Формирование умений и навыков исследовательской деятельности на уроках географии

Разделы: География


 1. Тема урока: Воспроизводство населения в России.

 2. Система целей к уроку:

 а) ТДЦ (триединая дидактическая цель) темы:

- воспитательный аспект: создать условия для осознания учащимися роли географических знаний в решении социально-экономических проблем на примере демографической проблемы;

- познавательный аспект: содействовать формированию у учащихся понятий, связанных с темой "Население России", отработке причинно-следственных связей: между показателями воспроизводства и демографической ситуацией;

- развивающий аспект: способствовать формированию и развитию у учащихся умений и навыков исследовательской деятельности;

б) Общедидактическая цель урока: обеспечить закрепление знаний и способов деятельности и организовать работу учащихся по первичному обобщению знаний и способов деятельности;

3. Тип урока: закрепление знаний;

Форма урока: семинар (семинарские занятия проводятся по группам в 10-12 человек);

ТДЦ (триединая дидактическая цель) урока:

- воспитательный и развивающий аспекты: совпадает с формулировкой этих аспектов в ТДЦ темы.

- познавательный аспект: способствовать формированию и отработке понятий "рождаемость", "смертность", "естественный прирост"; развитию умений прогнозировать изменение численности населения и умению устанавливать региональные различия естественного прироста.

4. Уровневая цель для учащихся на урок (образ желаемого результата):

- репродуктивный уровень: усвоить понятия “рождаемость”, “смертность”, “естественный прирост”, “воспроизводство населения”.

- конструктивный уровень: выявить ПСС (причинно-следственные связи), высокий уровень суждений (если ..., то ...; ... или ...), вскрыть разрушенные ПСС.

- творческий уровень: решать проблемные вопросы и задачи, находить способ деятельности (ситуация – выявление проблемы – самостоятельное решение).

5. Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский.

6. Структура урока:

Логика урока

Структура урока

  1. Организационный этап
1-2. Мотивация и актуализация ведущих знаний и способов деятельности 3. Подготовительный этап
3. Конструирование образца применения знаний в стандартной и несколько измененной ситуации 6. Закрепление знаний и способов действий
4. Самостоятельное применение знаний (пары, группы) 7. Этап применения знаний и способов действия
5. Контроль и самоконтроль 9. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий
6. Коррекция 10. Этап коррекции знаний и способов знаний
7. Рефлексия 12-13. Этап подведения итогов и этап рефлексии

 Ход урока

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент Приветствует учащихся, создает доброжелательную, рабочую атмосферу, проверяет готовность учащихся к работе. Приветствуют учителя, настраиваются на работу, проверяют готовность своего рабочего места.
Мотивация и целеполагание 1. Настраивает учащихся на формулирование темы урока: "На прошлом уроке мы начали изучение темы "Население" и познакомились с …".

2. Обращает внимание учащихся на график, начерченный на доске (см. Приложение 1), поясняет его: "Во всем мире численность населения из года в год растет: в 1980 году она составляла 4,5 млрд., в 1990 – 5,5 млрд., а в 2000 – 6,1 млрд. Однако в некоторых странах – Германии, Швейцарии, Италии, Чехии, России – численность населения с каждым годом уменьшается".

Задает вопрос: "Почему ситуация в отдельных странах не совпадает с общемировой тенденцией?".

3. Предлагает сформулировать тему урока и определить цели урока как конечный результат: что нужно знать и уметь.

1. Слушают учителя.

 

 

2. Отвечают на вопрос. Вариант ответа: "Ситуация зависит от особенностей воспроизводства населения данной страны".

 

 

 

 

3. Формулируют тему урока – "Особенности воспроизводства населения России" и определяют цели…

Актуализация Предлагает ученикам, используя ранее накопленные знания, ответить на вопрос "Какие виды соотношений возможны при различных значениях показателей рождаемости и смертности в формуле ЕП=Р–С, где ЕП – показатель естественного прироста" и заполнить таблицу 1 в выданных им карточках (см. Приложение 2).

Поясняет связь типа воспроизводства с графической моделью (расширенное воспроизводство – треугольник вершиной вверх, простое – прямоугольник, суженное – треугольник вершиной вниз).

 

 

 

 

Предлагает ученикам выполнить задание №2 (учебник, с. 188), затем аналогичное задание по местным статистическим материалам и сделать вывод о типе воспроизводства населения в Кировской области (см. Приложение 3).

Учащиеся называют три возможных варианта соотношений демографических показателей:

1. Р>С, тогда ЕП>0; численность населения РАСТЕТ; тип воспроизводства - РАСШИРЕННОЕ.

2. Р<С, тогда ЕП<0; численность населения СНИЖАЕТСЯ; тип воспроизводства - СУЖЕННОЕ.

3. Р=С, тогда ЕП=0; численность населения СТАБИЛЬНА; тип воспроизводства - ПРОСТОЕ.

Учащиеся одновременно заполняют таблицу 1 в карточке.

 

Решают предложенные задачи. Делают вывод о том, что тип воспроизводства, характерный для населения Кировской области – суженный.

Осознание, осмысление и применение знаний Информирует учащихся о том, что демографическая ситуация в Кировской области и большинстве регионов России характеризуется термином "ДЕПОПУЛЯЦИЯ" и предлагает ученикам самостоятельно сконструировать понятие.

Задает вопрос: "Можно ли использовать другие показатели, чтобы характеризовать демографическую ситуацию? Можно. Одним из таких показателей является суммарный коэффициент рождаемости (СКР) – среднее количество детей, рожденных одной женщиной в течение жизни".

Для пояснения понятия учитель по очереди вывешивает на доску с помощью магнитов три схемы, показывающие состав семьи и объясняет их (см. Приложение 4).

Затем предлагает учащимся заполнить таблицу 2 в карточках.

 

 

 

“Для того, чтобы численность населения оставалась стабильной, СКР должен быть больше 2. Причем, для высокоразвитых стран этот показатель составит 2,03, а для развивающихся – 2,20. Почему?”.

 

 

“Фактические данные о среднем количестве детей, рожденных в течение жизни одной женщиной выглядят так: для развитых стран – 1,9, для развивающихся – 4,1. Вот мы и получили ответ на вопрос “Почему в одних странах численность населения растет, а в других – снижается”.

 

“А как обстоят дела в России? Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируем данные, которые вы получили в ходе семейного социологического опроса”.

*) Учащимся заранее предлагалось узнать о количестве детей, которое родила: а) мама, б) одна из двух бабушек, в) одна из четырех прабабушек.

 

 

 

Когда учащиеся заканчивают работу в группах, учитель собирает заполненные матрицы и при помощи магнитов вывешивает их на доску для демонстрации и подведения итогов. Вслух анализируя полученные данные, учитель строит на заранее подготовленной матрице общий график, куда вносит средние данные по трем поколениям (матрица выстраивается до урока на откидной доске; см. Приложение 6).

Конструируют ранее не знакомое им понятие.

Возможный вариант: "Депопуляция – демографическая ситуация, когда умирает больше, чем рождается, и численность населения снижается".

 

 

 

Слушают пояснения учителя и записывают в тетради схемы.

 

Заполняют таблицу 2 в карточке. Расставляют знаки и зарисовывают графические модели типа воспроизводства.

 

 

Учащиеся устанавливают причину такого несоответствия и дают возможный ответ: “Это зависит от уровня детской смертности. Чем выше уровень экономического развития, тем ниже уровень детской смертности”.

 

 

 

 

 

 

Учащиеся на специальных матрицах (см. Приложение 5) отмечают данные, полученные в ходе опроса.

Работа проходит в группах по 3-4 человека. Полученные данные анализируются, определяется средний показатель для каждого из трех поколений: П1 – прабабушки, П2 – бабушки, П3 – мамы, который и заносится в матрицу. Точки П1, П2 и П3 соединятся линией

     
Обобщение и систематизация знаний. Контроль, самоконтроль. Коррекция знаний. Предлагает:

1. Устно ответить на вопрос “Как изменится численность населения России в будущем?”.

2. Письменно ответить на вопрос, написанный на небольших листочках; ответ записывается на листочке (см. Приложение 7).

3. Проанализировать данные таблицы 16 в учебнике (с. 188) и ответить на вопрос: “Какой из вариантов изменения численности населения в России наиболее вероятен? Почему?”.

 

1. Вариант: "Численность населения в России при сохраняющейся демографической ситуации, будет снижаться".

2. Отвечают на вопрос "Сколько детей вы хотели бы иметь?"

3. Выбирают вариант, показывающий медленное снижение численности населения России.

Подведение итогов. Рефлексия. Пока учащиеся выполняют задание 3, учитель обрабатывает данные по проведенному опросу и полученный результат отражает на итоговом графике, построенном на доске.

Предлагает ответить на вопрос: “Каким вы видите собственное участие в решении сложившейся демографической ситуации?”

Высказывает собственное суждение об уровне достижений школьников.

Через высказывание своих суждений по решению проблемы, подходят к определению формы собственного участия в нем и осознанию важности решения демографической проблемы.

 ПРИЛОЖЕНИЯ

 Приложение №1

 График изменения численности населения Земли

 Рис. 1

 Приложение №2

 Карточка для заполнения учениками

Таблица 1.

 

Рис. 2

 Таблица 2.

 

Рис. 3

 Приложение № 3

Задача по демографической ситуации в Кировской области

Показатель рождаемости (Р) = 7,6 ‰

Показатель смертности (С) = 15,7 ‰

Показатель естественного прироста (ЕП) = -7,4 ‰

ЕП вычисляется по учащимися по формуле Р-С=ЕП.

 Приложение № 4

Схемы, иллюстрирующие понятие СКР.

Рис. 4

 Приложение № 5

Матрица для занесения данных социологического опроса (для каждой группы)

Рис. 5

Приложение № 6

 Матрица для построения итогового графика

 

Рис. 6

 Приложение № 7

Листок для опроса

Рис. 7