Цели:
Образовательные:
- проконтролировать уровень усвоения материала по теме: “Назначение и устройства компьютера”, “Назначение клавиш”;
- развивать внимание, наблюдательность, память, логическое мышление;
- познакомить учащихся с новыми комбинациями клавиш.
Воспитательные:
- воспитание познавательной потребности, интереса к предмету;
- воспитание дисциплинированности;
- контроль за ТБ, правильностью посадки за ПК;
- прививание навыков самостоятельной работы.
На доске висит карта путешествия, на которую учитель прикрепляет этапы работы.
Вступительное слово учителя
Целых три месяца мы с вами осваивали азы компьютерной грамотности: изучали основные устройства компьютера, учились работать с мышкой, набирать текст, выполнять несложные вычисления. Для того чтобы успешно работать на ПК необходимо хорошо знать клавиатуру: назначение отдельных клавиш и их комбинаций для выполнения различных задач. И сегодня мы подведём первые итоги нашей работы. Давайте для этого отправимся в своеобразное путешествие.
Итак, тема нашего урока: “Путешествие по клавишам”. Отправляясь в путешествие, люди собирают необходимый багаж, планируют и изучают маршрут, ставят перед собой какие то задачи. Какие? Но в дороге они обязательно встречают, что–то новое для себя. Давайте и мы начнём собираться. В качестве багажа возьмём наши знания и умения, нашим путеводителем и помощником в этом путешествии будут – Курсор Текстович и его подружка Мышка, знаем мы их? (На доске прикреплены рисунки детей) Какова же будет цель нашего путешествия?
Как говорил Сенека “Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным”. Эти слова станут эпиграфом нашего урока. Итак, целью нашего путешествия будет закрепление изученных нами навыков работы на компьютере и основных устройств ПК. Как вы думаете, встретим мы что–нибудь новенькое, конечно.
Давайте сначала вспомним, для чего предназначен наш главный помощник на уроках информатики Персональный компьютер? Для работы с информацией. Что это для нас? Сведения, знания. А какие действия он производит с информацией? Хранение, передача, обработка.
А вот и первое препятствие на нашем пути. Посмотрите, ребята. Что это? Кроссворд, разгадав который мы отправимся дальше. Для этого нам надо знать названия и назначения основных и дополнительных устройств ПК. Курсор Текстович с Мышкой, будут наблюдать за нами, что бы убедиться, готовы ли мы к дальнейшим испытаниям.
Кроссворд.
Детям раздаются 2 варианта кроссворда.
I вариант
По горизонтали:
1. Основное устройство для ввода информации.
2. Устройство для обработки информации.
3. Специальное устройство для управления курсором, манипулятор.
По вертикали:
1. В компьютере его называют системный …
2. Устройство для быстрого ввода изображений.
3. Устройство для вывода информации на экран.
4. Устройство для вывода информации на бумагу.
5. Так называются устройства, предназначенные для хранения информации.
II вариант
По горизонтали:
1. Как правило, она содержит от 101 до 104 клавиш.
2. Самый главная микросхема, мозг компьютера.
3. Похожа на серенького зверька с хвостиком.По вертикали:
1. Устройства для хранения, обработки информации находятся в системном …
2. Переводит графическую информацию в цифровой вид..
3. Устройство похожее на телевизор.
4. Он бывает матричный, струйный и лазерный.
5. Её делят на внешнею и внутреннею.
– Заполните клеточки, когда закончите, поднимите руки. Обменяетесь кроссвордами, проверьте ответы соседа. Что интересного вы подметили, что одинаковое и что разное в этих двух вариантах. Правильно, одни и те же устройства зашифрованы по–разному. Например, клавиатура, основное устройство для ввода информации и, как правило, она содержит от 101 до 104 клавиш. В первом случае мы говорим о назначении устройства, а во втором о внешнем виде.
Алгоритм
А теперь лишь проверим ответы. Всё правильно, а сейчас, соберите слово из букв кроссворда, пользуясь моими предписаниями, командами, и запишите его на черновике.
