Цели:
1. Продолжить знакомство с водоёмами края, составить устное описание одного из них. Раскрыть значение водоёмов в природе и жизни человека, показать необходимость и способы охраны.
2. Повторить значение экологически чистой воды для жизни всего живого на земле.
3.Закрепить умения и навыки работы с физической картой. Развивать наблюдательность и любознательность, умение выделять главное , воспроизводить текст по опорным словам.
4. Формировать экологическое сознание и бережное отношение учащихся к окружающей природе. Воспитывать любовь к природе родного края.
Оборудование: индивидуальные проверочные тетради; рабочие тетради учащихся; физическая карта России; физическая карта Красноярского края; карта “Речная сеть Красноярского края” (для каждого ученика); атласы, контурные карты.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
I: Организационный момент: Сообщение темы и целей уроков.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с водоёмами нашего края. Составим устное описание одного из них. Выясним значение водоёмов в природе и жизни человека. Покажем необходимость и способы охраны водоёмов.
II: Проверка домашнего задания:
а) письменные задания:
– тестовые задания (индивидуальная работа для учащихся группы А).
– составить 2-3 цепи питания, которые складываются на лугу (индивидуальная работа на листочках для учащихся группы Б).
– работа в индивидуальных проверочных тетрадях стр. 16 з.22; стр.17 з.23 (для учащихся группы В).
б) устные задания
– индивидуальная проверка рабочих тетрадей с составленными памятками “Как вести себя на лугу”.
– объяснить значение экознаков. (дополнительное задание)
III. Систематизация знаний:
Фронтальная работа.
1). Каким цветом на карте показаны горы? (Коричневым).
Каким цветом на карте показаны равнины? (Зелёным).
Каким цветом на карте показаны моря и океаны? (Голубым).
2). Что обозначают эти условные знаки на карте?
(Условные обозначения прикрепляются к словам, записанным на доске).
Реки
Каналы
Болота
Населённые пункты
Пресные озёра и водохранилища
3). Берега России омывают моря трёх океанов. Каких? Назовите. Покажите на карте. (Северного Ледовитого, Атлантического, Тихого).
4). В России множество больших и маленьких озёр. Какое озеро из–за огромных размеров называют озером - морем и даже просто морем? (Каспийское). Покажите его на карте.
5). Назовите самое глубокое озеро. (Байкал. Наибольшая глубина его составляет 1637 м).
- Вода в одних озёрах пресная, в других солёная, например, в Байкале – пресная, а в Каспийском озере-море - солёная. Если бы случилось так, что все люди остались без питьевой воды., то в озере Байкал воды хватило бы для всего человечества на 7 тысяч лет.
6). Реки тоже являются богатством и украшением России. Назовите и покажите самые крупные реки нашей страны (Волга, Обь, Лена, Енисей).
Не ошибитесь! Реки всегда показывают на карте от истока к устью.
Помните, что исток реки на карте изображён тоненькой линией, а устье выделено жирной чертой.
Все реки несут свои воды в океан. У нас много и маленьких рек, которые не нанесены на карту. Все реки, и большие, и маленькие имеют огромное значение. Их необходимо оберегать.
- Баренцево, Чукотское, Тихий, Чёрное.
- Восточно - Сибирское, Северный - Ледовитый, Атлантический.
- Лена, Байкал, Волга, Обь.
- Енисей, Норильская, Хатанга, Волга.
Обобщение и закрепление знаний:
Игра: “Что лишнее”.
- Реки: Енисей, Ангара, Хатанга, Норильская и мн.др. протекают в Красноярском крае. Чем привлекателен для нас Красноярский край? Что знаете о Красноярском крае?
- Мы живём в Красноярском крае.
- Главный город нашего края - Красноярск.
- Красноярский край богат полезными ископаемыми. Здесь добывают природный газ, каменный уголь, руду и др.
- В нашем крае удивительная природа и большое разнообразие растений и животных.
- Красноярский край богат природными ресурсами. Руда и уголь, графит и мрамор, лес и пушнина -по этим и другим видам край занимает заметное место не только в стране, но и в мире. К числу главных богатств относятся и водные ресурсы. Вода – особый природный ресурс. Она ничем не заменима!
