Введение экологии в состав предметов социально-экологического цикла способствует расширению выбора учащимися образовательного пространства с учётом индивидуальных склонностей, интересов и дает возможность для профессионального выбора и развития интеллекта. Сочетание индивидуального подхода к образованию и социальной значимости предмета изучения способствует становлению личности социально- значимой в современных условиях. Идея единства индивидуального и социального подхода к образованию заложена в основу проекта Российской Национальной Доктрины и предполагается, что ее осуществление обеспечит стабильность и развитие общества.
Экологические проблемы современности являются общечеловеческими, и их диапазон колеблется от уровня местных до глобальных.
Цель введения экологии в образовательное пространство социально-экологического профиля - формирование осознанной деятельности личности, как конечной цели экологического образования.
Актуальность, значимость и необходимость - условия позволяющие вести экологические курсы с 7 по 11 классы.
Обозначить проблемы, выяснить причинно-следственные связи, проанализировать создавшуюся экологическую ситуацию, научить думать глобально, а действовать конкретно - это задачи профильного экологического образования.
Курс “Байкаловедение” в профильной группе 7 класса основан на региональной проблеме, связанной с экосистемой уникального озера-Байкала, который является участком Всемирного наследия и подвергается сильнейшему антропогенному прессу. Данный курс призван расширить и углубить знания о взаимосвязях в экосистеме озера, факторах влияющих на эти взаимосвязи, об огромном биологическом разнообразии его обитателей, высокой степени эндемичности и несмешиваемости байкальских и общесибирских видов. Воспитать чувство патриотизма и ответственности за судьбу этого прекрасного творения Природы.
Уроки по байкаловедению проходят в виде дискуссий, так как антропогенное влияние на экосистему вызывает множество проблем. Проблемы создаются работой БЦБК, “диким туризмом”, предприятиями городов и поселков, находящихся на берегах рек, впадающих в Байкал (р. Селенга, р. Верхняя Ангара и т.д.), добычей некоторых организмов Байкала. Групповая работа по решению отдельных проблем, разработке проектов в защиту Байкала, экскурсии и практическая деятельность воспитывают деятельную личность, способную отстоять свои взгляды на решение проблемы. Ролевые игры, разработка проектов так же способствуют формированию активной жизненной позиции.
Адаптированная программа “Экология региона” для профильной группы 8 класса рассматривает экологические проблемы, связанные с экосистемами Иркутской области - лесными, озёрными, речными, горными, болотными. Изучаем состояние отдельных видов растений и животных, занесённых в Красные книги области, причины, по которым эти организмы оказались в списках охраняемых. Выясняем причины возникновения проблем путем выдвижения гипотез, ребята приходят к выводу, что, в основном, они возникли в результате низкой экологической грамотности и культуры людей, недостаточности знаний о взаимосвязях в экосистемах и амбиций человека. Долгое время человек по отношению к природе использовал лозунг” Потребляй и властвуй”. В результате аналитической деятельности учащиеся приходят к выводу, что необходимо учиться рациональному способу хозяйствования. Но это можно сделать, только вооружившись экологическими знаниями. Приоритетным направлением данного курса является практическая деятельность- очистка берегов реки Ангара, городского пруда Калтус, посадка деревьев на его берегах, участие в операциях “Ель”, “Подснежник”,” Кормушка” и т.д. В результате освоения курса учащиеся понимают, насколько значимо сохранение любого вида, как носителя неповторимой генетической информации.
Главным показателем экологического неблагополучия в любой стране является состояние здоровья населения. Наш город Усолье-Сибирское отнесён к наиболее неблагополучным в экологическом плане городам России и входит в, так называемую, ”чёрную десятку”. Исходя из такой ситуации, учащимся профильной группы 9-х классов предложен адаптированный курс ”Человек и здоровье”. Гимназисты знакомятся с состоянием окружающей среды, загрязнителями и источниками загрязнения по ежегодному печатному изданию Иркутской области – “Экологическому докладу” и журналу “Байкальская волна”. Зная источники загрязнения и загрязнители, их влияние на здоровье можно уменьшить, руководствуясь “Правилами экологической безопасности”, составленными к.б.н. Дзятковской Е.Н.; основным источником обучения являются книги “Экология и здоровье” этого же автора. Ребята ощущают необходимость в получении знаний о сохранении своего здоровья и здоровья своих близких как великую ценность, как залог будущего успеха в жизни. В настоящее время остро стоит проблема наркомании среди молодёжи, поэтому в курс 9 класса введён раздел “Поведение как средство адаптации”, в котором обсуждаем проблемы здорового образа жизни.
