Процесс обновления начального образования ориентирует учителей на активный поиск нового содержания образования, изменения приоритетов обучения. Педагогический коллектив нашей школы на протяжении ряда лет работает над внедрением в процесс обучения и воспитания личностно-ориентированных технологий, которые позволяют развивать творческие возможности каждого ребенка и формировать стремление учащихся к самосовершенствованию. Именно развитие ребенка позволит ученику учиться самостоятельно добывать знания, вырабатывать умения и навыки, которые превращаются в условиях свободной творческой деятельности в способности. Развитие учащихся возможно лишь в системе развивающего обучения, поэтому обучение выдвигает перед педагогами центральную задачу – формирование умения учиться в процессе активной познавательной деятельности, учебной самостоятельности. Необходимость формирования познавательной активности заставляет учителей искать средства активизации и управления учебно-познавательной деятельностью.
Как заинтересовать ребенка учебным предметом? Как интересно и доступно донести до учащегося новый материал? Как создать для учащегося ситуацию успеха и веру в свои силы? Эти волнующие вопросы стоят перед учителями ежедневно, ежеурочно. Решение их помогает на практике реализовать идеи развивающего обучения путем включения учащегося в ситуации творческой частично-поисковой и исследовательской деятельности.
Учителя начальных классов средней школы №16 г Сергиев Посад работают под девизом: “Учение с увлечением!”, так как именно “через сказку, игру, фантазию – дорога к сердцу ребенка”, - писал В.А.Сухомлинский. Учащиеся “Школы радости”- “маленькие почемучки” - убеждены, что “учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!”
На протяжении ряда лет осуществлять “учение с увлечением” помогает методика нового образования ЖФЕН, основанная французским педагогом Селестеном Френе. Именно ему принадлежат слова о том, что ребенок не пустой сосуд, который надо заполнять знаниями, а сосуд, который надо освободить от ненужного.
Это утверждение прямо противоположно тому, чему долгое время учили наших педагогов. Именно эта методика помогает ответить на самый жгучий вопрос нашей действительности: почему дети не хотят учиться? Да потому, что по существующей традиционной методике обучения ребенок пассивен, он является именно тем сосудом, который “наполняют” знаниями изо дня в день. Главным же принципом методики С.Френе является не передача знаний от учителя ученику, а поиск – исследование, поиск индивидуальный и коллективный. Таким образом, формируется личность с новым менталитетом: ученик раскрепощен, верит в себя и свои способности, учится свободно и критично мыслит. Учитель относится к ученику как к равному – на уроке царит атмосфера сотрудничества, совместного поиска методом проб и ошибок.
Учителя стремятся строить обучение так, что успеха добивается каждый в меру способностей и возможностей. Дан шанс самым неуверенным учащимся. На уроках в начальных классах воплощаются в жизнь и постоянно совершенствуются интенсивные методы нового образования: самостоятельное “строительство” знаний путем творческого поиска решений и открытий, активное использование самостоятельно составленных учебных карточек (Рис. 1), игровых словариков (Рис. 2), карточек самоконтроля (Рис. 3). Ученики создают учебно-познавательные газеты (Рис. 4), рукописные журналы (Рис. 5), создают свободные тексты, по которым работают на уроках русского языка.
Обучающие, самостоятельно составленные карточки – задания друг для друга – важный элемент методики. Ребенок не только сам, на уровне творческого переноса знаний, подбирает задание для товарища, он его сам же и выполняет, готовя по этой карточке “лист самоконтроля”. Ученик при этом учится культуре письма, эстетике оформления, учится сам добывать знания, формулировать задания, оценивать результаты.
Я предлагаю вашему вниманию образцы творческих учебных работ, выполненных учащимися моего класса на уроках русского языка.
Учебная карточка ученицы 3-В класса средней школы №16 Смирновой Аллы.
