Формирование речевых понятий младшего школьника для развития коммуникативных навыков и умений, литературного творчества

Разделы: Начальная школа


Объяснительная записка

Дети необыкновенные фантазёры и выдумщики. Придумывать и сочинять они очень любят. Почему же многие школьники испытывают серьёзные затруднения, когда им предлагается написать сочинение? Почему школьникам скучно и неинтересно писать сочинение, а учителю скучно читать 25 одинаковых работ?

Очевидно, причину следует искать в методике обучения написанию сочинений.

В этой работе необходимо учитывать два основных направления. Во-первых, сочинение – работа творческая, она требует самостоятельности, активности, увлеченности. Сочинение требует от ребенка высокого напряжения всех его творческих сил. Во-вторых, в методической литературе давно идёт речь о том, что необходимо изменить содержание обучения. Оно должно идти по линии усиления коммуникативной направленности курса. И работу над сочинением необходимо рассматривать как одно из звеньев коммуникативно–ориентированного курса русского языка.

Сочинения школьники пишут с 1 по 11 класс, хотя само по себе написание не самоцель. В жизни взрослому человеку не приходиться писать сочинения, он пишет письма, заявления, доклады, диссертации, заметки в газету. Следовательно, обучая писать сочинение, мы должны учить составлять связное высказывание, формировать коммуникативные умения, т. е. целенаправленные действия ученика, обеспечивающие ему возможность общаться в любой жизненной ситуации.

Следовательно, методику обучения сочинениям необходимо усовершенствовать. Следует согласиться, на мой взгляд, с точкой зрения профессора Т. Ладыженской: “В основу системы развития речи должна быть положена идея развития у учащихся определённых умений связной речи”. Необходимо формировать умение определять тему, подбирать материал для сочинения, совершенствовать написанное.

Поскольку речи вообще не существует, надо развивать у детей речь разговорную, научную, деловую (или научно-деловую), художественную. Дети должны понимать, что в разных случаях мы говорим и пишем по-разному, что, говоря о чем-то, можно повествовать, описывать, оценивать. Поэтому, готовя детей к сочинению, учитель должен определить, какого типа текст будут создавать школьники. К сожалению, работа над стилевыми особенностями текста в начальной школе не ведется.

Итак, нужно вооружить учащихся определёнными знаниями о речи. Эти знания не самоцель. Они нужны для того, чтобы ученику помочь сознательно относиться к речи.

Может возникнуть вопрос: “Где взять время на работу?”

Невозможно заниматься формированием речевых навыков только на уроке русского языка. Данная работа возможна через интеграцию предметов.

Таким образом, начальная школа в состоянии сформировать первоначальные речевые понятия путём усиления теоретической основы обучения, что позволяет в средних классах развивать коммуникативные умения и создавать систему обучения развитию речи с 1 по 9 класс.

В своих методических указаниях я сделала попытку дополнить традиционную программу по русскому языку и чтению содержанием по развитию речи и определила умения для формирования речевых понятий. Всё содержание и формируемые умения распределила по классам. Надеюсь, что эти материалы могут быть использованы и другими учителями, которые заинтересованы в развитии речи, мышления, познавательных и коммуникативных способностей учащихся.

Формирование речевых понятий младшего школьника для развития коммуникативных навыков и умений, литературного творчества

В наши дни развитию речи, в т. ч. обучению сочинениям в школе отводится немалое внимание. И всё же образовательный эффект от проведённой работы снижается из-за недостатков в методике подготовки сочинения. Т. А. Ладыженская указывает на следующие недостатки.

Во-первых, учитель предоставляет детям полную самостоятельность (указывает тему и даёт возможность учащимся самим решать все вопросы).

Во-вторых, учитель даёт советы, но весьма общего характера. Например, понаблюдайте природу, пишите интересно, думайте над выразительностью речи. Но как наблюдать природу, как сделать сочинение интересным, это не разъясняется.

В методической литературе вырабатывался стандарт описания работы по развитию речи: беседа, составление плана, устные рассказы, написание, чтение наиболее удавшихся сочинений.

