Цели урока: Познакомить с произведениями Э. Мошковской.
Учить видеть главную мысль в произведении. Формировать умения и навыки по формулированию вопросов – суждений. Развивать коммуникативные навыки, навыки скоростного чтения.
Оборудование: Портрет Э. Мошковской, книги Э. Мошковской, жетоны, учебники, книги для чтения, карточка (вопрос – суждение), вспомогательная модель для формулирования вопросов – суждений.
Ход урока
1. Организационный
- Приветствие
- Настроение
- Заявка на оценку: 10 – 9 жетонов “5”, 8 – 7 жетонов “4”.
2. Тренировочные упражнения
- Жужжащее чтение. (Раз, два, три, четыре, пять, – начинаем все читать.)
- Дыхательная гимнастика “Медвежата”. Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы – медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, басом, четко произнося [м].
Мам, меду б нам,
Мам, молока бы нам.
- Чтение блоков (хором).
ба бы бэ-э-э во! вы га да до жи за
ка ли лю ля ми му-у-у мы мэ-э-э на
не ни но ну по ра ре си су та те
то ту ты тю! фа фу! ха хе! че чу ма!
щи бр-р-р кшш… тшш… тсс… .
- Отработка дикции (скороговорка).
От топота копыт пыль по полю летит.
- Интонационная разминка.
Прочитать скороговорку, придавая своему голосу разные интонации (серьёзно, недовольно, насмешливо и т.д.).
- Развитие оперативной памяти. Слова для запоминания.
небо, дерево, земля, дождь
Перечислить слова. Найти противоположные понятия.
3. Проверка домашнего задания
- Выразительное чтение стихотворения Э. Мошковской “Решительное решение”.
- Вопросы – суждения, составленные самостоятельно дома.
4. Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя. –Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением Э. Мошковской. (Показ портрета. Обращение к выставке книг).
- Чтение сказки учителем.
- Высказывания детей. Понравилось ли вам это произведение?Чем?
- Чтение сказки по частям, составление вопросов – суждений. (За составленный вопрос и ответ на него дети получают жетон.)
Вопрос – суждение (карточка).
- Как доказать, что…?
- Чем объяснить, что…?
- В каком случае…?
- Когда…?
- Каким образом?
- Вследствие чего…?
- Почему…?
Вспомогательная модель для формулирования вопросов – суждений.
С – синонимический ряд вопросительных слов;
- связка между понятиями;
1 – первое понятие (как правило, субъект – подлежащее суждения);
2 – второе понятие (как правило, предикат – сказуемое суждения);
Предполагаемые вопросы и ответы.
- Почему твердый знак шёл твёрдой походкой? (Обозначает твёрдость звуков)
- Вследствие чего вопросительный знак обратился за помощью к твёрдому знаку? (Причина – день рождения, следствие – нужен подарок)
- Почему твёрдый знак (ъ) говорил очень твёрдо? (Твёрдый характер, не мог выполнить просьбу).
- Почему мягкий знак шёл в мягких тапочках? (Мягкий характер, добрый, обозначает мягкость согласных звуков).
- Чем объяснить, что мягкий знак (ь) не отказал в просьбе вопросительному знаку? (Добрый…).
- Почему мягкий знак не сочинил сказку? (Не умел сочинять, не смог).
- Почему мягкий знак заплакал? (Стыдно, есть совесть).
- Почему вопросительный знак расстроился при разговоре с мягким знаком? (Не было подарка).
- Почему вопросительный знак (?) сам не сочинил сказку? (Не может, он только спрашивает, задаёт вопросы).
- Чем объяснить, что восклицательный знак не спросил про подарок? (Он не умеет спрашивать, был рад другому).
- Физминутка.
- Обобщение.
*
* В каком предложении заключена основная мысль? (-Ура! …)- К какому жанру относится это произведение? Почему? (Сказка. Знаки разговаривают как люди).
- Кого автор подразумевает под поведением знаков? (Людей).
- Могла ли такая история произойти с людьми? (Да).
- Вывод: люди могут быть как с твёрдым характером, так и с мягким, добрые и злые, отзывчивые и равнодушные.
- Подсчет жетонов. Оценки.
- Работа с выставкой книг на доске.
- Домашнее задание.
- Подготовить чтение сказки по ролям.
- Нарисовать рисунки.
- Приготовить инсценировку сказки.
Рефлексия.
* Что понравилось на уроке?
* Какое настроение у вас в конце урока?