Форма урока: интегрированный с информатикой нестандартный урок – дискуссия.
Цель урока
Уяснить особенности становления российской государственности на современном этапе путем изучения исторических характеристик и политической деятельности первых президентов России (Ельцина Б.Н. и Путина В.В.) с применением информационных технологий.
Задачи:
– формирование умения вести дискуссию и
отстаивать свою точку зрения, развитие
коммуникативных навыков речевого
взаимодействия в аудитории класса;
– отработка элементов сравнительного анализа и
обобщения исторических фактов, умение давать
оценку событиям и деятельности роли личности в
истории;
– развитие умений конструирования
альтернативных вопросов в ходе работы с
историческими источниками;
– закрепление навыков работы с компьютерными
программами Microsoft PowerPoint, Microsoft Publisher.
Оборудование урока: плакаты (см. приложения к уроку № 1-6);
выставка книг по тематике урока;
портреты президентов страны и образцы
государственной символики страны в период их
правления;
ТСО для демонстрации мультимедийного учебника,
образовательной коллекции и презентации
учащихся по данной теме.
Время проведения урока: 2 часа.
Основные понятия темы: институт президента, историческая личность и ее роль в истории, курс либеральных реформ, демократизация общества, конституционное оформление существующего строя.
Подготовительный этап
1. Класс делится на творческие группы, которые получают индивидуальные задания:
- социологи (дают характеристику социальной стратификации России на современном этапе, знакомят с социальным статусом президента в обществе и семейным положением первых президентов, отношением различных категорий населения к этим знаменитым личностям);
- политологи (раскрывают содержание политических процессов в стране в годы правления Ельцина и Путина, знакомят с их программой и политическими взглядами);
- психологи (рисуют психологический портрет президентов, дают полную характеристику личности, опираясь на воспоминания близкого президентского окружения);
- аналитики (анализируют ситуацию в стране, знакомят с хронологией событий в период правления этих президентов, выделяют удачи и просчеты их деятельности, опираясь на факты, представленные в мультимедийных учебниках);
- эксперты (представляют свое видение деятельности первых российских президентов через подготовленные презентации, затем обобщают информацию всех групп, делают выводы и заключение).
2. Объявление тем рефератов, докладов, сообщений к уроку; требования к написанию и оформлению ученических работ; список дополнительной литературы и вопросы к дискуссии.
3. Подбор демонстрационного учебного материала, подготовка и оформление кабинета информатики к уроку.
4. Подготовка контрольного теста для проверки изученного материала
Ход урока
1. Вступительное слово учителя:
- понятие “историческая личность” обычно отражает связь деятельности политического руководителя с крупными историческими событиями, на ход которых он накладывает свой индивидуальный отпечаток. Деятельность исторических личностей может быть оценена с учетом особенностей того периода, когда он жил, его морального выбора, нравственности его поступков. Оценка может быть отрицательной или многозначной, учитывающей положительные и негативные стороны деятельности личности. Опираясь на мнение известного историка В. О. Ключевского о том, что “историческим личностям свойственны: стремление служить общему благу государства и народа, беззаветное мужество, необходимое для этого служения; стремление и умение вникнуть в условия русской жизни, в самые основы сложившихся общественных отношений, чтобы здесь найти причины пережитых бедствий; отрешенность от национальной замкнутости и исключительности; совестливость во всех делах; стремление сообщать преобразовательным порывам вид таких простых и убедительных планов, в разумность и исполнимость которых хотелось верить”, в ходе урока - дискуссии ответьте на вопрос: можно ли назвать первых президентов России историческими личностями?
- необходимо напомнить учащимся, что в своих сообщениях они должны раскрыть деятельность президентов (успехи и неудачи), их вклад в историю современной России, значение президентского института власти в российской политической системе. Сообщения всех творческих групп должны соответствовать поставленным на подготовительном этапе задачам и при оценке работы в группах необходимо учитывать добавления, заданные корректные вопросы, умение давать рецензию, вести дискуссию, работать по памяткам - алгоритмам.
2. Учитель ведет дискуссию, по очереди предоставляя право выступления каждой группе, при необходимости задает дискуссионные вопросы, обобщает выступления учащихся. Вопросы для дискуссии:
- почему на президентских выборах в РСФСР 12 июня 1991 года Ельцин победил кандидатов от коммунистической партии, какие взгляды он выражал в ходе предвыборной кампании?
- какими полномочиями обладал первый президент России? Чьи интересы представлял?
- - победа Ельцина это начало “эры обновления, возрождения России” или начало “разрушения России в угоду империалистических сил”? какая позиция вам ближе и почему?
- каковы положительные итоги и каковы просчеты и ошибки по итогам первого года деятельности команды Ельцина?