Важная задача, решаемая в данном разделе, - это создание условий, при которых дети интересуются тем, как надо заботиться о своём здоровье. Прямые призывы к ведению здорового образа жизни и запреты, угрозы и запугивания не только безрезультативны, но и вредны, так как вызывают скрытое противодействие у детей, в силу максимализма и самоуверенности, что "...уж я то попробую и брошу!" На основании изучения фактических данных, способностях и возможностях организма у учащихся формируется отрицательное отношение к наркотикам, спиртным напиткам, курению, зная, насколько кардинально изменяется личность в связи с привязанностью к вредным привычкам. Занятия данного курса, в основном, проводятся по технологии сотрудничества. Работая в группах, учащиеся решают проблемы, важные и значимые в плане личной заинтересованности. В групповой деятельности решаются, актуализируются знания о здоровье и здоровом образе жизни. Формируются навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации, воспитывается активная жизненная позиция и ответственное отношение к своему здоровью, которое является и здоровьем нации.
В профильных группах 10 и 11 классов экология ведётся по программе и учебнику Б.М.Миркина и Л.Г.Наумова. Экологические знания, полученные учащимися в среднем звене, являются хорошей стартовой площадкой к освоению фундаментальных знаний о составе, структуре основного экологического элемента - экосистеме.
Ведущей идеей изучения предмета “Экология России” является необходимость рационального природопользования. Идея рационального природопользования ставится во главу всех уроков этого курса. Занятия построены на дискуссиях и решении проблемных вопросов. Использование технологий личностно-ориентированной направленности позволяют формировать у выпускников самостоятельность мышления, умение отстаивать свои взгляды на проблему, принимать обоснованные решения и толерантность. В преподавании курса широко используются информационные технологии.
Экологическое образование в профильных группах осуществляется не только на уроках и во внеклассной деятельности, учащимся предоставлена возможность заниматься исследовательской работой как в рамках гимназии, так и в высших учебных заведениях, НИИ. Мини-исследования учащимися 8-9 классов проводятся по теме “Город, в котором ты живёшь”, “Школа - мой дом, а дом должен быть безопасным”, “Квартира как экологическая среда”. Учащиеся 10-11 классов ведут серьезную исследовательскую работу, актуальную для местного и регионального уровней. Свои исследования гимназисты представляют на ежегодных научно-практических конференциях разного уровня: региональную “Шаг в будущее”, областную “В мир поиска, в мир знаний, в мир открытий”, российскую имени В.И.Вернадского и т.д.
Такие работы учащихся как - “Состав, рациональное использование и охрана флоры окрестностей села Могой (Усольский р-он.), “Состояние и процесс естественного возобновления лесных сообществ окрестностей г. Усолья-Сибирского., “Современное состояние и рекомендации по улучшению зелёной зоны нижнего сквера городского парка”, “Морфологическая характеристика крови ельца рек Ангары, Белой и озера Байкал”, “Исследование межполушарной асимметрии восприятия зрительного пространства”, “Зоопланктон и зообентос пруда Калтус как отражение экологического состояния”.
В заключении следует сказать, что экологическое обучение в профильном образовании играет важную роль в формировании взглядов на ценности, активности и коммуникативности учащихся, вооружает знаниями для формирования культуры и поведения личности в социуме. Дает возможность проявить индивидуальность, самостоятельность, ориентирует на определенную профессиональную деятельность.
Социально-экологическое отделение
Учебные предметы. Инвариант. РБПУ. Биология |
Учебные предметы. Гимназический вариант. Биология |
Новая парадигма: