В век технического прогресса и завоевания космоса, в эпоху рыночных отношений, как вы думаете, что, для нас дороже всего? Конечно же, здоровье! Здоровье человека – это главная ценность в жизни. Поэтому девизом “открытого” урока была поставлена одна из важных жизненных задач – здоровьесберегающий режим, который должен был полностью реализоваться на протяжении всего урока. Здоровье – неоценимое счастье в жизни каждого человека. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию. “Вы хотите, чтобы ваши дети были здоровыми и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но не опаздывайте и, помогая, думайте сами”. Б. Никитин “Ступеньки творчества”. Эти слова и были взяты в основу урока математики в 1 классе.
В процессе обучения на уроке задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечить прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать активность и самостоятельность у учащихся, при этом учитывать здоровьесберегающий режим. Дело это непростое и начинать его необходимо с первых дней обучения в школе. Основной формой учебно-воспитательной работы в начальной школе является урок. На уроке закладываются основы формирования каждого учащегося как личности, гражданина. Перед учителем всегда возникает вопрос: что считать критерием эффективности урока? Начиная разговор о путях повышения эффективности, нужно заметить, что все этапы урока предполагают организацию продуктивной обучающей и воспитательной работы. Именно это и есть ключ к решению проблемы эффективности урока.
Как должна решаться эта проблема на уроках? Можно проследить возможные пути и средства на уроках, а если этот урок ещё и “нестандартный” в форме: урок в форме соревнований и игр (конкурсы, КВН, викторины; урок основанный на нетрадиционной организации учебного материала, урок-путешествие, урок-фантазия, урок-отчет, урок-сказка). Каждый из приведенных уроков имеют свой порядок работы по некоторым видам:
1. Учитель должен представить подобранный материал в интересной, необычной форме.
2. На таком уроке должно быть использовано многообразие видов деятельности учащихся.
3. Учитель готовит нужный раздаточный материал.
4. Задания должны быть посильны для детей, но не быть слишком легкими.
5. Дети должны получить эмоциональное удовлетворение от урока.
6. Задания должны заставлять детей размышлять, пробовать, ошибаться, и, наконец, находить правильный ответ.
7. Рациональное чередование деятельности предполагает смену одного её вида другим, принципиально отличающимся по характеру воздействия на организм. В этом случае каждый новый режимный момент превращается в своеобразный отдых, активный, снимающий утомление, вызванное предыдущей деятельностью. (И.М. Сеченов).
На начальных этапах урока необходимо отдавать предпочтение физическим упражнениям, направленным на включение в работу всего организма. Музыка, соответствующая возрасту ребенка, является действенным и организующим средством. Форма и содержание физминуток должны быть разнообразны. И учитель должен использовать различные виды физкультминуток, чтобы дать выход детской энергии. Особенно любимы детьми танцевальные физминутки. Все движения произвольны, танцуют, кто как умеет, при этом желающие могут петь. Такая физминутка приведена в уроке-игре “Зимние забавы”. Учитель на уроке должен чувствовать себя свободно и уверенно, а, значит, есть возможность дойти до сердца каждого ученика и раскрыть его творческие способности. А активная поисковая деятельность ребят на всех этапах даже при наличии трудностей благополучно влияет на здоровье детей. На уроке, где присутствуют гости, родители – учитель должен продемонстрировать уровень своего педагогического мастерства и обученности учащихся, достижения педагогического творчества, продемонстрировать профессиональные знания, умения и навыки в организации учебного процесса с элементами педагогического искусства и творчества. Внести свою “изюминку” в педагогическую копилку.
Младший школьный возраст.… Тут вообще нет мелочей: все сложно, ранимо, глубоко, фундаментально. Идет закладка тех блоков, которые лежат в основе формирования личности ребенка. Именно от мудрости, терпения, ума, профессионализма и таланта учителя зависит судьба нового человека. Так, пусть будет больше учителей, помогающих стать всесторонне образованными, интересными и здоровыми людьми.
Математика
Урок-игра “Зимние забавы”
Тема: Состав числа 6. Закрепление
Цели:
1. Закрепить состав 6.
2. Учиться составлять рассказ математического содержания к рисунку.
3. Продолжение знакомства с числом 0.
4. Воспитывать интерес к математике.
Оборудование: снежинки с примерами, конверты с геометрическими фигурами, (для учащихся), плакаты “Зимние забавы”, перфокарты с примерами.