В-третьих, учитель с учащимися разрабатывает сочинение, его содержание, построение и речевое оформление. Такая работа не учит самостоятельности, утрачивается интерес к написанию. Сочинения получаются сухими, маловыразительными, похожими друг на друга.

В-четвертых, учитель предлагает детям одну тему, не учитывая интересы каждого ученика. Это толкает учащихся на ложь, неискренность. Такой случай описала Ф. Вигдорова “…А я писала, так как надо вам, как вы это требуете”.

Таким образом, отмечает Т. Ладыженская необходима система, обеспечивающая развитие у учащихся навыков самостоятельной работы над сочинением.

Отрадно, что новые программы начального образования предусматривают некоторые изменения в преподавании родного языка. Указывают на возникшие в системе начального образования противоречия, одно из которых образуется между желанием ребёнка 6-7 лет учиться, между вполне развитой устной речью и невостребованностью этих способностей первоклассника в школе, т. к. вся деятельность не учитывает ни уровень интереса к учению, ни уровень сформированности его речи.

Работа с детьми по традиционной программе русского языка и чтения не давала ожидаемых результатов по развитию речи. Это обусловлено несколькими причинами. Некоторые из них.

Первая, большинство детей пришли со слабой подготовкой к школе. Многие последний год не посещали детский сад.

Вторая, занятость родителей не позволяет уделять должное внимание ребёнку. Зачастую с детьми не разговаривают на какие-либо темы, другими словами, не ведутся “светские” беседы. В основном информация идёт из телевизора, улицы (к сожалению, она не всегда положительная).

Третья, закомплексованность или неумение и боязнь самих детей высказать своё мнение, отношение к предмету, поступку.

Четвёртая, словарный запас многих родителей оставляет желать лучшего. С детьми разговаривают на повышенных тонах или сюсюкают. Всё это ведёт к тому, что в устной речи учеников сочетаются речевые штампы и диалектизмы. Этим же грешат сочинения и изложения учеников.

Предусмотренная программой работа по развитию связной речи младших школьников должным образом не реализована в учебниках русского языка, чтения и методических пособиях к ним. Поэтому традиционную программу по русскому языку дополнила некоторыми видами работ над словом, предложением, текстом. Результат работы – устные рассказы, сочинения-миниатюры.

Здесь весьма ценно замечание Ф. И. Буслаева о том, что в классе следует разбирать образцовые и лучшие тексты, некоторые пригодятся учащимся при дальнейшем обучении. Важная роль отводится сочинениям, которые должны быть в тесной связи с материалами бесед и чтения. Базой для сочинения могут служить литературные произведения, картины или собственный опыт учащегося. Жизненный опыт нуждается в дальнейшем дополнении. Богатый материал для развития связной речи даёт учебный процесс. На уроках окружающего мира дети знакомятся с особенностями научно-делового стиля. На уроках чтения понятие тема, основная мысль, типы текста, структура и особенности текста. На уроках русского языка дети знакомятся с лексическим значением и назначением слова, узнают о том, что каждое предложение имеет свои “границы”. Для учащегося, по мнению Ф. И. Буслаева, чрезвычайно важно научиться грамотно и толково выражать свои мысли в процессе говорения, что необходимо и для развития его умственных способностей и для формирования характера в целом. И в этом отечественному языку как учебному предмету должны помогать все остальные школьные дисциплины. Данное положение остаётся актуальным и для нашего времени, особенно в плане установления межпредметных связей в преподавании русского языка. “Писать хорошо можно лишь о том, что знаешь, что волнует тебя. Поэтому очень важно, чтобы школьники, готовясь к сочинению, имели для него достаточно материала, чтобы они могли выбирать, свободно оперировать: материала у учащихся должно быть в избытке, в противном случае трудно ждать успеха”, – говорит профессор Т. А. Ладыженская. Накопление материала идёт через серию уроков изучения одной темы па разным предметам. На первом уроке учимся выделять широкую и узкую тему высказывания. Например, по теме “Весна” мы определяем несколько узких тем.

