Цель: познакомить с новым экономическим понятием “Бартер”.
Задачи: повторить функции банка. Вспомнить роль арбитражного суда в экономических отношениях. Решение экономических задач.
Материалы и оборудование: русские народные сказки. Иллюстрации к сказкам. Таблицы и дидактический материал.
Ход урока.
Актуализация знаний. Повторение экономических понятий. Запись в тетради экономических понятий, определения которых даны на доске:
Все реальные и возможные покупатели.
Продукт труда, созданный для купли–продажи.
Учреждение, которое выполняет различные операции с деньгами и ценными бумагами.
Отношения, складывающиеся между продавцами и покупателями.
Постоянно действующий официальный государственный суд для решения коммерческих споров между организациями, предприятиями, фирмами (по поводу нарушения контрактов или некачественного, несвоевременного их выполнения) и выносящий по ним решения.
– Проверка выполненной работы.
Товар.
Рынок.
Рынок сбыта.
Банк.
– Назовите функции банка, исключив “лишние”.
Арбитражный суд.
– После названия понятия “Арбитражный суд”, проверяется домашнее задание. Дети читают истории, придуманные дома. Обсуждают, можно ли с этими спорами обратиться в арбитражный суд. Почему?
– Какие споры должен разрешать арбитражный суд?
Знакомство с новым экономическим понятием.
Проблемный вопрос к уроку: Можно ли, читая сказки, познакомиться с экономическими понятиями?
– Прослушайте отрывок из русской народной сказки “Петушок и бобовое зернышко”. Мы попытаемся рассмотреть этот отрывок с экономической точки зрения.
“Пошла курочка в лес, нажгла углей. Принесла угли кузнецу – кузнец дал топор. Принесла топор дровосекам – дровосеки дали дров. Принесла дров печее – печея дала калачей. Принесла калачи косарям – косари дали сена. Принесла сено корове – корова дала маслица. Принесла курочка маслица петушку. Петушок сглотнул маслица и бобок проглотил”.
– Можно ли утверждать, что между героями сказки существуют экономические отношения?
– В чем заключаются эти отношения?
– Можно ли этот обмен назвать торговлей?
Дети: (Да, только оплата за товар принимается товаром.)
Т – Т
– Прослушайте отрывок из еще одной известной сказки “ Гуси–лебеди”.
“– Речка–матушка, спрячь меня!
– Съешь моего киселя!
Нечего делать, съела. Речка ее посадила под бережок, гуси пролетели”.
– Что лежит в основе этих экономических отношений?
Дети: – Обмен услугами.
У – У
– В экономике обмен без использования денег называется БАРТЕР. Это одно из новых экономических понятий, с которым мы будем сегодня работать.
О причинах, по которым друзья использовали “ бартер” мы узнаем из сказки.
Чтение сказки.
Сказка из учебника “Раз нет денег – будем меняться”.
Сказка анализируется по ходу чтения, объясняются новые экономические понятия.
– С какими новыми экономическими понятиями мы познакомились, читая сказку?
Дети: безналичные денежные средства, безналичный расчет, бартер, наличный расчет.
– Как называется сказка?
– Замените литературное название сказки экономическим. Обоснуйте свой выбор.
Решение задачи.
На партах у учащихся текст задачи и график.
– Отметьте на графике точки, обозначающие количество прибыли, которое получил Филин в каждом месяце. Соедините точки.
– Какая динамика прибыли получилась у Филина?
– Как поменялась прибыль по месяцам? Объясните, используя сюжеты предыдущих сказок.
Работа с иллюстрациями из сказки “Приключения Буратино”.
– Вспомните эпизод из сказки (Рис.3). – Какой это вид расчета? –Рассмотрите вторую иллюстрацию. (Рис.4)
– Какую, с экономической точки зрения, ошибку допустил Буратино?
Подведение итога урока.
– С какими экономическими понятиями познакомились на уроке?
– Можно ли, читая сказки, познакомиться с экономическими понятиями?