IV. Работа над новым материалом:
1. Работа в тетрадях.
Запись темы урока: “Водоёмы нашего края”
- Как вы думаете, ребята, что относится к водоёмам? (Реки, озёра, моря.)
Водоёмы бывают естественными и искусственными. Сформулируйте, какие водоёмы называются естественными? (Те, что созданы природой.). Какие - искусственными? (Те, что созданы руками человека).
Водоёмы
естественные
ручей
река
озеро
море
океан
искусственные
водохранилище
пруд
канал
- Подумайте, для чего создают люди искусственные водоёмы. (Водохранилища для гидроэлектростанций, пруд- для разведения рыбы, каналы- для судоходства, а в сельском хозяйстве для орошения полей).
Без воды невозможно развитие всех отраслей хозяйства, невозможна и сама жизнь.
- Знаете ли вы, сколько в Красноярском крае рек? Около 3.164 рек и речек. Перед вами карта речной сети Красноярского края. Посмотрите внимательно, прочитайте и назовите эти реки. Работа с картой “Речная сеть Красноярского края”.
- Да, богат Красноярский край могучими реками. Вода почти из всех потоков в конечном счёте попадает в моря и заливы Северного Ледовитого океана. Почти строго с юга на север несёт свои воды в Карское море главная река- Енисей.
2. Объяснение учителя с записью опорных слов учениками.
Так как это главная река, я предлагаю вам прослушать полную характеристику Енисея. Вам задание: записать опорные слова, при помощи которых вы сможете самостоятельно составить рассказ.
Енисей - одна из величайших рек мира. По площади Енисей занимает 7 место в мире и 2 место в стране. Его длина 4.092 км. Енисей в переводе с эвенкийского языка “Иоанеси” обозначает большая вода- “ось Сибири”, “брат океана”. В Енисее в 2,5 раза больше воды, чем в Волге, в 3 раза- чем в Дунае, в 6 раз- чем в Днепре Это самая многоводная река в России..
Начинается река с круч Тувинского нагорья двумя истоками: Большим и Малым Енисеем. У города Кызыла они соединяются.
В верхнем течении Енисей – типично горная река со скалистыми берегами и бурным течением.. Далее Енисей течёт по Средне – Сибирскому плоскогорью, выходит на Северо – Сибирскую низменность. Течение становится равнинное. Впадает Енисей в Енисейский залив Карского моря. (Работа в контурных картах)
Замерзает Енисей в низовьях - в конце октября, в верхнем течении- в середине ноября. В верховьях ледоход начинается в середине или конце апреля, а в тундровых низовьях с начала июня. Половодье длится 2-3 месяца.
Крупные притоки реки - Ангара, Нижняя Тунгуска и Подкаменная Тунгуска, Туба, Курейка. Самая многоводная из них – могучая Ангара; при встрече с Енисеем она полноводнее его самого. Это хорошо видно по карте.
Река богата рыбой. Встречаются осётр, хариус, елец, щука, налим, тугун, сорога, окунь, муксун, сиг, чир, ряпушка и огромное множество другой рыбы.
Живописные берега Енисея- прекрасное место отдыха. Люди используют воды реки в хозяйственных целях: в рыбном хозяйстве, в промышленности, строят гидроэлектростанции… По реке идут суда, на которых переправляют стройматериалы, продукты питания, медицинские товары, и прочие необходимые для нашего существования в Норильске предметы.
У нас на Таймыре морской порт находится в Дудинке. Сюда во время навигации и приходят суда с необходимым товаром.
(Учащиеся записывают опорные слова по ходу рассказа под руководством учителя).
ФИЗМИНУТКА.
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре…
Вот так славно освежились,
А теперь поплыли дружно:
Делать так руками нужно:
Вместе раз - это брасс,
Одной, другой - это кроль.
Три, два, один-
Плывём как дельфин,
Качаясь на волне,
Плывём на спине.
Вышли на берег крутой,
Отряхнулись - и домой.
3. Сообщения учащихся.
А теперь давайте рассмотрим водоёмы в окрестностях Норильска. Около половины Таймыра занимают воды рек, озёр, болот. О самых крупных водоёмах нам расскажут ребята, которые готовили сообщения дома.