ХОД УРОКА
1. Начало урока
Вышла в поле в платье белом
Наша зимушка-зима!
Пусть она гуляет смело
Все: - Здравствуй, зимушка-зима!
Учитель: Ребята, вы любите играть в зимние забавы?
2. Объявление темы и задач урока.
3. Устный счет.
“Зимняя разминка”
Кружась легко и не умело
Снежинки сели на стекло.
Смотри, снежинки, просятся
Давно на землю броситься!
Попробуй, удержи!
Учитель: - Удержим снежинок?
Задание: (снежинки с примерами на окне)
а) Прочитать пример разными способами. Повторение состава числа 6.
б) “Подбери пару”
Птица – (гнездо)
Человек – (дом)
Ночь – (утро)
Деревья – (лес)
Зима – (мороз)
Зима. Мороз
Учитель: Разминка окончена! И мы с вами на площадке.
Задание:
а) Обвести глазами площадку.
- А какой она формы?
б) Подумай и скажи:
- Какие предметы могут иметь такую форму?
Игра: “Да” и “Нет”.
1. лист тетради
2. картинка
3. груша
4. подсолнух
5. кактус
6. хоккейная коробка.
4. “Лыжная дистанция”
Игра: “Кто вперед”.
Задание: по “цепочке” решить примеры, первыми прийти к финишу. Проверить ответ.
рис.1
Учитель: Сверим, кто впереди?
5. “Лыжная эстафета”
рис.2
Задание:
а) Обвести этапы эстафеты и выдели группы цифр.
Учитель: Почему по такому маршруту прошла лыжная эстафета?
Вывод:
рис.3
Группы цифр объединены по принципу: “они имеют общие начальные точки при написании”.
б) обвести носом и подбородком цифры (Показ учителем),
в) показать написание цифры 0 “в воздухе”.
6. Физминутка
Хоть хвалиться неприлично
Но должны мы вам сказать,
Что умеем на “отлично”
И учиться и плясать.
(Музыка)
“Снежная дорожка”
7. Повторение. Цифра и число 0
рис.4
Учитель: Подумайте, где можно поселить число 0 среди других чисел, которые мы уже изучили. Обоснуйте свой ответ.
Вывод: Если поставить 0 перед числом 1 получится другой ряд чисел. Он называется: ряд целых неотрицательных чисел
8. Работа в тетрадях: И. Аргинская, ч.2 стр.36
Задание: а) прописать цифру 0.
9. Игра в снежки.
Задание:
а) Называю ИМЯ, а руки поднимают ученики слева и справа.
б) счет от 1 до 10. Пишем цифры в воздухе от 1 до 10. А произносим наоборот.
10. “Ледяные горки.”
(Перфокарты с примерами разными по сложности)
Задание:
а) Решить выражения, которые равны 6.
Учитель: Ребята, извините меня, я ошиблась и совсем не то написала.
11. Самостоятельная работа.
Задание:
а) написать справа такие выражения взаимопроверки на сложение, которые равны 6.
б) обменяться перфокартами. Обвести внизу перфокарты снежинку:
6 – 7 примеров – красным карандашом.
5 – 4 примера – синим карандашом
3 – 2 примера – желтым карандашом.
Работа с геометрическим материалом
12. Лепка снеговика
(Конверты с геометрическими фигурами)
Задание:
а) слепить “знакомую” фигуру,
б) нарисовать “мордочку”.
13. Физминутка:
Задание:
а) растереть ладонь о ладонь до ощущения тепла,
б) растереть уши до ощущения тепла.
Учитель: Снеговичку понравилось, как вы весело и дружно играете в зимние забавы. И он доволен. А вы?
Задание: если вам понравилось играть
*нарисуй так - рис.5
если “нет” *нарисуй так - рис.6
14. Работа с математическим рассказом.
Игра “Хоккей”
рис.8
Задание:
а) составить различные рассказы математического содержания к этому снежному рисунку,
б) составить и записать в тетрадях.
15. Учитель: А вы во всех зимних забавах нам помогает?
рис.7
Задание: Встаём на коньки и по льду от цифры к букве по порядку.
Итог: Теперь забыли мы про лень,
Закалка – дело сложное.
Теперь вы, каждый день
Усердно занимайтесь СПОРТОМ!