  • Вы хотите рассказать о весне, о чем вы можете рассказать?
  • О весне в лесу, - отвечают дети.
  • О животных,
  • О том, что птицы прилетают.
  • О весне в саду.
  • О весне на реке, о “пробуждении” реки.

Дальше работаем по какой-нибудь теме. Например, “Весна в лесу”. Для этого подбираю рассказы, сказки, стихи, в которых описание природы, о животных, о птицах. Тексты используем и на уроках литературного чтения и на уроках окружающего мира, русского языка. В подборе текстов, причем разных стилей и типов, пословиц, поговорок, загадок участвуют сами дети. Самостоятельно оформляют книжку-самоделку, последнюю страницу которой занимает результат их творческой работы – сочинение.

К сочинению готовимся долго. Один из этапов нашей работы – Работа над словом.

К существительному подобрать прилагательные, характеризующие данный предмет

День (какой?) …; Солнце (какое?)…

Работа над лексическим значением слова.

  • Солнце…Что такое солнце? – спрашивает учитель.
  • Звезда. Небесное светило, – отвечают дети.
  • В каком еще значении употребляется это слово? Все доброе и хорошее сравнивают с солнцем. “Солнцем полна голова”, значит, человек думает о чём-то добром, светлом.

Знакомство с толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологизмов.

Второй этап – Работа над словосочетанием, предложением.

Из группы словосочетаний исключить лишнее словосочетание. Определить тему возможного сочинения, тип, стиль текста.
Работа с деформированным предложением.
Составление предложения по схеме, по опорным словам, вопросам.
Распространение предложений.
Редактирование.

Третий этап – Работа с текстом.

Восстановление деформированного текста.
Определение типа, стиля текста. Выделение основной мысли.
Деление текста на смысловые части.
Составление текста по его началу, концу, по вопросам.
Составление текста на заданную тему.

Все виды работ проводятся в виде игры, коллективной работы, индивидуальной, с использованием карточек, работы в группах. Некоторые упражнения можно проводить в минутки отдыха на любом уроке.

Работа над словом, предложением, текстом неразрывно связана с темой урока. Все задания осложняются заданиями изучаемой темы.

Перед сочинением не даётся примерный текст для подражания. Не говорится ни слова, о чём писать. Дети самостоятельно показывают полученные знания.

Работа над сочинением предоставляет учителю большие возможности: “открыть детям глаза на мир – огромный, прекрасный, многообразный”, развить их чувства, душу, разум”. Через сочинения мы учимся любить природу, бережно относится к ней, учимся уважать мнение другого человека, оценивать поступки, находить выход из сложившейся ситуации, отстаивать свою точку зрения.

Дети писали сочинения не только по предметам, но и по теме родительского собрания. Высказывали свое мнение.

“…Наша семья счастливая. В свободное время мы все вместе едем на дачу. Вместе работаем и вместе отдыхаем. Мы с папой работаем во дворе, а мама с сестрой готовят обед. После обеда дружно идем на речку”.  Андрей Б.

“…У нас в семье все главные. Важные вопросы мы решаем все вместе за ужином”. Серёжа С.

Следует отметить, что эти сочинения читаются родителям с разрешения самих детей. Родителям в данном случае, необходимо задуматься: “Почему мой ребёнок не доверяет мне? Почему не хочет поделиться своими мыслями, переживаниями?”

Через сочинения ребята признавались в любви к своей маме, благодарили её за доброе, нежное отношение к ним.

…Мама, мамочка, мамуля! Ты лучше всех на свете. Я так люблю целовать тебя в твою розовую щечку”. Наташа С.

“…Мамочка мне очень нравиться, когда ты улыбаешься. Каждая морщинка твоего лица смеется, как лучик солнца”. Юля К.

В результате работы дети научились:

  • Работать над значением и назначением слова.

  • Выделять компоненты предложения, устанавливать порядок слов и частей, распространять предложения, редактировать.

  • Определять тип текста, стиль, находить основную мысль, выделять части текста, озаглавливать.

А я, как учитель, решаю свои образовательные, воспитательные и развивающие задачи.

