Урок чтения во 2-м классе по технологии СДО. Тема урока: "Э.Мошковская "Сказка про твердый и мягкий знаки"

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Цели урока: Познакомить с произведениями Э. Мошковской.

Учить видеть главную мысль в произведении. Формировать умения и навыки по формулированию вопросов – суждений. Развивать коммуникативные навыки, навыки скоростного чтения.

Оборудование: Портрет Э. Мошковской, книги Э. Мошковской, жетоны, учебники, книги для чтения, карточка (вопрос – суждение), вспомогательная модель для формулирования вопросов – суждений.

Ход урока

1. Организационный

  • Приветствие
  • Настроение
    wpe26.jpg (1802 bytes)wpe27.jpg (1775 bytes)wpe28.jpg (1803 bytes)

- Заявка на оценку: 10 – 9 жетонов “5”, 8 – 7 жетонов “4”.

2. Тренировочные упражнения

  • Жужжащее чтение. (Раз, два, три, четыре, пять, – начинаем все читать.)
  • Дыхательная гимнастика “Медвежата”. Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы – медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, басом, четко произнося [м].

Мам, меду б нам,
Мам, молока бы нам.

  • Чтение блоков (хором).

ба бы бэ-э-э во! вы га да до жи за

ка ли лю ля ми му-у-у мы мэ-э-э на

не ни но ну по ра ре си су та те

то ту ты тю! фа фу! ха хе! че чу ма!

щи бр-р-р кшш… тшш… тсс… .

  • Отработка дикции (скороговорка).

От топота копыт пыль по полю летит.

  • Интонационная разминка.

Прочитать скороговорку, придавая своему голосу разные интонации (серьёзно, недовольно, насмешливо и т.д.).

  • Развитие оперативной памяти. Слова для запоминания.

небо, дерево, земля, дождь

Перечислить слова. Найти противоположные понятия.

3. Проверка домашнего задания

- Выразительное чтение стихотворения Э. Мошковской “Решительное решение”.

  • Вопросы – суждения, составленные самостоятельно дома.

4. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя. –Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением Э. Мошковской. (Показ портрета. Обращение к выставке книг).

  • Чтение сказки учителем.
  • Высказывания детей. Понравилось ли вам это произведение?Чем?
  • Чтение сказки по частям, составление вопросов – суждений. (За составленный вопрос и ответ на него дети получают жетон.)

Вопрос – суждение (карточка).

  1. Как доказать, что…?
  2. Чем объяснить, что…?
  3. В каком случае…?
  4. Когда…?
  5. Каким образом?
  6. Вследствие чего…?
  7. Почему…?

Вспомогательная модель для формулирования вопросов – суждений.

img4.jpg (20989 bytes)

С – синонимический ряд вопросительных слов;
wpe2D.jpg (810 bytes)- связка между понятиями;
1 – первое понятие (как правило, субъект – подлежащее суждения);
2 – второе понятие (как правило, предикат – сказуемое суждения);

Предполагаемые вопросы и ответы.

  • Почему твердый знак шёл твёрдой походкой? (Обозначает твёрдость звуков)
  • Вследствие чего вопросительный знак обратился за помощью к твёрдому знаку? (Причина – день рождения, следствие – нужен подарок)
  • Почему твёрдый знак (ъ) говорил очень твёрдо? (Твёрдый характер, не мог выполнить просьбу).
  • Почему мягкий знак шёл в мягких тапочках? (Мягкий характер, добрый, обозначает мягкость согласных звуков).
  • Чем объяснить, что мягкий знак (ь) не отказал в просьбе вопросительному знаку? (Добрый…).
  • Почему мягкий знак не сочинил сказку? (Не умел сочинять, не смог).
  • Почему мягкий знак заплакал? (Стыдно, есть совесть).
  • Почему вопросительный знак расстроился при разговоре с мягким знаком? (Не было подарка).
  • Почему вопросительный знак (?) сам не сочинил сказку? (Не может, он только спрашивает, задаёт вопросы).
  • Чем объяснить, что восклицательный знак не спросил про подарок? (Он не умеет спрашивать, был рад другому).
  • Физминутка.
  • Обобщение.

** В каком предложении заключена основная мысль? (-Ура! …)

  • К какому жанру относится это произведение? Почему? (Сказка. Знаки разговаривают как люди).
  • Кого автор подразумевает под поведением знаков? (Людей).
  • Могла ли такая история произойти с людьми? (Да).
  • Вывод: люди могут быть как с твёрдым характером, так и с мягким, добрые и злые, отзывчивые и равнодушные.
  • Подсчет жетонов. Оценки.
  • Работа с выставкой книг на доске.
  • Домашнее задание.
  • Подготовить чтение сказки по ролям.
  • Нарисовать рисунки.
  • Приготовить инсценировку сказки.

Рефлексия.

* Что понравилось на уроке?

* Какое настроение у вас в конце урока?