Участники: учащиеся
Время проведения: 40 минут
Тема: Вселенная
Цель: на основе индивидуализации и дифференциации активизировать мысленную деятельность учащихся, привлечь внимание к естественным наукам, пробудить к самостоятельной работе с дополнительной литературой.
1.Организационный момент. (1 минута)
От каждого класса выдвигается команда.
- 5А класс – команда “Солнце”
- 5Б класс – команда “Земли”
На головах членов команд диадемы с символами
Солнца (желтый цвет) и Земли (зеленый цвет).
Остальные учащиеся составляют группы поддержки
своих команд. В руках у них шары соответствующего
цвета.
На столах, за которыми сидят команды, на
подставках названия команд с символами.
Группа арбитров с оценками (2,3,4,5).
Оценочная группа ведет учет баллов в таблице.
2. Приветствие команд. (3 минуты)
Cтихотворение о природе, разгадывание ребуса - 10б.
3. Разминка команд. (3 минуты)
- Два стоят, два ходят и двое промеж ними часы стерегут. (Небо и земля, солнце и луна, день и ночь) - 2б.
- Цвет без цвету, стоит без ответу, без коренья, выше лесу, чаще рощи, без умолку. (Папоротник, конь, камень, месяц, звезды, река) - 2б.
- Без крыльев летит, без кореньев растет. (Месяц) - 2б.
- Белая кошка лезет в окошко. (Свет) - 2б.
- У тебя есть, у меня есть, у дуба в июле, у рыбы в море. (Тень) - 2б
- Стоит дуб на дубу 12 ветвей, на каждой ветке 4 отростка, на каждом отростке по 7 прутьев (Год) - 2б.
- В печурке три чурки, три гуся, три утки, три тетерева. (Времена года) - 2б.
4. Интеллектуальная деятельность команд.
Выдаются задания на карточках.
Задания команде “Солнце”
- Чертеж, который изображает земную поверхность сверху, в уменьшенном виде при помощи условных знаков.
- Линия, соединяющая места с одинаковой высотой.
- Воображаемая линия, которая делит Земной шар на Северное и Южное полушария.
- Линии, показывающие направление север – юг, запад – восток.
- Расстояние точки от начального (Гринвичского) меридиана к западу и к востоку, выраженное в градусах. Величина, показывающая, во сколько раз надо уменьшить измеренное расстояние на местности, чтобы изобразить его на плане или карте.
- Расстояние точки от экватора с юга к северу, выраженное в градусах.
Задание команде “Земля”:
- Ближайшая к Земле звезда.
- Самая большая планета Солнечной системы.
- Малая планета.
- Ледяные глыбы, блуждающие в космосе.
- Спутник Земли
- Перечислите планеты Солнечной системы.
Через 10 минут команды обмениваются заданиями.
5. Соревнования групп поддержки во время интеллектуальной деятельности команд (15 минут)
Конкурс 1. Правда ли это? Что…
- … большие черепахи плачут? (Да)
- … в состав динамита входят скелетные остатки планктона? (Да)
- … крабы поднимаются к поверхности на дельфинах? (Нет)
- … зеленый картофель настолько ядовит, что может убить даже ребенка? (Да)
- … муравьи выращивают яблоки на деревьях? (Нет)
- … грибы достаточно сильны, чтобы пробиться сквозь дорожные покрытия? (Да)
- … на вершине Эвереста растут цветы? (Нет)
- … черные пантеры действительно существуют? (Да)
- … верблюды во время странствий по пустыне хранят свой запас воды в своих горбах? (Нет)
- … на зебрах водятся полосатые блохи? (Нет)
- … после купания скворцы вытирают перья об овец? (Да)
- … голодные орлята поедают от голода своих родителей? (Нет)
Ответы даются поднятием шаров. Оценочная группа ведет учет по двухбалльной системе.
Конкурс 2. Загадки
- Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогатый. (Звезды, месяц)
- Мету, мету – не вымету, несу, несу – не вынесу: пора придет, сама уйдет. (Тень)
- Разноцветное коромысло над рекой повисло. (Радуга)
- Лежит колода по ней дорога: пятьдесят сучков да триста – листья. (Год)
- Сестра к брату в гости идет, а он от сестры прячется. (День, ночь)
- Дышит, растет, а ходить не может. (Растение)
- Весной веселит, зимой холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево)
- Что летом, что зимой в одной рубашке. (Ель, сосна)
- Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не человек, никто не пугает, а вся дрожит. (Осина, береза)
- Мягок, а не пух, зелен, а не трава. (Мох)
- Белые овечки бегают по свечке. (Верба)
- В лесу на поляне стоит кудрявый Ваня в зеленом кафтане, богач не велик, а орешками наделит. (Орешник)
- Снесли птички яички, развесили по дереву: скорлупа мяконька, белок сладенький, а желток костяной. (Слива)
- Стоит дерево кудряво, когти волчьи, кто подойдет, того и обоймет. (Шиповник)
- Красненька матрешка, беленько сердечко. (Малина)
- Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая чернеет. (Черная и красная смородина)
- Стоит Трошка, его ищут, а он молчит. (Гриб)
- Что не сеяно родится? (Трава)
- Стоит старик под водой, качает головой. (Камыш)
- Стоит дуб на горе, никто к нему не подойдет: ни царь, ни царица, ни красна девица. А кто подойдет, тот с собой унесет. (Репейник)
- Какую траву и слепой знает. (Крапива)
- Во лугах сестрички – золотой глазок, белые реснички. (Ромашка)
6. Отчет команд (6 минут)
При условии невыполнения в полном объеме заданий помощь оказывает другая команда и группа поддержки.
7. Соревнование команд (6 минут)
Перечислите науки, изучающие Землю. (Геохимия, геофизика, геобиология, геометрия, география, геология, геоморфология, геохронология, геодезия). - 5б.
Дайте определение каждой науке. - 5б.
8. Подведение итогов (2 минуты).
Команда, набравшая от 70 до 81 балла, получает по оценке “5”. От 60 до 70 – по “4”, от 50 до 60 – по “3”.
Группа поддержки, набравшая от 20 до 25 баллов, получают по “5”, от 15 до 20 – по “4”, от 10 до 15 – по “3”.