Задание:
1.Прочитай. 2.Выпиши подчеркнутые существительные. 3.Укажи их склонение, падеж. 4.Допиши нужные окончания. 5.Проверь себя по листу самоконтроля. 6.Поставь оценку.
Лето я провел у бабушк … Людмил… Яковлевн… в колхоз… “Красный луч”. Около деревн… протекает речка. Я часто ходил к речк… , ловил рыбу, купался. После купания грелся на солнц… . В травке… трепетали кузнечики, а в небесной лазур… пели жаворонки. Вечером мы с бабушкой сидели на веранд… любовались закат… .
( карточка красочно оформлена рисунком, эстетична, аккуратно написана. На обратной стороне прикреплен в виде кленового листочка, приклеенного за верхнюю часть, лист самоконтроля. )
Лист самоконтроля.
У бабушки – 1 склонение, Родительный падеж
Людмилы Яковлевны – 1 склонение, Родительный падеж
В колхозе – 2 склонение, Предложный падеж
Около деревни – 1 склонение, Родительный падеж
К речке - 1 склонение, Дательный падеж
На солнце - 1 склонение, Предложный падеж
В травке - 1 склонение, Предложный падеж
В лазури - 3 склонение, Предложный падеж
С бабушкой – 1 склонение, Предложный падеж
На веранде – 1 склонение, Предложный падеж
Закатом – 2 склонение, Предложный падеж
Оцени себя!
Нет ошибок – 5
1 – 2 ошибки – 4
3 – 4 ошибки – 3
5 и более ошибок – 2
Игровой словарик ученицы 3 – В класса Кудрявцевой Наташи
Задание: определи спряжение глагола, допиши нужное окончание.
(карточка с заложенным правым краем, на котором написаны ответы.)
Ветер колыш…т – 1спряжение, ет.
Он смотр…т – 2спряжение, ит.
Он дрова пил…т – 2спряжение,ит.
и кол…т – 1спряжение, ет.
Пчела жал…т – 2спряжение, ит.
Она завис…т – 2спряжение, ит.
Мы бор…мся – 1спряжение, ем.
Ты постел…шь – 1спряжение, ешь.
Малыш плач…т – 1спряжение, ет.
Ты держ…шь – 2спряжение, ишь.
Игровые словарики можно составлять на любые орфограммы по всему изученному материалу, а также для отработки вычислительных навыков. Работа с игровыми словариками помогает организовать работу в парах сменного состава, повышает плотность урока, способствует формированию прочных навыков, учит самоконтролю и взаимоконтролю.
Свободный текст, составленный ученицей 3 класса Букиной Яной.
Жил – был в стране Мурлындии кот Василий. Он работал режиссером на киностудии. Однажды кота пригласили в Африку снимать фильм про попугаев. Василий сел на самолет и оказался в удивительном мире. Там обитали только попугаи. Попугаи- дети, попугаи- родители, попугаи- шофёры, попугаи- собаки…
Больше всего ему понравилась попугайка рыже- зелёного цвета. Он предложил ей главную роль в своём фильме “ Попугаи и динозавры ”. Она играла роль тренера и учила динозавров бегу.
После съёмок они вместе вернулись в Мурлындию.
После индивидуальной коррекции ошибок данный текст был предоставлен учащимся для коллективной работы с ним.
Задания:
- В 1 и 2 предложениях подчеркните грамматические основы.
- Выпишите словосочетание (прилагательное + существительное)
- Выпишите подчёркнутые слова и укажите их число и падеж.
- Выполните морфологический разбор слов: работал3, зелёного3 (цвета).
- Выполните фонетический разбор слова Сказка1
Начатую в начальных классах работу, я продолжаю в среднем звене. Задания усложняются по мере усложнения учебного материала. Например, на уроках литературы в 6 классе учащиеся составляют “ Литературные задачники ”. Задание: определить стихотворный размер стиха. Каждый готовит свой задачник, самостоятельно подбирая четверостишья знакомых поэтов, дети переписывают их, красочно и творчески оформляют странички, продумывают интересную форму листов самоконтроля с ответами (в виде лепестков цветка, грибочков на поляне, листочков на дереве).
Сданные на проверку литературные задачники мною проверяются, индивидуально отрабатываются допущенные ошибки. Каждый ученик получает оценку за правильность выполненной работы, особо отмечаются художественное оформление и творчество. Затем данные задачники используются на последующих уроках литературы в качестве дидактического материала с целью проверки умения определять стихотворный размер стиха, для выработки навыков самоконтроля и взаимоконтроля. Так, на практике осуществляется методический приём “ учимся сами ”.
Постепенно, из урока в урок, ученики постигают элементы теории литературы – безошибочно определяют двусложные и трёхсложные размеры стиха, учатся доказать отличие ямба от хорея, анапеста от амфибрахия…
После изучения повелительного наклонения глагола для отработки правописания ь и суффикса, каждый ученик составляет дома кулинарный рецепт любимого семейного блюда (мама выступает в роли консультанта). Каждый рецепт красочно оформляется на альбомном листе, ученики строго следуют заданию: все глаголы употреблять в повелительном наклонении, подчеркнуть изученные орфограммы.
Собранные работы на уроке взаимопроверяются, правильность работы оценивается друг другом, отмечаются допущенные ошибки, проводится работа по их коррекции. Каждый ученик получает оценку.
Затем все рецепты сшиваются в единую книгу “ Рецепты сладкой выпечки ” - практическое руководство для будущих хозяек (Рис. 6). Полученный рукописный журнал из рук в руки переходит друг к другу – рецепты переписываются.
А после урока – зачёта по теме “ Глагол ” устраивается чаепитие: мамы пекут любимые сладости по предложенным рецептам. Изучение трудной темы “ Глагол ” заканчивается высоким уровнем качества знаний по теме (и теоретическая часть зачёта, и практические упражнения всеми выполнены на “ 4 и 5 ”) и “ сладким ” уроком – чаепитием. Так на практике подтверждается девиз “Учение с увлечением” : “ Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться! ”
Урок – зачет по теме “Глагол” проведен мною в 6 классе.
Цели:
- Проверить теоретические знания и практические навыки по теме;
- Выявить качество знаний каждого ученика, группы учащихся и всего класса в целом;
- Формировать общеучебные навыки
а) самостоятельной работы в микрогруппах;
б) самооценки своих умений и навыков;
в) умение работать и общаться в группе, участвовать в опросе и оценке знаний товарищей.
Оборудование:
- Комплект индивидуальных карточек – четыре варианта по восемь штук (столько же листов самоконтроля).
- Восемь оценочных листов – восемь групп по четыре человека в каждой.
- Листы – опросники – восемь штук.
- Творческие работы по теме “Повелительное наклонение глагола” - рецепты сладкоежек.
- Экран оценки знаний по проверяемому материалу.
Форма проведения – групповая (устно по листам – опросникам проверяется знание теории – опрос в группе каждого ученика, оценка). Практические навыки проверяются по индивидуальным карточкам на все 7 орфограмм глагола, правильность выполнения проверяется по листам самоконтроля, которые лежат по вариантам в отдельном конверте на каждом столе. Оценивается каждое задание. По итогам проверки результаты фиксируются в оценочных листах в виде “Салютов моим знаниям” (8 оценок за урок получает каждый ученик: 1 -7 – оценки за знание изученных орфограмм, 8 – оценка за теорию)
Красный – “5”
Синий – “4”
Зеленый – “3”
Черный – “2”
В результате в каждой группе оформляется лист оценки знаний каждого ученика.(Рис. 7)
ПЕРЕЧЕНЬ ПРОВЕРЯЕМЫХ ОРФОГРАММ ПО ТЕМЕ “ГЛАГОЛ”
- Правописание безударных личных окончаний глагола.
- Правописание -ться, -тся.
- Мягкий знак после шипящих.
- Правописание частицы НЕ с глаголами.
- Правописание суффиксов -ова, -ева, -ыва, -ива.
- Правописание суффиксов глаголов прошедшего времени перед суффиксом -л.
- Окончания глаголов во множественном числе изъявительного наклонения и суффиксов глаголов повелительного наклонения.
ПЛАН УРОКА.
- Сообщение темы и цели зачета.
- Устный опрос друг друга в группах (каждый отвечает на три вопроса, группа оценивает ответ, ответственный – консультант группы – сильный ученик).
- Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам.
- Самопроверка по листам самоконтроля (оценивание каждого из 7 заданий).
- Фиксирование результатов работы в оценочном листе (оформление фломастером “салюта” своим знаниям). После выполнения задания всеми четырьмя учащимися оценочный лист вывешивается на доску.
- Опрос индивидуальных заданий “Знаете ли вы?” (пока заканчивают отдельные учащиеся свои работы прослушиваются сообщения “знатоков” русского языка учащихся - нашего класса).
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
По частоте употребления глагол занимает 2 место (после имени существительного).
На 9 тысяч слов приходится 2,5 тысячи глаголов.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
“Глагол - самая огнепышущая часть речи, самая живая и
яркая. В глаголе струится самая алая, самая свежая,
артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола –
выражать само действие!” - высказывался о глаголе
писатель А. Югов.
Итог урока. Игра – аукцион “Оказывается…”
За 3 – 5 минут кратко вспомнить все, что мы знаем о глаголе. Победителем аукциона станет ученик, сказавший последнюю информацию. (В это время у доски три ученика подсчитывают итоги зачета по групповым оценочным листам. Итоги фиксируются в общем экране знаний учащихся на доске.)
ОРФОГРАММЫ: | “5” |
“4” |
“3” |
“2” |
№ 1 | 26 | 5 | ||
№ 2 | 29 | 2 | ||
№ 3 | 30 | 1 | ||
№ 4 | 30 | 1 | ||
№ 5 | 26 | 5 | ||
№ 6 | 30 | 1 | ||
№ 7 | 26 | 5 | ||
ТЕОРИЯ | 27 | 4 |
Качество знаний учащихся по итогам зачета 100%
Урок-зачет подошел к концу, обратите внимание на цвет наших салютов – они красные, местами синие, а зеленого и черного цвета на них нет. Ребята, имеющие красные салюты, получают за зачет “5”, остальные “4”.
Вами было выполнено творческое задание – составить кулинарный рецепт, употребив глаголы только в повелительном наклонении. Ваши работы на доске, ни одной ошибки на это правило вы не допустили. Мы создадим рукописную книгу “Рецепты сладкоежек”. Ребята, добрые, советы пожелания очень нужны людям, и нам надо учиться давать их в устной и письменной речи.
Вдумайтесь в добрые наставления, с которыми узбекский поэт Д.Новруз обращается к людям:
“Спешите, люди, жить! Не опоздайте
Других людей вслед за собой позвать.
Скорее руку помощи подайте!
Не торопитесь свою руку убирать!”
Домашнее задание: напишите советы, просьбы, пожелания своим друзьям, родителям, учителям, употребив глаголы в форме единственного и множественного числа повелительного наклонения. Мы создадим рукописную книгу “Добрые советы”, может они помогут кому-то в трудную минуту.
А теперь наступило время практической защиты ваших теоретических рецептов сладкоежек: попробуем вкусно приготовленные вашими родителями торты и печенье. Сегодня вы их заслужили. (Родители вносят угощения и чай).
Урок-зачет окончен. Спасибо всем за хорошую работу.
Таким образом, организация атмосферы свободного развития каждого ребёнка, сопровождаемая радостью и высоким уровнем познавательной активности, сотрудничество учителей, учащихся и родителей способствуют постепенному превращению ученика обучаемого, ведомого взрослым, в человека, обучающего себя, меняющего самого себя сознательно и целенаправленно.