Границы отдельных искусств отнюдь не столь абсолютны и замкнуты, как это полагают теоретики: искусства ежеминутно переходят одно в другое, один род искусства находит свое продолжение и завершение в другом". Ромен Ролан
Цель: подчеркнуть связь музыки с изобразительным искусством
Задачи:
- познакомить с новыми песнями о гражданской войне
- формировать у детей собственное отношение к музыке, пробуждать постоянную потребность в ней, творческую активность
- закрепить уже полученные знания о песнях и музыке гражданской войны
В кабинете оформлен стенд с репродукциями картин о гражданской войне. На отдельном столике лежат шумовые инструменты: ложки, кастаньеты, бубны, барабан. Приготовлен проигрыватель, грамзаписи, магнитофон и аудиокассеты.
Учитель: Наш урок сегодня я назвала “Музыка и песни гражданской войны”. Мы с вами уже с III четверти знакомимся с песнями гражданской войны, много песен услышали, спели сами, появились даже любимые. Кто может назвать свои любимые песни?
Ответы детей.
Учитель: Сегодня мне хочется познакомить вас с еще одной, очень красивой песней. Называется она “Служили два товарища”, слова народные, а музыку написал Евгений Птичкин. Исполнять будет очень известный вам ансамбль, который вы мне назовете после прослушивания.
Звучит песня “Служили два товарища” в исполнении группы “Любэ” (солист Н. Расторгуев).
Учитель: Кто исполнял эту песню? Кто может назвать солиста? Какое настроение после песни? Как вы думаете, что надо спеть, чтобы сохранить то настроение, которое появилось у нас после прослушивания песни? Может эта картина нам поможет?
Рассматривается репродукция картины “Тачанка” художника М. Крылова.
Учитель: Какую песню вы услышали своим внутренним слухом?
Ответы детей.
Учитель: Конечно, вы услышали песню “Тачанка”. Давайте споем ее с настроением. Кто будет украшать свистом последние строчки III куплета?
Исполняется песня “Тачанка”, музыка Листова, слова М. Рудермана.
Учитель: Не всегда солдаты пели бодрые, маршеобразные песни. Еще очень любили слушать музыку, петь душевные народные песни. Русская народная песня – это жизненная правда, это чувства, переживания, которые действительно были. Народная песня легко проникает в душу, заставляет ее биться, трепетать! Может быть, за это люди и любили русскую народную песню. Сейчас вы услышите любимую песню В.И. Чапаева. Это русская народная песня “Черный ворон”. Может быть, вы узнаете, кто ее исполняет?
Звучит русская народная песня “Черный ворон” в исполнении ансамбля “Золотое кольцо, (солистка Н. Кадышева) - 3 куплета.
Учитель: Это не вся песня, как вы догадались. Чтобы прослушать ее полностью надо не спешить и иметь больше времени, чем есть у нас… Если вы захотите, мы прослушаем ее на другом уроке, а сейчас прозвучит музыка и мне хотелось бы, чтобы вы ответили почему, или зачем, звучит эта песня на нашем уроке?
Звучит музыка М. Равеля “Хабанера”.
Дети отмечают, что они услышали эту музыку, когда всматривались в репродукцию картины “Письмо домой” художника Б. Егорова. Она очень созвучна с музыкой французского композитора Мориса Равеля.
Учитель (предлагая вниманию детей картину художника Грекова “Погоня”): Можем ли мы ее услышать?
Ответы детей.
Учитель: Есть ли у нас возможность украсить пение?
Дети выбирают инструменты. Исполняется песня “Погоня” из кинофильма “Неуловимые мстители” (музыка Я. Френкеля, слова Р. Рождественского).
Учитель: Кто может мне назвать еще одну песню из этого же кинофильма?
Дети называют песню “Не печалься о сыне”.
Учитель: Вот интересно, помнит ли кто-нибудь из вас композитора, написавшего песню?
Хором исполняется песня “Не печалься о сыне” композитора Б. Мокроусова (слова Р. Рождественского).
Учитель: Я хочу предложить вам спеть песню не под мой аккомпанемент, а под фонограмму. Споем?
Исполняется песня “Там вдали за рекой” с солистом из числа желающих (слова Кооля, музыка народная, обработка для хора Беззубова).
Учитель: Обратите внимание вот на эту репродукцию художника Г. Черного “В разведке”. Зазвучала ли эта картина? Какой песней?
Песня “Там, за рекою” из кинофильма “Армия трясогузки” (музыка Ю. Чичкова, слова Ибряева).
Урок завершен.
Уверенные, счастливые и очень гордые собой дети покидали аудиторию и еще долго говорили о музыке, картинах и красоте.