Урок экономики по теме: "Бартер" (работаю по учебнику Т.Смирновой "Новые приключения Белки и ее друзей")

Разделы: Начальная школа, Экономика


Цель: познакомить с новым экономическим понятием “Бартер”.

Задачи: повторить функции банка. Вспомнить роль арбитражного суда в экономических отношениях. Решение экономических задач.

Материалы и оборудование: русские народные сказки. Иллюстрации к сказкам. Таблицы и дидактический материал.

Ход урока.

Актуализация знаний. Повторение экономических понятий. Запись в тетради экономических понятий, определения которых даны на доске:

Все реальные и возможные покупатели.

Продукт труда, созданный для купли–продажи.

Учреждение, которое выполняет различные операции с деньгами и ценными бумагами.

Отношения, складывающиеся между продавцами и покупателями.

Постоянно действующий официальный государственный суд для решения коммерческих споров между организациями, предприятиями, фирмами (по поводу нарушения контрактов или некачественного, несвоевременного их выполнения) и выносящий по ним решения.

Проверка выполненной работы.

Товар.

Рынок.

Рынок сбыта.

Банк.

Назовите функции банка, исключив “лишние”.

Рисунок 1

Арбитражный суд.

– После названия понятия “Арбитражный суд”, проверяется домашнее задание. Дети читают истории, придуманные дома. Обсуждают, можно ли с этими спорами обратиться в арбитражный суд. Почему?

– Какие споры должен разрешать арбитражный суд?

Знакомство с новым экономическим понятием.

Проблемный вопрос к уроку: Можно ли, читая сказки, познакомиться с экономическими понятиями?

– Прослушайте отрывок из русской народной сказки “Петушок и бобовое зернышко”. Мы попытаемся рассмотреть этот отрывок с экономической точки зрения.

“Пошла курочка в лес, нажгла углей. Принесла угли кузнецу – кузнец дал топор. Принесла топор дровосекам – дровосеки дали дров. Принесла дров печее – печея дала калачей. Принесла калачи косарям – косари дали сена. Принесла сено корове – корова дала маслица. Принесла курочка маслица петушку. Петушок сглотнул маслица и бобок проглотил”.

– Можно ли утверждать, что между героями сказки существуют экономические отношения?

– В чем заключаются эти отношения?

– Можно ли этот обмен назвать торговлей?

Дети: (Да, только оплата за товар принимается товаром.)

Т – Т

– Прослушайте отрывок из еще одной известной сказки “ Гуси–лебеди”.

“– Речка–матушка, спрячь меня!

– Съешь моего киселя!

Нечего делать, съела. Речка ее посадила под бережок, гуси пролетели”.

– Что лежит в основе этих экономических отношений?

Дети: – Обмен услугами.

У – У

– В экономике обмен без использования денег называется БАРТЕР. Это одно из новых экономических понятий, с которым мы будем сегодня работать.

О причинах, по которым друзья использовали “ бартер” мы узнаем из сказки.

Чтение сказки.

Сказка из учебника “Раз нет денег – будем меняться”.

Сказка анализируется по ходу чтения, объясняются новые экономические понятия.

– С какими новыми экономическими понятиями мы познакомились, читая сказку?

Дети: безналичные денежные средства, безналичный расчет, бартер, наличный расчет.

– Как называется сказка?

– Замените литературное название сказки экономическим. Обоснуйте свой выбор.

Решение задачи.

На партах у учащихся текст задачи и график.

Рисунок 2

– Отметьте на графике точки, обозначающие количество прибыли, которое получил Филин в каждом месяце. Соедините точки.

– Какая динамика прибыли получилась у Филина?

– Как поменялась прибыль по месяцам? Объясните, используя сюжеты предыдущих сказок.

Работа с иллюстрациями из сказки “Приключения Буратино”.

– Вспомните эпизод из сказки (Рис.3). – Какой это вид расчета? –Рассмотрите вторую иллюстрацию. (Рис.4)

Рисунок 3

Рисунок 4

– Какую, с экономической точки зрения, ошибку допустил Буратино?

Подведение итога урока.

– С какими экономическими понятиями познакомились на уроке?

– Можно ли, читая сказки, познакомиться с экономическими понятиями?