Постоянное стремление к совершенствованию своего мастерства характерно для большинства творческих профессий, в том числе и для педагогов. Специфика работы с интеллектуально одарёнными детьми многократно усиливает это стремление. Поэтому одной из задач научно-методической работы в лицее естественных наук является создание условий для развития исследовательских умений учителей и содействие им в формировании опыта подготовки учащихся к самостоятельной исследовательской деятельности.
Самообразовательная деятельность педагога в лицее предполагает работу над индивидуальной методической темой. Её выбор часто начинается с определения педагогом проблем в своей профессиональной деятельности и, соответственно, направления её совершенствования. Во время индивидуальной консультации с руководителем кафедры уточняются проблемы, формулируются цели и ожидаемый результат; цели ранжируются на задачи, решение которых планируется на соответствующих этапах предстоящего исследования. Консультации способствуют коррекции знаний и способам деятельности педагога, совершенствованию его исследовательских умений. Все темы, выбранные педагогами, соответствуют общелицейской научно-методической теме, обсуждаются и утверждаются на заседании кафедры. С каждым педагогом-исследователем администрация лицея заключает трудовое соглашение, которое является дополнительным стимулом для осуществления индивидуальной экспериментальной деятельности. Таким образом, освоение научно-методической темы лицея связано с индивидуальной исследовательской деятельностью педагогов. Для отслеживания результативности индивидуальной опытно-экспериментальной работы педагогов лицея традиционно проводятся дни диагностики, регулирования и коррекции.
В 2002-2003 учебном году преподаватели лицея продолжали работать над научно-методической темой "Повышение эффективности образовательного процесса на основе личностно-ориентированных технологий", в соответствии с которой были определены и индивидуальные методические темы педагогов. Для реализации общелицейской темы разработана перспективная программа, рассчитанная на 4 года.
Этапы работы над научно-методической темой лицея
№ |
Этап |
Срок |
Задача этапа |
Ожидаемый результат |
1. | Теоретический | 2001–2002 | Информирование педагогов о современных концепциях, теориях и образовательных технологиях; совершенствование умений проектировать учебные занятия в системе личностно-ориентированного образования | Повышение уровня проектной деятельности у педагогов лицея |
2. | Практико-ориентированный | 2002-2003 | Разработка и реализация педагогами лицея моделей учебных занятий в системе личностно-ориентированного образования | Построение индивидуальной исследовательской деятельности педагогов лицея в соответствии с этапами научного исследования; выпуск сборника №1 "Управление исследовательской деятельностью в лицее" |
3. | Контрольно-обобщающий | 2003–2004 | Анализ, обобщение и распространение опыта работы | Подготовка опыта работы к публикации |
4. | Итоговый | 2004–2005 | Подведение итогов работы, коррекция и постановка перспективных целей | Выпуск сборника №2 научно-методических работ педагогов лицея "Управление качеством образования в лицее" |
На первом и втором этапах освоения научно-методической темы для педагогов в лицее организована методическая школа, на занятиях которой они совершенствуют методику разработки и реализации программы индивидуального эксперимента. Основными задачами методической школы являются создание условий для повышения качества образования лицеистов через реализацию технологий личностно-ориентированного обучения и развитие исследовательских умений педагогов. Перед вторым этапом возникает необходимость проверки готовности учителя к исследовательской деятельности, так как эксперимент как форма педагогического исследования является для учителя самой сложной, требует от него хорошего знания других методов исследования (наблюдения, социологических исследований и пр.), высокого уровня методологических знаний, что предполагает высокий уровень владения алгоритмом научного исследования. Результаты деятельности педагогов отслеживаются в системе на подготовительном, основном и заключительном этапах экспериментальной деятельности. В лицее принята особая форма диагностики – дни диагностики. регулирования и коррекции (ДДРК).
Чтобы выявить уровень готовности педагогов к исследовательской деятельности, был разработан и апробирован ДДРК "Диагностика готовности педагогов к исследовательской деятельности". Он был проведён в конце первого (теоретического) этапа. Как правило, в проведении ДДРК принимает участие большинство педагогов и учащихся лицея. Начинают ДДРК с инструктажа участников (тех, с кем проводят и кто проводит). Каждым организатором в соответствии с целями составляется собственная программа, подбираются под неё диагностические материалы. После проведения ДДРК вся информация статистически обрабатывается и оформляется в виде графических систематизаторов (схемы, диаграммы, графики и т.п.). Благодаря сравнению и сопоставлению данных удаётся выявить тенденции и закономерности, на основе которых и составляется программа регулирования и коррекции деятельности, то есть принимается управленческое решение. Результаты ДДРК обсуждаются на разных уровнях внутрилицейского управления.