Собери слово из букв, записанных в цветных ячейках пользуясь следующей установкой:
Красная ячейка, жёлтая ячейка, буква Г, ячейка с красной границей, голубая ячейка, ячейка с голубой границей, ячейка с зелёной границей, зеленая ячейка.
Слово – алгоритм. Обратите внимание на написание слова! Кто знает, что обозначает это понятие? Существуют разные определения, но смысл один. Последовательность действий или команд, исполнение которых приведёт к задуманному результату. И сейчас каждый из вас выполнил алгоритм по составлению слова из определённых букв, пользуясь указаниями. Каждый день нам приходится иметь дело, с проблемами, или задачами, которые имеют вид требований или вопросов. Например, собраться в школу, приготовить кофе. А в математике? Найти корни уравнения, решить пример по действиям. А в информатике? Скопировать текст, сохранить информацию, выключить ПК. Чтобы научить другого, выполнить эту же работу, надо описать последовательность действий, т.е. составить алгоритм. Кто–то встретил старого друга, кто–то нового, а кто–то встречался с ним каждый день, а имени его не знал.
Колесо истории
Откуда же произошло это слово? Перед нами колесо истории, вращая которое, мы и узнаем это. В IX веке жил узбекский ученый Мухаммед аль Хорезми, что означало Мухаммед родом из города Хорезма. Он предложил правила выполнения арифметических действий с многозначными числами, и очень долго именно эти правила называли алгоритмом, а позже этим понятием стали называть любую последовательность действий, команд, приводящую к задуманной цели.
Почта
Кстати, сегодня утром в школу для вашего класса была доставлена почта. От кого вы думаете? Правильно, от Курсора Текстовича. Он хоть и очень умный, но без нашей помощи ему не обойтись. И просит её у нас, давайте подскажем ему какие клавиши или комбинации клавиш необходимы в разных ситуациях. Перед вами изображение клавиатуры, прежде чем помочь курсору скажите, на какие группы условно можно разделить все клавиши? Алфавитно–цифровые – для ввода символов, служебные – для выполнения различных задач, удаления и т.д , клавиши управления курсором, цифровая клавиатура – для быстрого ввода числовой информации, а функциональные? Мы лишь знаем, что в разных программах за ними закреплены разные функции, команды. Хорошо, скажите, а что вообще указывает текстовый курсор? Место куда можно вводить или редактировать текст. Послушайте, что он написал:
Вот стою я на странице И хочу писать слова, Жаль, что тут язык английский, Помогите мне друзья. |
Вновь ошибка у меня, Вы найдите же друзья! Монитор |
Заголовок напишу буквами заглавными, Где ж найти их? Столько букв Только нет заглавных то. |
В конце строчки Я забыл поставить точку, Как же быстро мне туда попасть, Чтобы время не терять? А затем в начало строчки, Там забыл поставить отступ. |
Имя своё с большой буквы пишу, Вот только как, я ни как не пойму. |
Два слова слились, Что наделал – беда Скорей разделите Мне их детвора. |
Написал я слово крот, Ну а мне то нужен рот. |
На новую строчку пора мне идти, Ну, как же друзья мне туда перейти! |
Привал
Ну всё ребята привал, можно и отдохнуть, да вот ещё последняя телеграмма от нашего друга.
Ну, всё отдыхать, на покой мне пора,
Спасибо за всё дорогие друзья!
Вот только за партами вы не сидите,
Вставайте и мой алгоритм выполняйте!
Физкультминутка:
Мы руками поведем –
Будто в море мы плывем.
Раз, два, три, четыре –
Вот мы к берегу приплыли,
Чтобы косточки размять,
Начнем наклоны выполнять –
Вправо, влево, вправо, влево.
Не забудем и присесть –
Раз, два, три, четыре,
На счет пять – за парты сесть.
Мы выполнили алгоритм, какой цели мы достигли? Отдохнули, расслабились. 6 минут.
Тренажёр
А теперь давайте проверим наши знания на практике. Этот этап нашего путешествия я назвала тренажёр. Как вы думаете почему? Тренажёр – устройство для тренировки, а нам и надо отработать наши навыки работы за компьютером.
