 гусениц, личинок
майского жука в 8 раз меньше, а личинок щелкунов
на 37 больше. Сколько всего вредителей леса
уничтожает кукушка?
Решение задачи ученики записывают в тетради.
Решение:
Гусениц – 40 шт.
М. Жуков – ?, в 8 раз меньше } ?
Щелкунов – 7, на 37 больше
Что нужно знать, чтобы ответить на главный вопрос задачи?
40 + 40 : 8 + (40 : 8 + 37) = 87
Работа с математическим выражением.
Где в выражении записано:
а) Сколько было съедено гусениц?
б) Сколько было съедено личинок майского жука?
в) Сколько было съедено личинок щелкунов?
г) Что обозначает все выражение?
IV. Работа над темой урока. Страница вторая “Кругосвет”.
а) Оказывается, на земном шаре около 2 тысяч видов бабочек. Питаются они нектаром и чувствуют его на расстоянии 200 метров.
Вот одна из них и примостилась на цветке. Хочется ей нектара напиться. Надо ей помочь добраться до середины цветка.
(На доске изображения цветов, в центре которых записаны примеры).
б) Записываем в тетрадь и объясняем решение примеров.
1 столбик – 75 : 5, 84 : 6, 98 : 7,
2 столбик - 96 : 3 ,96 : 6, 96 : 8,
3 столбик - 72: 2, 72 : 3, 72 : 6.
в) – Что можно сказать о делимом во втором столбике?
От чего зависит выбор удобных слагаемых?
Значит, при делении на однозначное число мы представляем делимое в виде суммы двух таких удобных слагаемых, чтобы каждое из них делилось на данное число, первое число – самое большое круглое число, которое делится без остатка на делитель.
V. Физминутка. Страница третья “Вести с опушки”.
Бабочки
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружились.
VI Решение задач. Страница четвертая “Затейные задачи”.
а) На доске.
Задания выполняют 3 ученика по карточкам с
листками самопроверки, составленными детьми по
пройденному материалу.
б) В тетрадях. Учебник стр. 100, №2 самостоятельно.
в) Индивидуальные перфокарты с листками
самопроверки решают 2 ученика. (Не предлагаю
конкретные задания к IV пункту, так как каждый
учитель может предложить свои.)
г) Какое озеро в нашей стране называют жемчужиной
планеты? (Кто быстрее решит цепочку примеров,
ответит на этот вопрос, найдя ответ в таблице).
(Читается справка из журнала о Байкале).
Чудское – 98
Ильмень – 86
Байкал – 94
16 a *3 a:2 a *3 a :4 a *5 a +4 = 94
(Читается справка из журнала о Байкале).
Байкал – самое глубокое пресноводное озеро в нашей стране. Здесь водятся ценные породы рыб: омуль, осетр. Из Байкала вытекает единственная река Ангара, а впадает в 300 раз больше рек, чем вытекает. Сколько рек впадает в озеро Байкал? (300).
д) Отец поймал 72 карася, а сын в 4 раза меньше.
Сколько всего рыб поймал отец и сын?
Отец – 72 карася,
Сын – ?, в 4 раза меньше} ?
- 72 : 4 = 18 (р.) – сын
- 72 + 18 = 90 (р.) – вместе
72 + (72 : 4) = 90 рыб
VII. Станция “Бурелом”. Итог урока.
- Чему учились на уроке?
- Что узнали нового?
Домашнее задание: стр. 100 № 5,6.
(На доске изображён земной шар. Полученные за правильные ответы картинки животных дети располагают вокруг него. Получается красивая картина цветущей планеты).