Перед проведением ДДРК определяются цели, задачи, выбираются объект и предмет исследования, формулируется рабочая гипотеза и выбираются методы исследования. Целью ДДРК "Диагностика готовности педагогов к исследовательской деятельности" явилось выявление готовности педагогов лицея к исследовательской деятельности. Данная цель была ранжирована на задачи: определение уровня теоретических знаний и профессиональных умений педагогов лицея, необходимых для проведения исследовательской работы; уточнение комплекса исследовательских умений, которыми должен владеть педагог; выявление основных затруднений педагогов при организации исследовательской работы учащихся на занятиях. В соответствии с целью и задачами были установлены объект (группа педагогов-исследователей) и предмет (исследовательская деятельность педагогов и учащихся) исследования. Рабочей гипотезой являлось следующее утверждение: если у учителя нет затруднений в работе при организации исследовательской деятельности учащихся, уровень владения исследовательскими умениями допустимый и оптимальный, то он готов к проведению экспериментальной исследовательской работы и управлению исследовательской деятельностью учащихся. Исходя из вышеперечисленного, были выбраны определенные методы исследования: анкетирование, собеседование и наблюдение. Затем последовательно выполнялись три микроисследования: “Изучение профессиональной готовности учителя к педагогическому эксперименту”, “Изучение трудностей в работе учителя по организации исследовательской деятельности учащихся”, “Владение исследовательскими умениями”.
Результаты ДДРК позволили сделать вывод о том, что 100% педагогов лицея владеют исследовательскими умениями на допустимом и оптимальном уровнях; умеют определять объект, предмет и гипотезу исследования, этапы; прогнозируют результат.
Во время практико-ориентированного этапа у педагогов также возникает потребность в диагностике, регулировании и коррекции индивидуальной опытно-экспериментальной деятельности. Для удовлетворения этой потребности в лицее проводится ДДРК "Эффективность и качество учебных занятий в системе личностно-ориентированного обучения". Цель его проведения – выявить особенности осуществления опытно-экспериментальной работы педагогами лицея в рамках индивидуальной методической темы. Рабочая группа ставит следующие задачи: выявление эффективности и качества учебных занятий в системе личностно-ориентированного обучения, установление путей повышения данных показателей, определение возможности оказания поддержки учащимся при организации на учебном занятии исследовательской деятельности. Исходя из цели и задач устанавливается объект (процесс обучения) и предмет (эффективность и качество учебных занятий) исследования. На подготовительном этапе рабочей группой формулируется гипотеза, достоверность которой проверяется во время микроисследований этого ДДРК. Если учитель при подготовке и проведении учебного занятия опирается на принципы личностно-ориентированного обучения; в соответствии с ними обеспечивает реализацию системы целей занятия; строит его структуру; отбирает учебный материал; организовывает исследовательскую деятельность учащихся, дозируя помощь и поддержку; обеспечивает взаимодействие и сотрудничество с учащимися и их друг с другом; владеет методами обучения проблемно-поисковой группы и активными формами организации познавательной деятельности учащихся; в системе использует приёмы обучения на рефлексивной основе; сочетает разные формы и методы контроля и диагностики результатов обучения, то тем самым (через внешний педагогический процесс) он поддерживает интеллектуальное развитие учащихся. В соответствии с проблемой, целью, задачами, объектом, предметом и гипотезой исследования выбираются определенные методы исследования: наблюдение, собеседование с педагогами, анкетирование педагогов и учащихся. При подготовке этого ДДРК рабочая группа педагогов лицея составила комплект материалов для проведения трёх микроисследований: "Характер взаимодействия учителя и учащихся на учебном занятии", "Оценка эффективности и качества учебного занятия", "Создание условий на учебном занятии для исследовательской деятельности учащихся".
Обсуждение результатов, полученных в ходе, ДДРК и принятие управленческого решения происходит на педагогическом совете, методическом совете, заседании кафедры или методическом объединении.
Как показывает диагностика, педагоги лицея на своих занятиях используют комплекс разнообразных приёмов группы методов обучения проблемно-поискового характера, лицеисты проявляют характерные черты исследовательской деятельности; взаимодействие педагога с учащимися во время исследовательской деятельности осуществляется дифференцированно, на основе принципа индивидуализации.
Эффективность и качество учебных занятий в лицее высоко оцениваются экспертами и наблюдателями в пределах от 68 до 100%, что соответствует допустимому и оптимальному уровням (в соответствии с методикой Т. И. Шамовой).
Таким образом, педагоги лицея на учебных занятиях создают все условия для формирования и развития исследовательских умений учащихся, осуществляют педагогическую поддержку интеллектуального развития учащихся в учебной и исследовательской деятельности на каждом этапе занятия.