Сегодня много говорят об экологии, об охране природы. “Экология не должна замыкаться только задачами сохранения окружающей нас биологической среды, – писал Дмитрий Лихачев. – Человек живет не только в природной среде, созданной культурой его предков и им самим”. Вот почему сейчас для нас, наряду с сохранением окружающей природы, становится важным и сохранение культурной среды.
В нашей школе центром такой среды стал Музей истории школы, руководит которым В.Е.Кислицина. Он не только раскрывает и научно документирует историю 119-летнего развития школы, но и служит эффективным средством, местом, методом и формой образования и воспитания школьников, сохранения социальной памяти, передачи опыта поколений, раскрытия процессов, происходящих в обществе и природе. Реализуются эти задачи через постоянные и сменные экспозиции (“Андреевское церковно-приходское училище”, “Школа в годы Великой Отечественной войны”, “Учитель! Перед именем твоим…”, “Юннатское движение в школе” и др.), через уроки краеведения, экскурсии, лекции, поисковую и исследовательскую деятельность учащихся. Но самое главное – музей ведет активную работу по экологическому воспитанию учащихся. Об одном из фрагментов такой работы я хочу рассказать.
Урок в музее – это редкая возможность побывать в атмосфере быта и культуры прошлых столетий. Но особенно ценным, воспитывающим он становится тогда, когда проходит в рамках учебных дисциплин.
Изучая в 4 классе в курсе “Окружающий мир” большой раздел “Наш край”, я обратилась к музейным урокам по истории края и города. На одном из них, работая в группах, ребята с интересом изучали карты, рассматривали рисунки и фотографии прошлых лет, сравнивали их с нынешними, окунувшись в атмосферу нашего города и края.
Неожиданным открытием для ребят стал рассказ о памятниках природы: Сузгунской сопке, о Подчеваше. Оказалось, что таких памятников в нашем крае много. Необычным было для них и домашнее задание: выяснить названия памятников природы Тобольска и их местонахождение.
Немало пришлось ребятам покопаться в книгах и справочниках, порасспрашивать мам и пап, бабушек и дедушек, покорпеть в музее. Итогом такой поисковой работы стал список памятников природы на территории г. Тобольска и его окрестностей. Вот он:
- Сад имени Ермака.
- Роща Журавских.
- Завальное кладбище.
- Район речки Ламаевки.
- Район Тобольского дома отдыха.
- Сузгунская сопка.
- Киселевская гора с Чувашским мысом.
- Лог на Сузгунском тракте.
- Вершинский лог.
Удивительным было то, что ребята не ограничивались поиском названий. Им интересно было узнать, почему так названы памятники, в чем их ценность, в каком состоянии они сегодня. В результате поисковой деятельности ребята собрали богатый материал о памятниках природы, а еще предложили совершить по ним экскурсию, чтобы увидеть и почувствовать природную и культурную среду. Невольно один из учеников произнес: “ А после нас какие памятники останутся?”
Вот так один музейный урок позволил моим детям не только окунуться в историю родного города, узнать что-то новое, но и задуматься над проблемой всего человечества - какую культурную среду мы оставим потомкам. Ведь человеку “культурная среда…необходима для его духовной, нравственной жизни, для его “духовной оседлости”, для его привязанности к родным местам, следованию заветов предков, для его нравственной самодисциплины и социальности.” (Д.С.Лихачев).