Для проведения диагностики по выработанным умениям и навыкам очень важно знать критерии оценки сочинения, речевых способностей в зависимости от возраста. Я подобрала такие параметры и распределила по классам в следующей таблице:

Работа по развитию речи

Содержание работы

Формируемые умения

1 класс

Рассказ, сказка, стихотворение – это текст. Опорные слова. Заголовок.

Умение определять тему высказывания и рисунка; находить опорные слова, относить слова с указанными темами; озаглавливать, указывая тему.

2 класс

Признаки текста. Текст-повествование. Текст-описание. Структура каждого типа текста

Уметь отличать текст от набора предложений. Определять тип текста, вычленять части текста.

Основная мысль текста.

Определять основную мысль текста. Соотносить заголовок с основной мыслью текста.

Границы предложений, место предложений в тексте.

Умение определять смысловую завершенность предложения, его границы. Определять смысловые связи между предложениями и порядок их следования.

Работа над языковыми средствами. Работа над словами.

Выделять в тексте незнакомые слова. Подбирать прилагательные, характеризующие данный предмет или явление.

3 класс

Заголовок текста должен точно отражать тему или основную мысль текста, быть кратким. Заголовок ограничивает содержание текста, то, что не соответствует заголовку, будет лишним. Если в тексте есть предложение, не соответствующее заголовку, то нужно его убрать или сменить заголовок.

Соотносить заголовок с темой текста, находить в тексте части не соответствующие теме. По заголовку и опорным словам продуцировать собственное высказывание (устное или письменное)

Основная мысль может вытекать из всего текста. Основная мысль может быть сформулирована в конце текста, это как бы подводит итог тому, что было сказано; она может формулироваться в начале текста, весь текст затем раскрывает, поясняет ее. Опорные слова часто встречаются в заголовках, начальных и заключительных предложениях.

Определять основную мысль текста, формулировать ее в начальной и конечной части текста.

Связь между предложениями. В каждом тексте есть слова, которые помогают соединять предложения друг с другом. Чтобы соединить предложения, можно использовать разные слова.

Определять в тексте слова, помогающие соединять предложения, избегать ненужного повтора слов. Подбирать и вставлять пропущенные средства связи

Типы текста. Структура типов текста. Особенности каждой части текста, назначение.

Различные типы текста, правильно строить каждый тип текста с учетом темы и основной мысли текста. Правильно подбирать к тексту концовку, начало объяснять свой выбор.

Стили текста. В разных случаях мы говорим и пишем по-разному.

Определять цель создания текста. Дополнять ряд тематических слов для создания текста определенного стиля. Пользоваться языковыми средствами в зависимости от стиля высказывания.

Работа над языковыми средствами. Подбор синонимов, антонимов, работа со словами с переносным значением. Подбор сравнений, эпитетов.

Работать с различными словарями. Объяснять, как слово помогает выразить отношение автора к изображаемому. Находить эпитеты, сравнения, слова с переносным значением.

4 класс

Тема высказывания

Понятие о широкой и узкой теме высказывания. Границы тем.

Основная мысль

Определение основной мысли в текстах, где они прямо автором не выражена. Основная мысль в заголовке текста.

Стили речи (разговорный, художественный, деловой, научный)

Дать понятие о том, что в разных случаях мы говорим по-разному. Предупреждать смешение стилей в речи детей. Учить при создании, текста, определять задачи речи, отбирать материал высказывания, средства языка с учетом стиля речи.

Типы текста. Рассуждение. Описание. Повествование.

Использование в рассуждении 1-2 доказательств. Вывод в рассуждении. Уметь отличать описание художественное и научное, создавать описание разных стилей речи. Умение создавать рассказы на основе увиденного и услышанного, веселые рассказы.

Жанры. Письмо знакомому (близкому) человеку. Отзыв о прочитанном произведении (по материалам внеклассного чтения).

Уметь написать письмо, знание структуры письма. Уметь писать отзыв по предложенному плану. Отзыв о прочитанном произведении с элементами сжатого изложения.