Ученики садятся за компьютеры и выполняют задания, записанные в Блокноте.
На диски С:/Ученики/Путешествие/Матрёшка.txt.
Матрёшка.txt
1. В нашем языке есть слова похожие на матрёшку. Внутри слова спрятаны другие слова.
Например: в слове черёмуха – муха. Найди в данных словах затаившиеся.
Пользуйся командой копировать.
победа –
бусы –
тапочки –
удочка –
машина –
рыбак –
2. Вставьте в конец документа дату и время.
3. Сохраните документ в своей папке под этим же именем.
4. Откройте в папке Путешествие документ Фокус.txt
Фокус.txt
1. Научись делать фокусы.
Переставь слоги местами и слово превратится в другое. Пример: ка–мыш – мыш–ка
Пользуйся командой вырезать.
кабан – кабан
рано – рано
лыжи – лыжи
сосна – сосна
навес – навес
цоколь – цоколь
2. Установите курсор в начало документа пользуясь комбинацией клавиш Ctrl + Home
3. С помощью справки определите, как осуществлять поиск слов по тексту.
4. Найдите слова, начинающиеся со слога на
5. Подумайте, какая комбинация клавиш предназначена для того, чтобы установить курсор в конец документа.
6. Пользуясь клавишей F5, вставьте дату и время.
7. Сохраните документ в своей папке под этим же именем.
Садимся по местам. Наше путешествие подходит к концу. Посмотрите какой маршрут мы прошли. Кратко этапы маршрута.
1. Кроссворд – повторили устройства компьютера.
2. Алгоритм – познакомились с понятием алгоритм, напомните мне, что это?
3. Колесо истории – узнали историю слова алгоритм.
4. Почта – устно вспомнили назначения клавиш.
5. Привал – физкультминутка.
6. Тренажёр – отрабатывали практические навыки.
Давайте запишем в своих тетрадях назначение новых клавиш. Комбинации клавиш в конец и в начало документа.
Домашнее задание
Дома выполните в рабочих тетрадях №39 (рабочая тетрадь Макаровой 5–й класс). Там дан алгоритм перестановки слов в тексте, вам необходимо вставить пропущенные действия и составить свой алгоритм, который надо выполнить в программе Блокнот. Оценки.
Самооценка.
Сегодня каждый из нас закончил урок с определенным настроением. Какое оно у вас я не знаю, а могу лишь догадываться.
Когда мы говорим с кем–то лично или по телефону, наши эмоции проявляются через смех, выражение лица, интонации голоса, позу… При разговоре мы передаем собеседнику не только слова, но и эмоциональную информацию, которая не выражается словами.
Когда мы общаемся с человеком с помощью электронной почты, то наше единственное средство – это текст, набранный на экране компьютера. Собеседник не видит лица и не слышит голоса. Поэтому ему порой бывает трудно понять весь смысл послания.
Для того чтобы передать эмоциональное настроение, при работе на компьютере используют смайлики (от англ. smiley – улыбаться). Смайлик – это картинка, составленная из букв и специальных знаков, которая выражает какое–то чувство или настроение. Смайлики вы можете употреблять и в записках, которые пишите своим друзьям.
Большинство из смайликов – это изображение глаз или маленьких рожиц. Чтобы рассмотреть эти рожицы, нужно повернуть голову набок.
:–) – радостное лицо
;–) – подмигивающая улыбка
: 0) – клоун
8: –) – маленькая девочка
Оцените себя, используя смайлики.
Учитель предлагает нарисовать детям смайлики в зависимости от того, как они оценивают свой успех на уроке:
: – ) – те, кто считает, что хорошо понял тему и поработал на уроке.
: – ? – те, кто считает, что недостаточно хорошо понял тему, поработал на уроке.
: – ( – те, кто считает, что ему еще много нужно работать над данной темой.
Как вы думаете, мы полностью научились работать на компьютере? Конечно, нет. Нас с вами ждёт ещё не одно путешествие в удивительный мир компьютера.