Цель: рассмотреть роль государства в экономике России, а также изменение этой роли в ходе экономических реформ 90-х годов.
Задачи:
- Образовательный аспект: обобщить и углубить знания учащихся о роли государства как основе российской экономики.
- Воспитательный аспект: формирование экологического мировоззрения в аспекте данного урока.
- Развивающий аспект: продолжить формирование умений и навыков делать выводы, развивать речь, изыскивать самостоятельно дополнительную информацию.
Опорные знания и умения: знание тем за 9 класс: “Рынок труда. Безработица”, “Деньги и денежное обращение”, “Государственное регулирование рынков”.
ХОД УРОКА
Сегодня на уроке мы постараемся обобщить и углубить наши знания по теме “Экономическое устройство России. Государство как основа российской экономики и Изменение роли государства в ходе реформ 90-х годов", а также определить экологические проблемы, возникшие в СССР в ходе индустриализации. Работать сегодня будете в микрогруппах, а назовем их творческими мастерскими (4 группы).
В первые годы перестройки и позже – в годы распада СССР – главным мотивом всех преобразований считалось создание рыночной экономики путем разгосударствления и создание частных, негосударственных организаций и предприятий во всех сферах экономики и других областях жизнедеятельности. Главной задачей было формирование собственников – хозяев, частный интерес которых стал бы двигателем экономических реформ. С помощью средств массовой информации широко пропагандировалось представление о государственной собственности как неэффективной, паразитирующей, а о вмешательстве государства в экономику – как о факте реакционном, консервативном, препятствующем свободному развитию рынка.
В этой связи уместен вопрос: “Какие объективные причины, связанные с историческими особенностями развития российской экономики, а также с закономерностями мирового экономического развития, способствовали широкому распространению такого негативного взгляда на государство и его роль в экономике? Согласны ли вы с этим взглядом?
Над этим вопросом работает первая творческая мастерская.
Вторая группа вспомнит причины, которые делают необходимым вмешательство государства в рыночный механизм.
Третья группа обсуждает вопрос о том, какие показатели характеризуют экономическую роль государства.
Четвертая группа подумает, в чем состоит особенность роли государства в переходный период экономики России, т.е. в период перехода от плановой к рыночной системе.
Даю вам на это 5 минут. Подготовьте ответ и обозначьте выступающего.
Мы постарались с вами сконцентрироваться на вопросе о принципиальной роли государства в экономике, мы не будем сосредотачивать внимание на оценке политики того или иного государства, т.к. дать квалифицированный ответ мы еще не сможем.
В ежегодном отчете Всемирного банка за 1997 год, посвященном роли государства в современном мире, говорится о том, что исторический опыт как развитых, так и развивающих стран подтвердил:
Стратегии экономического развития, опирающиеся как на минимальную, так и доминирующую роль государства, не приносят успеха.
Эффективное государство – не роскошь, а жизненная необходимость, без чего социально-экономическое развитие невозможно.
Предлагаю группам познакомиться с текстом упражнения “Доверие к государству, инвестиции и экономический рост”.
Рис 1. Непредсказуемые изменения в законах и политике
ВС – высокоразвитые страны ОЭСР ЮЮВА – Южная и Юго-Восточная Азия БВСА – Ближний Восток и Северная Африка ЦВЕ – Центральная и Восточная Европа ЛАКБ – Латинская Америка и страны Карибского бассейна СНГ – Содружество независимых государств |
Рис. 2 Ненадежность государства
ВС – высокоразвитые страны ОЭСР ЮЮВА – Южная и Юго-Восточная Азия БВСА – Ближний Восток и Северная Африка ЦВЕ – Центральная и Восточная Европа ЛАКБ – Латинская Америка и страны Карибского бассейна СНГ – Содружество независимых государств |
Рис. 3 Угроза собственности
ВС – высокоразвитые страны ОЭСР ЮЮВА – Южная и Юго-Восточная Азия БВСА – Ближний Восток и Северная Африка ЦВЕ – Центральная и Восточная Европа ЛАКБ – Латинская Америка и страны Карибского бассейна СНГ – Содружество независимых государств |
Рис. 4 Ненадежная судебная система
ВС – высокоразвитые страны ОЭСР ЮЮВА – Южная и Юго-Восточная Азия БВСА – Ближний Восток и Северная Африка ЦВЕ – Центральная и Восточная Европа ЛАКБ – Латинская Америка и страны Карибского бассейна СНГ – Содружество независимых государств |
Рейтинг доверия к государству базируется на впечатлении инвесторов, а это определяет инвестиционное поведение, а значит, и рост производства.
Опрос респондентов свидетельствует, что их не удовлетворяют:
- Непредсказуемые изменения в законах и политике
- Ненадежность государства
- Угроза собственности
- Ненадежная судебная система
Какой можно делать вывод об экономическом устройстве России?
Россия относится к категории постсоциалистических стран переходного типа и обладает совершенно уникальным набором признаков, которые не дали возможности применять экономические модели других стран. Не существует ни государственных рецептов, ни единственно правильной идеологии.
Обратного пути нет, надо искать новые дороги, преодолевать эти трудности, чтобы обеспечить россиянам достойное существование, удовлетворительный уровень благ.
Мы знаем, что экономический рост достается любому государству ценой экономических и природно-ресурсных издержек. Не может быть здоровой экономики при больной окружающей среде.
Какие события, слова в изученной теме можно рассматривать с экономической точки зрения:
- завод-город;
- урбанизация (записываю на доске);
- индустриализация.
Объясните экономические издержки развития государства с экологической точки зрения в период индустриализации (ответы учащихся).
Сейчас наступил такой период развития, когда обеспечение безопасности человечества становится даже более важным, чем дальнейший технический прогресс. Приоритетным направлением оказывается не дальнейшее наращивание производства, а его реконструкция и преобразование. Устойчивое развитие станет реальностью при соблюдении следующих условий:
- стабилизация численности населения:
- создание сбалансированного сельского хозяйства, не истощающего почвенные и водные ресурсы, не загрязняющего землю и продукты питания пестицидами;
- рециклизации, т.е. повторном использовании отходов;
- освоение экологически чистых источников энергии;
- переход к более энерго и ресурсосберегающему образу жизни.
Задача человечества заключается в том, чтобы соблюдение этих условий как можно скорее стало для каждого законом. Их реализация осуществляется через создание реальных проектов, характер и масштабы которых очень разнообразны. Принять участие в создании проектов и их осуществлении могут люди самых различных специальностей: юристы, медики, учителя, журналисты, архитекторы, ученые.
Предлагаю каждой группе определиться с выбором профессии и в течение 5 – 7 минут обдумать и предложить на обсуждение проект, направленный на реализацию какого-либо из условий устойчивого развития. Масштабы могут быть самыми различными: от глобального проекта восстановления озонового экрана до проекта озеленения помещения школы. (Защита проектов).
Домашнее задание: продолжите в течение двух недель проработку ваших проектов более детально для защиты и обсуждения.
Оцените успешность работы каждого в микрогруппе и поставьте честную оценку за работу.