Пособие “Пишем, читаем, думаем” имеет вид паровозика и размещается на стене. Сам паровоз изготавливается из цветного картона, который достаточно легко прикрепить к стене при помощи скотча. Вагончики также изготавливаются из цветного картона и представляют собой кармашки, которые желательно прикрепить при помощи клея ПВА к деревянной стеновой панели. Панель при помощи двух шурупов крепится к стене пазом кверху. Размер корпуса паровоза равен размеру альбомного листа, размер вагончиков 1/2 альбомного листа. Для удобства просмотра картинок, которые будут вставляться в вагончики, необходимо вверху вагона сделать круглый вырез. Внизу кармашков-вагончиков и самого корпуса паровоза приклеивается полоска шириной 2 см. Между собой паровоз и вагончики, которых 5 штук, соединены тонкими полосками, внизу последнего вагончика наклеивается фигурка типа фонарика. Колеса, рельсы, соединительные полоски, фонарик вырезаются из цветной клейкой пленки, которая достаточно легко прикрепляется и при желании удаляется, не оставляя следов, с любой гладкой поверхности.
При изготовлении данного пособия желательно привлечь детей. Дети вырезают и наклеивают колеса, рельсы, соединительные полоски, фонарик, номера вагончиков. А также, выбирают себе плоскостную фигурку, которую можно вырезать из красочных альбомных обложек или папок из-под цветного картона. К выбранной фигурке приклеивают табличку со своими инициалами. Это пособие многофункционально, его можно использовать в различных вариантах.
Вариант 1.
Цель: активизация внимания детей, повышение самоконтроля при выполнении письменных работ.
Над каждым вагончиком в пазл панели вставляются памятки, таким образом, создавая имитацию груженых вагонов. Напечатанные памятки наклеиваются на яркий цветной картон и скотчем прикрепляются к стене, для большей прочности.
Вариант 2.
Цель: выработка стимула к повышению техники и качества чтения, активизация внимания детей к своим результатам и результатам сверстников.
Выбранные детьми фигурки вставляются в кармашки-вагоны. Рядом с фигуркой помещается листок с указанным количеством слов, прочитанных за минуту данным ребенком “рис. №1”. Фигурки размещаются в вагончики в порядке уменьшения количества прочитанных слов. В кабинку машиниста вставляется фигурка ребенка, который добился лучших результатов в чтении.
Вариант 3.
Цель: упражнять детей в делении слов на слоги, в выделении слогообразующих гласных.
Ребенку предлагаются предметные картинки. Ребенок должен назвать слово, посчитать количество слогов в данном слове и поместить картинку в кармашек нужного вагона. Номер вагона соответствует количеству слогов в слове “рис. № 2”.
Образец: в слове лиса – два гласных: И, А, значит – два слога, поэтому надо поместить картинку во второй вагон. Гласные буквы помещаются на полоску данного вагончика.
Если игра проводится с группой детей, то картинки можно вставлять как в сам кармашек-вагон, так и на полоску, размещенную на самом вагоне, при этом гласные буквы только называются.
Вариант 4.
Цель: упражнять детей в звукобуквенном анализе слова.
В кармашек определенного номера вагона вставляется картинка с соответствующим количеством слогов. Над данным вагончиком, в пазл панели, из букв разрезной азбуки выставляется слово. На полоске данного вагончика делается звуковой анализ слова. Одновременно могут работать пять человек с различным уровнем подготовленности.
Если отработка материала проходит на определенной структуре слова, можно не учитывать нумерацию вагонов. Это делается с целью повышения плотности занятия.
Вариант 5.
Цель: знакомство с правилами предложения.
Данное пособие является моделью, позволяющей наглядно увидеть и запомнить правила предложения. Паровоз – первое слово в предложении, а, возвышающаяся кабина машиниста, напоминает детям о том, что первое слов в предложении пишется с большой буквы. Вагоны и паровоз сцеплены между собой: это напоминает детям о том, что слова в предложении дружат. Вагончики имеют свой порядковый номер – слова в предложении выстроены в определенной последовательности. Фонарь на последнем вагоне говорит о том, что в конце предложения необходимо ставить точку, восклицательный или вопросительный знаки.
Вариант 6.
Цель: упражнять детей в составлении предложений по заданной схеме.
Пособие используется как демонстрационный материал. Логопед выставляет карточки схем-слов: ___, ===, ~~~~ , -.-.-.-, ------, на полоски вагонов. Дети придумывают предложение, соответствующее данной схеме.
Вариант 7.
Цель: упражнять детей в распространении предложений; закрепить правило, что слова пишутся отдельно друг от друга.
На корпус паровоза выставляется сюжетная картинка. Отдельно на столе лежат предметные картинки. Дети, по заданию логопеда, придумывают предложение из двух, трех, четырех, пяти слов. В каждый вагон, по мере распространения предложения, вставляется определенная картинка.
Образец.
Сюжетная картинка: “Бабушка вяжет носок, а рядом играет внучка”;
предметные картинки: бабушка, силуэтное изображение носка, синий круг, спицы, иглы, девочка, мальчик, шарф, рукавица.
Бабушка вяжет.
Бабушка вяжет носок.
Бабушка вяжет синий носок.
Бабушка вяжет синий носок внучке.
Вариант 8.
Цель: упражнять детей в дифференциации звуков, делении слов на слоги.
У детей на столах предметные картинки на определенную группу дифференцируемых звуков:
С-Ш, З-Ж, Т-Д, К-Г, П-Б, Р-Л и др.. Логопед выставляет на корпус паровоза букву того или иного звука. Дети из своих картинок выбирают нужную, называют слово, определяют количество слогов в слове и помещают картинку в соответствующий вагончик “рис. № 3”.