1). Озёра в окрестностях Норильска: Красивое, Квадратное, Круглое, Щучье, Утиное. Самое большое - Долгое. Раньше добывали пушных зверей на этом озере. Сейчас Долгое – незамерзающее, так как в него сбрасывает тёплые отработанные воды ТЭЦ-1.
2). Река Норильская в длину всего 57 км. Первые её 17 км из озера Мелкого называют речкой Талой. Талая и приток Норильской – Рыбная редко замерзают зимой, так как быстро текут со скоростью 18 – 20 км/час.
3). Пясинский водный путь ( река Пясина–озеро Пясино–река Норильская ) впервые был открыт и пройден в 1922г. Переводится название с ненецкого языка, как река “Чёрного дерева”. Река Пясина очень стремительна.
4). Река Талнах берёт начало в Хараелахских горах. В длину она достигает 22 км, ширина в среднем течении 35 м.
Река Хараелах в длину 42 км. Она служит водохранилищем для ТЭЦ-2 в Талнахе.
5). На Таймыре есть и судоходные могучие реки: Норильская, Хатанга , Пясина, Хета, Котуй.
Одна из крупных рек - Хатанга, берёт начало от слияния рек Котуй и Хета. Это одна из слабоизученных рек России.
6). Самое глубокое озеро в Заполярье, Большое Хантайское - 387 метров. Местом массовых прогулок и туристских походов является замечательное по красоте озеро Лама.
7).Самое промёрзшее озеро-Таймыр. Это самое крупное озеро на Севере. Оно получило своё имя от названия полуострова Таймыр. Озеро тянется на 200км и кое- где расширяется до 70-80км. Летом в озере даже не искупаешься: в самое тёплое время года температура в нём не поднимается выше 5-7 градусов. В течение 9-10 месяцев в году озеро “спит” под ледяным покровом.
На протяжении рассказов учащихся ведётся работа в контурных картах и рабочих тетрадях. Учащиеся под руководством учителя отмечают и записывают крупные водоёмы в окрестностях Норильска.
Закрепление знаний. Работа с картой.
- Покажите на карте Красноярского края самую многоводную реку России.
- Назовите и покажите на физической карте крупные притоки реки Енисей (Ангара, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска.)
- Перечислите водоёмы, которые расположены на полуострове Таймыр.
- Какое озеро является местом массовых прогулок и туристического отдыха жителей Норильского района?
V. Значение водоёмов и их охрана.
Работа с учебником.
Чтение вслух учащимися статьи из учебника стр.139.
Предварительное задание по вариантам. Прочитав статью, сформулировать:
1-й вариант (задание для учащихся группы В)
“Значение водоёмов”
2-й вариант (задание для учащихся группы А и Б)
“Правила бережного отношения к водоёмам”.
Предполагаемые ответы учащихся.
1-й вариант
1). Водоёмы – это хранилища воды.
2). Дом для растений и животных.
3). Место отдыха людей.
4). Служат для перевозки грузов.
5). Люди используют в быту и на производстве.
2-й вариант
1). Правильно хранить и использовать удобрения и ядохимикаты.
2). Сообщать в общество охраны природы об оставленных без присмотра ядовитых веществах.
3). Оберегать животных и растения.
4). Нельзя мыть в водоёмах машины и другие транспортные средства, так как в воду попадёт бензин или машинное масло.
5). Не выбрасывать мусор в водоёмы и не оставлять его на берегу.
6). Следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи.
VI. Обобщение. Вывод.
Водоёмы нуждаются в охране. Каково значение экологически чистой воды для жизни всего живого?
VII. Итог урока. На следующем уроке мы будем говорить о разнообразии обитателей водоёмов. Аквариум – модель водоёма. Те ребята, у которых есть дома аквариум, расскажут нам, какие рыбки живут в них и что интересного наблюдали.
Отметки за урок.
Домашнее задание.
1). Составить рассказ о Енисее по опорным словам, записанными в ходе рассказа учителя. (для всех учащихся).
2). Написать памятку “Охрана водоёмов”, используя статью учебника
стр.139-140. (для учащихся группы А)
3). Прочитать статью в учебнике “ “Клад” на дне реки” стр. 142 (для остальных учащихся)