В концептуальной программе гимназии записано, что начальное обучение должно быть направлено на повышение уровня социально-значимого мотива учебной деятельности, выведение детей на более высокий уровень образованности и духовно-нравственного воспитания, формирование способности жить в гармонии с собой и окружающим миром. Один из способов решения данных задач я вижу в формировании в ребенке прогимназии способностей анализировать свою деятельность, поступки, свое поведение. Я считаю, что самооценка является важным фактором формирования личности. Она позволяет делать человеку активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей.
Если открыть словарь Ожегова, то там мы читаем: самооценка - оценка самого себя, своих достоинств и недостатков. А оценка - это мнение о ценности, уровне или значении кого - чего - нибудь.
В словаре практического психолога (составитель Головин) написано: "Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качества и места среди других людей".
Для учащегося начальной школы, я считаю, что самооценка - это оценка себя, своих возможностей, достоинств и недостатков. Для этого необходимо знать себя. Всегда ли совпадает то, что думают о нас другие? Вопрос становления самооценки, ее формирование у ребенка - важнейший вопрос, определяющий развитие его личности.
Самооценка внешне выражается в том, как человек оценивает возможности и результаты своей деятельности и деятельности других.
Если у ребенка завышенная самооценка - то идет негативное развитие личности: развивается высокомерие, зазнайство, проявление грубости. Адекватная самооценка ведет к воспитанию положительных черт личности: доброжелательности, взаимовыручки, воли, терпения и т.д.
Через самооценку ребенок проходит такие стадии: потребность в саморазвитии, в самопознании, в самоконтроле.
Самоконтролем необходимо заниматься, чтобы пользоваться доверием в коллективе, нести добро людям, уважать себя и быть уважаемым. В отечественной психологии разработан вопрос влияния самооценки на познавательную деятельность человека, определены приемы формирования адекватной самооценки, а при ее деформации - приемы ее преобразований путем воспитательных воздействий. И именно в младшем школьном возрасте одним из основных психологических новообразований является рефлексия - способность наблюдать и оценивать себя. Такой анализ позволяет оценить себя, сравнить свои достижения с другими, зафиксировать изменения в себе самом сегодняшнем в сравнении с собой вчерашним, представить себя завтрашним.
Что может оценить ребенок начальной школы сам? Он может оценить свои действия, поступки, знания и незнания. Технология развивающего обучения предполагает развитие самооценки как одного из способов формирования личности младшего школьника.
Главной целью в этом вопросе стала разработка методики формирования самооценки у учащихся. Глубже изучила философскую основу самооценки, исследовала данный вопрос в трудах современных педагогов и психологов. Изучила статью доктора психологических наук Захарова и кандидата психологии Боцмонова, а так же книгу Тубельского “Школа самоопределения”, статью Амоношвили “О возможности сделать оценку средством развития и воспитания личности”.
Сегодня я могу представить механизм самооценки. Заключается он в следующем:
1. В выделении значимых элементов содержания обучения и средств привлечения самих ребят к оценке их усвоения.
2. В использовании различных форм содержательных характеристик, которые выявляют не только степень усвоения программы, а дают ребенку знания о своих незнаниях. Изучая какую - либо тему, закладываю основные вопросы, по которым в последствии и идет оценивание. (Приложение)
Используя методику психолога Захарова, я определила уровень самооценки своих детей.
I уровень - самооценка реалистична. (Дети знают свои возможности и могут прогнозировать свою деятельность - что получится, что нет, неудачи относят к своим недостаткам) этим детям не свойственна категоричная самоуверенность. Они применяют выражения “Я думаю...”, “Возможно...”
II уровень - реалистичных самооценок меньше. Знание о себе это мнение окружающих. Менее самостоятельны. Часто ошибаются в прогнозе. Неудачи относят к сложившимся ситуациям, обстоятельствам.
Ill уровень - самооценка неадекватна, хотят оценить себя повыше, обосновывая “так хочется”. Свои неудачи относят к сложившимся обстоятельствам (помешал товарищ, учебник забыл и т.д.)
Результаты самооценки по классу таковы: 1 уровень-19 человек, 2 уровень-5, 3 уровень-3.
Каковы же критерии ожидаемых результатов?
Моя задача:
1. К концу 3 класса довести самооценку учащихся на адекватный уровень по оцениванию своих поступков и знаний.
2. Научить определять границы знаний и не знаний, намечать план ликвидации пробелов (т.е. вести коррекционную работу).
В формировании самооценки у учащихся я привлекаю и своих родителей.
Я считаю, что моя проблема актуальна, т.к. самооценка поможет сформировать ученика как личность, способную к продолжению получения образования в средней школе, она формирует этические нормы и моральные ценности, соответствующие этике поведения в обществе. Статью хочу закончить словами: “Старание ведет к успеху. А успех - к повышению самооценки”.
Приложение
Проверка орфограмм слабых позиций
1.Проверь орфограммы слабых позиций; объясни способ проверки.
в_сна -
с_сна -
сн_га -
2. Соедини слова и буквы, которые должны стоять на месте пропуска
др_зды | е |
ч_сло | я |
ст_на | а |
м_чи | и |
с_ды | о |
Устно объясни выбор орфограммы.
Листок самооценки
1. Я знаю, что такое орфограмма сильной и слабой позиции гласного и согласного | |
2. Я умею списывать слова и предложения с пропуском орфограммы слабых позиций, используя алгоритм. | |
3. Я знаю закон русского письма | |
4. Я умею проверять орфограммы слабой позиции по орфографическому словарю, знаю секреты словаря. | |
5. Я научился проверять орфограммы слабой позиции по сильной, изменяя слово по числу. |
2б. - уверен в знании материала, умею проверять орфограммы слабых позиций;
1б. - не совсем уверен в знаниях, учусь проверять орфограммы слабых позиций;
0б. – пока слабо разбираюсь в теме, проверяю орфограммы слабых позиций только с помощью взрослых.