Тема урока: Химические свойства азотной кислоты.
Система целей к уроку:
Познавательная цель темы: продолжить формирование понятия "элемент" и "вещество", а также показать многообразие образуемых данным элементом (азотом) соединений и их практическую значимость.
Общедидактическая цель урока: создать условия для первичного осознания и осмысления учебной информации с целью развития исследовательских умений учащихся средствами технологии проблемного обучения.
Триединая дидактическая цель:
Образовательный аспект: способствовать формированию у учащихся понятия "кислота" на примере азотной кислоты; создать условия для выявления общих и специфических свойств азотной кислоты посредством решения экспериментальных и познавательных задач, отработать умения в написании уравнений реакций.
Развивающий аспект: содействовать развитию у учащихся исследовательских умений в процессе выполнения и наблюдения эксперимента.
Воспитательный аспект: поддерживать интерес к изучению темы через самостоятельную работу; воспитывать сотрудничество; способствовать развитию грамотной химической речи.
Цели для учеников:
работающему на репродуктивном уровне: необходимо знать и воспроизводить общие и специфические свойства азотной кислоты, научиться писать уравнения реакций по алгоритму;
работающему на конструктивном уровне: уметь писать уравнения реакций с участием азотной кислоты в различных ситуациях и переносить полученные знания для решения практических задач;
работающему на творческом уровне: уметь анализировать условия процессов, находить различные варианты их решения, прогнозировать результаты взаимодействия азотной кислоты с другими веществами.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский, репродуктивный.
Формы реализации методов: проблемный семинар.
Приемы реализации методов: создание заданий исследовательского характера; задания на сравнение и анализ ранее полученной информации; задания на самостоятельный перенос знаний в новую учебную ситуацию.
Формы организации познавательной деятельности: общеклассная, групповая (на данном уроке предусматривает облегчение выполнения экспериментальной исследовательской работы, способствует созданию адаптивной образовательной среды и экономию реактивов), индивидуальная.
Ожидаемый результат: все учащиеся усвоят общие и специфические свойства азотной кислоты, а также почему раствор азотной кислоты взаимодействует с металлами не так как растворы других кислот.
Структура урока:
I |
Организационное начало |
III |
Подготовительный этап (мотивация, целеполагание, актуализация знаний) |
IV, V |
Основной этап (усвоение новых знаний и способов действий, первичная проверка понимания) |
VI, VII |
Закрепление и применение знаний |
XII, XIII |
Подведение итогов, рефлексия |
XI |
Домашние задание |
ХОД УРОКА
№ п/п |
Структура урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. | Организационное начало урока | Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку и настраивает на работу. | Приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места и наличие материалов, необходимых к уроку. |
2. | Подготовительный этап | Вступительное слово. Интересное высказывание русского химика, с которого хочу начать урок (приложение № 1). Наша задача на уроке узнать о способностях, а именно о химических способностях азотной кислоты. HNO3 – очень интересное вещество, обладающее рядом разнообразных и нетрадиционных свойств. Предлагает варианты работы на уроке и план изучения темы. При изучении химических свойств кислоты мы рассматриваем два вопроса (обращает внимание учащихся на план, написанный на доске). Обращает внимание учащихся на оборудование на их столах и на столе учителя, и поясняет, что они будут проводить исследовательскую работу и наблюдать за демонстрационным экспериментом. Предлагает учащимся сформировать цели данного урока. Учитель записывает на доске цели, сформулированные учащимися. Предлагает учащимся ответить на вопросы в форме проведения "химической рулетки" с целью актуализации знаний (приложение № 3). |
Слушают учителя.
Слушают учителя.
Самостоятельное целеполагание: применять уметь знать Вариант целей: Знать общие и специфические свойства азотной кислоты. Уметь писать уравнения реакций с участием азотной кислоты, проводить опыты. Применять полученные знания о свойствах азотной кислоты для решения задач. Отвечают на вопросы учителя. На первый вопрос отвечает ученик названный учителем, а на следующий вопрос отвечает тот, которого выберет этот ученик и т.д. |
3. | Усвоение новых знаний и первичная проверка понимания | Предлагает выполнить групповое
задание с целью создания проблемной ситуации. Предлагаю вам исследовать свойства разбавленной кислоты и доказать, что разбавленная азотная кислота обладает общими свойствами кислот. В течение 10 минут вы выполняете 1,2 или 3 задание (по жребию - см. приложение № 4) используя алгоритм экспериментальной работы (см. приложение № 5). Консультирует. Предлагает заслушать результаты проведенного исследования и сделать выводы. По ходу выступления групп составляет схему на доске (см. приложение № 6).
Предлагает сформулировать проблему и провести ее анализ.
Обращает внимание на схему (рис. 1), из которой вытекают противоречия, ведущие к проблеме.