(+)
а) реализован начальный этап экономической
реформы
б) усилена исполнительная власть, создан
институт глав администраций
в) сохранены мир и стабильность на внешних
границах страны
г) коррективы тактики правительства, кредит
доверия не утрачен
(-)
а) жесткая монопалистская политика привела к
падению жизненного уровня населения
б) не удалось выстроить новую политическую
систему (неопытность демократов)
в) широко распространены коррупция, стремление к
личному обогащению
г) стабилизационная политика правительства
вступила в социальный конфликт со всеми слоями
населения
д) не был решен вопрос о частной собственности на
землю, ее свободной купле-продаже - попытка
Ельцина ввести президентское правление была
оценена многими партиями как государственный
переворот, так ли это?
- в чем причины победы Ельцина на президентских выборах в 1996 году?
- позиция президента в чеченском вопросе: победа или поражение?
- какой смысл вы видите в традиции инаугурации президента России?
- какие факторы повлияли на стремительный рост карьеры В. Путина?
- почему слова Ельцина о том, что он “ видит в Путине своего преемника на посту президента и что именно Путин сможет сплотить вокруг себя тех, кому в новом ХХ веке предстоит обновлять великую Россию”, вызвали всеобщее раздражение среди политиков?
- что имели в виду авторы журнала “Итоги”, когда писали, что “ставка на Путина сделана ельцинской командой просто от отчаяния”?
3. Выступлению группы аналитиков отводится особое место в ходе ypокa, так как они во время дискуссии подкрепляют свои аналитические выводы демонстрацией материалов из мультимедийного учебника“ История России. ХХ век”, авторов Т. С. Антонова и А. Л. Харитонова и образовательной коллекции “Россия на рубеже третьего тысячелетия”, республиканского мультимедиа центра МО РФ.
4. Завершает урок выступление группы экспертов, которые представляют свои информационные презентации по данной теме, а также знакомят с общими выводами по теме и озвучивают варианты ответа на поставленный в начале урока дискуссионный вопрос.
5. Подведение итогов: по окончании урока дается домашнее задание по подготовке к контрольному тестированию на пройденную тему; отмечаются представленные работы и выступления учащихся; объявляются оценки и благодарность за активную работу на уроке.
Приложение № 1
Структура (примерный план описания жизни и
деятельности исторических лиц)
- Годы жизни или правления.
- Краткая биография.
- Основные действия, взгляды, решаемые проблемы.
- Предшественники и последователи, положения, которые показывают сходства и различия взглядов.
- Историческое значение данной личности.
- Характеристика исторической эпохи, в которой действовала эта личность.
Приложение № 2
Схема примерного построения альтернативного
вопроса
Он (она):
– открыл…
– считал…
– разработал…
– продолжил…
– опроверг…
– доказал…
– высказал предположение…
– опирался на ….
– является сторонником…
Приложение № 3
Памятка-алгоритм для характеристики
исторической личности
- Исторические условия, в которых происходит деятельность личности.
- Задачи, которые стремится решить исторический деятель, и методы их решения.
- Интересы какого класса выражает исторический деятель?
- Значение его личных качеств.
- Оценка результатов деятельности исторической личности.
Приложение № 4
Памятка – алгоритм по требованиям к качеству
речи
- Содержательность, т.е. правильное, глубокое, полное, конкретное освещение темы.
- Логичность: последовательность изложения, обоснование теоретических положений фактами и формулирование выводов.
- Богатство речи: образное и яркое выражение мыслей и чувств путем использования различных языковых средств.
- Правильность и чистота речи.
- Овладение стилем изложения, исторической терминологией.
- Использование лексики, позволяющей характеризовать историческую эпоху.
Приложение № 5
Памятка – алгоритм по формированию умения доказывать
- Доказательство состоит из аргумента, рассуждения и вывода.
- Проанализируй задание, уясни, что требуется доказать.
- Определи вывод, который должен вытекать из доказательства.
- Определи источник, каким будешь пользоваться для аргументации своих выводов.
- Выдели существенные факты, подтверждающие твой вывод и систематизируй их.
- Логично выстрой свои доказательства, свяжи их с выводом.
- Выясни, все ли аргументы исчерпаны.
Приложение № 6
Критерии оценки сообщений учащихся
- Содержательность, глубина, полнота и конкретность освещения темы.
- Логичность: последовательность изложения, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.
- Концептуальность изложения: рассмотрены ли различные точки зрения, выражено ли свое отношение.
- Риторика: лаконичность, образное выражение мыслей и чувств, путем использования различных языковых средств, владение исторической терминологией.
Список литературы
- В. П. Островский. История России. ХХ век. 11 кл.
- Г. К. Селезнев. Новейшая история России и Запада.
- Н. С. Кочетов. Нестандартные уроки в школе
- Т. А. Антонов, А. Л. Харитонов. Мультимедийный учебник “История России. ХХ век”
- Республиканский мультимедиа центр МО РФ. Образовательная коллекция “Россия на рубеже третьего тысячелетия”
- О. В. Волобуев. Политическая история современной России на уроках.
- Р. А. Медведев. Загадка Путина.