Тема урока: Все вокруг – геометрия.
Цели урока:
Обучающая: отработка умений и навыков решения задач на нахождение площади поверхности цилиндра и конуса, объема цилиндра и конуса.
Развивающая: формирование умений выполнять рисунки стереометрических тел; умений обобщать; развитие качеств мышления : гибкость, целенаправленность, критичность.
Воспитывающая: формирование умений вести культурную дискуссию.
Эпиграф: “ Геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и дает нам возможность правильно мыслить и рассуждать”.
Галилео Галилей.
План урока:
1. Повторение.
2. Закрепление материала.
3. Защита домашнего задания.
4. Итог урока.
“Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период. Все вокруг – геометрия”. Эти слова, сказанные великим французским архитектором Ле Корбюзье в начале XX века, очень точно характеризуются и наше время. Мир, в котором мы живем, наполнен геометрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека.
I этап. Повторение.
1). На доске таблицы с изображениями конуса и цилиндра и таблички с формулами.
Задание: прикрепить нужные формулы для каждой фигуры. ( рис. 1, рис. 2)
S полн. = S бок. + 2S осн. |
S полн.= S бок. + S осн. |
S бок. = 2ПRl |
S бок. =2 ПRh |
S осн. = ПR2 |
S осн. = ПR2 |
L2= h2+R2 |
S полн.= 2ПRH +2ПК2 |
S полн. =ПRl + ПR2 |
Задание выполняют два ученика.
Математический диктант.
- - верное утверждение
- неверное утверждение
Верно ли утверждение?
1. Осевым сечением цилиндра всегда является квадрат.
2. Осевое сечение любого конуса – равнобедренный треугольник.
3. Цилиндр можно получить вращением прямоугольника вокруг любой из сторон.
4. Конус можно получить вращением прямоугольного треугольника вокруг гипотенузы.
5. Если уменьшить радиус конуса в два раза, высоту не менять, то объем конуса уменьшиться тоже в два раза.
Проверка и обсуждение тех утверждений, по которым были допущены ошибки.
II этап. Решение задач по теме “ Цилиндр. Конус”.
1). I ряд. Вокруг прямоугольного параллелепипеда с измерениями 3.4.6 описали цилиндр с образующей 6. Найдите площадь боковой поверхности цилиндра и объем цилиндра.
II ряд. Вокруг четырехугольной пирамиды, все ребра которой равны а, описали конус. Найдите площадь полной поверхности и объем конуса.
III ряд. Равнобедренную трапецию с основаниями 12 и 20 и высотой 3 вращают вокруг оси симметрии. Найдите площадь поверхности полученной фигуры вращения.
Учащиеся работают на местах, у доски 3 ученика решают самостоятельно эти же три задачи.
Одновременно 3 ученика получают индивидуальные задания.
2). Индивидуальные задания из рубрики “ Слабо?”.
Учащимся предлагаются три задачи из курса 11 класса.
№1. Найдите объем конуса, если его образующая равна 13 см., а площадь осевого сечения 60 см2.
№2. Высота конуса равна 12 см., а его объем равен 324p см3. Найдите угол сектора, который получится, если боковую поверхность конуса развернуть на плоскость.
№3. Стаканчик для мороженого конической формы имеет глубину 12 см. и диаметр верхней части 5 см. На него сверху положили 2 ложки мороженого в виде полушарий диаметром 5 см. Переполнит ли мороженое стаканчик, если оно растает?
3). Проверка выполненных заданий, обсуждение предложенных решений.
III этап. Защита домашнего задания.
№1. “Измерь самого себя – и ты станешь настоящем геометром!” – воскликнул средневековый философ Марсилио Сичино. Конечно, измерить самого себя и стать настоящим Геометром, настоящим садовником и вообще настоящим очень сложно. Не всякому удается сделать это за всю жизнь, но если говорить о чем-то более простом, то с уверенностью можно сказать, что каждому человеку приходилось что-либо измерять. На предыдущем уроке вам была предложена задача : на поверхности цилиндра отмечены две точки. Как измерить расстояние между ними? (Ученики предлагают свои решения и защищают их. Остальные могут задавать вопросы).
№2. “ В задачах тех ищи удачи, где получить рискуешь сдачи”.
На прошлом уроке группа учащихся получила следующее задание: Молокозавод решил сделать новую, более экономичную упаковку для молока. Требуется сделать пакет для 1 литра молока, истратив на это как можно меньше материала. Какой формы пакет выгоднее сделать? Предложены следующие варианты: в форме куба, в форме шара, в форме цилиндра с квадратным осевым сечением, в форме конуса с осевым сечением в виде правильного треугольника, в форме правильного тетраэдра.
Работу выполняют 5 учащихся. Каждый работал с определенной фигурой. Исходя из данного объема они вычислили необходимые размеры фигуры и площадь поверхности. Затем сравнили полученные результаты и сделали выводы, что самым экономичным является шар. Остальные учащиеся задают вопросы и обозначают новую проблему: удобно ли использовать форму шара с точки зрения транспортировки и удобства для потребителя? Теперь уже другая группа детей к следующему уроку попытается разрешить эту проблему.
IV этап. Итог урока.
1). Вопросы к учащимся: Что делали вы на уроке?
Что было самым интересным?
Что было главным на уроке?
Что понравилось?
2). Оценки и комментарии.
3). Домашнее задание.