Объясняет новый материал, создавая условия для освоения учащимися знаний преимущественно в форме деятельности. Взаимодействие азотной кислоты с металлами – специфическое свойство. Давайте проанализируем схему взаимодействия азотной кислоты с металлами (рис. 2). Поясняет ее. Предлагает учащимся, используя схему ответить на вопросы: "Какие продукты получаются при взаимодействии цинка с разбавленной кислотой?", "Почему при этом взаимодействии мы наблюдаем выделение бурого газа, а не оксида азота (II)?", "Какие продукты получаются при взаимодействии меди с концентрированной азотной кислотой?" Запишите уравнение реакции взаимодействия меди с концентрированной азотной кислотой и предложите способ проведения эксперимента таким образом, чтобы выделяющийся бурый газ не попадал в атмосферу класса. Взаимодействие с металлами не единственное специфическое свойство. Предлагаю вам посмотреть демонстрационный эксперимент и проанализировать его. Демонстрирует две колбы, в одной свеженалитая кислота, в другой кислота, которая сутки стояла на подоконнике. Демонстрирует взаимодействие азотной кислоты с древесиной, белком, капроном. Объясняет, как азотная кислота взаимодействует с неметаллами – фосфором, углеродом, серой. Записывает уравнения на доске и предлагает учащимся дома расставить коэффициенты методом электронного баланса. Объясняет, что называется "царской водкой" и почему "царская водка" взаимодействует с благородными металлами. |
Вступают в самостоятельную
исследовательскую деятельность.
Выступления представителей групп. Формулируют выводы. Варианты выводов: Разбавленная азотная кислота, как и другие разбавленные кислоты изменяет окраску индикатора; взаимодействует со щелочами, основными оксидами и солями, образованными более слабой кислотой. Взаимодействует с металлами не с выделением водорода, и взаимодействует с неактивными металлами. Формулируют проблему и намечают пути решения. Вариант проблемы: Почему разбавленная кислота, обладая общими свойствами кислот с металлами взаимодействует по иному и какие продукты получаются при этом? Отвечают на вопросы учителя, делают записи в тетрадях. Анализируют схему.
Учащиеся делают выводы:
Формулируют правила хранения кислоты.
|
4. | Закрепление новых знаний и их применение | Предлагает решить проблемную задачу (см. приложение № 6) | Обсуждают вариант решения задачи |
5. | Подведение итогов. Рефлексия | Предлагает учащимся сделать
вывод по уроку, исходя из поставленных целей. Предлагает написать памятку лаборанту по работе с азотной кислотой |
Формулируют выводы.
Составляют памятку. |
6. | Домашнее задание | Информирует о домашнем задании | Записывают домашнее задание |
Рис. 1
Рис. 2
Приложение № 1
Слово "кислота" – эта функция вещества, а не этикетка с названием. Термин скорее указывает не на формулу вещества, а на его "способности".
Русский химик Иван Владимирович Тананаев.
Приложение № 2
План
1. Общие свойства азотной кислоты.
2. Специфические свойства азотной кислоты.
Приложение № 3
Вопросы для актуализации знаний
1. Охарактеризуйте физические свойства азотной
кислоты.
2. Химику, окончившему институт, много лет назад
задали вопрос: "Почему в азотной кислоте ст. о.
азота равна +5, а валентность равна четырем?"
"Быть такого не может, это ошибка! Валентность
азота равна пяти!"- подумал он, но промолчал. А
как вы думаете?
3. Какие степени окисления азот может проявлять в
соединениях?
4. Какими О.В. свойствами будет обладать элемент,
образующий несколько степеней окисления и
почему?
5. Какие правила Т.Б. нужно соблюдать при работе с
кислотами.
Приложение № 4
Задания для работы в группе
1. Докажите, что разбавленная азотная кислота
обладает кислотными свойствами (наличие иона
водорода) и исследуйте, способна ли азотная
кислота к реакциям нейтрализации. Напишите
уравнения реакций.
2. Исследуйте, взаимодействует ли раствор азотной
кислоты с оксидами и солями. Напишите уравнения
реакций.
3. Спрогнозируйте результат взаимодействия цинка
и меди с раствором азотной кислоты и подтвердите
свой прогноз экспериментально.
Сравните взаимодействие этих металлов с
раствором серной кислоты.
Подготовьте выступающего для сообщения
результатов исследования.
Проанализируйте полученные результаты и
сформулируйте общий вывод.
Приложение № 5
Алгоритм экспериментальной работы
1. Внимательно прочитайте текст
задания.
2. Сформулируйте цели.
3. Составьте план работы (определите порядок
действий).
4. Повторите правила техники безопасности.
5. Подберите реактивы и необходимое оборудование.
6. Проведите эксперимент.
7. Зафиксируйте наблюдения и составьте уравнения
возможных реакций.
8. Сделайте вывод и соотнесите его с
поставленными целями.
Приложение № 6
Когда учитель химии получил для школьной выставки образцы трех металлов – алюминия, цинка и серебра, оказалось, что этикетки утеряны. Что же делать? При помощи напильника были получены порошки каждого из металлов, а потом проведено их испытание действием концентрированной соляной и азотной кислотой и концентрированным водным раствором гидроксида натрия. Результаты наблюдений учитель занес в таблицу, знак "+" означает, что реакция протекает, знак "–" – отсутствие реакции:
Номер образца металла |
РЕАГЕНТЫ |
||
Азотная кислота |
Соляная кислота |
Гидроксид натрия |
|
1 |
+ |
- |
- |
2 |
– |
+ |
+ |
3 |
+ |
+ |
+ |
Какие металлы обозначены в таблице под номерами 1, 2, 3?