Дата проведения: 2 февраля 2004 г.
Класс: 11 "Г"
Цели и задачи занятия:
ОБУЧАЮЩИЕ:
- Обобщить полученные ранее знания по теме "Рынок земли и природных ресурсов" с экономической, географической и социальной сторон;
- Выделить положительные и отрицательные стороны частной собственности на землю;
- Рассмотреть особенности функционирования рынка других природных ресурсов.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- Развить интерес к изучающему предмету.
- Развить умение самостоятельно пополнять свои экономические знания.
- Развить способности быстро и четко мыслить, кратко и ясно выражать свои мысли.
ВОСПИТЫВАЮЩИЕ:
- Воспитывать культуру общения, взаимоуважения.
- Воспитывать качества, как инициативность, самостоятельность, активность, настойчивость.
- Воспитывать корректное общение между членами групп, основанное на взаимовыручке, поддержке, доброте.
Тип занятия: обобщение, закрепление полученных знаний по теме "Рынок земли и природных ресурсов".
Форма проведения занятия: деловая игра.
Основные понятия, термины: рента, предложение земли, частная собственность на землю, воспроизводимые, невоспроизводимые, возвратные, невозвратные ресурсы.
Средства обучения: индивидуальные задания для команд, атласы с местонахождением предполагаемым земельным участком.
Продолжительность занятия: 1 учебный час.
Ход занятия.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент (3 мин.) Целевая установка на проведение
данного занятия; |
Ребята находятся в центре класса, сидя в кругу. |
2. Обобщение полученных ранее знаний по теме занятия (15 мин.) |
Группы получают задание и расходятся по своим рабочим местам |
Содержание игры | Все учащиеся являются сотрудниками коммерческой фирмы по недвижимости. "С НАДЕЖДОЙ В БУДУЩЕЕ", которым необходимо совершить сделку, преподаватель - в роли "посредника" одного богатого человека. |
Задача участников игры | Задача каждой команды, как можно убедительнее предложить "посреднику", клиент которого желает выгодно вложить деньги, т.е. приобрести земельный участок, выбрать один из предложенных вариантов (для сельскохозяйственного пользования, несельскохозяйственного пользования, с использованием возвратных и невозвратных природных ресурсов). |
Подготовительная работа | 1-й этап проходит в группах с
проведением "БЛИЦ-ОПРОСа" (Приложение 1.) 2-й этап обсуждение данного варианта и решением предложенной задачи, т.е. определяют выгодность ренты или приобретение земельного участка в частную собственность. (Приложение 2.) |
3. Закрепление знаний, полученных в ходе занятия. (15 мин.) |
Обсуждение предложений
"сотрудников" фирмы и выбор наиболее
выгодного предложения на рынке земли.
"Сотрудники" дополнительно отвечают на
вопросы, предложенные "посредником"
преподавателем, если возникает необходимость: К какой категории природных ресурсов относятся следующие виды: 1) золото; В чем разница между потоком и запасом природных ресурсов? Почему полноправный собственник земли заинтересован в повышении ее плодородия, а временный пользователь может и не обращать на это внимание? |
4. Подведение итогов занятия (2 мин.) | Почему экономическая наука сочла необходимым ввести особый термин для обозначения цены земли - источника доходов ее владельцев? |
Утверждение проекта наиболее выгодного вложения денег клиента. | |
5. Выставление оценок (3 мин) |
|
6. Подведение итогов занятия (2 мин.) |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Определите, верны ли следующие утверждения (правильный ответ подчеркните).
- Предложение земли в данном географическом регионе весьма эластично по цене (да / нет).
- Величина ренты, получаемой с некоторого участка земли, определяется уровнем спроса на этот участок (да /нет).
- Если цену услуг земли отмечать на оси абсцисс, а количество пригодной к использованию земли – на оси ординат, тогда кривая предложения услуг земли будет выглядеть как вертикальная линия (да / нет).
- Чем выше рента от услуг участка земли, тем выше цена земли (да / нет).
- Не один из землепользователей, за исключением сельскохозяйственных, не заинтересован в плодородии земли (да / нет).
- Местоположения земельного участка важно только для несельскохозяйственных пользователей и не оказывает абсолютно никакого влияния на ставку арендной платы, по которой фермер арендует этот земельный участок (да / нет) .
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Задание для группы 1. Земельный участок, расположенный на юге Красноярского края, Республика Хакасия, благоприятные климатические условия для занятий земледелием и животноводством.
Задание для группы 2. Земельный участок, расположенный на Черноморском побережье Российской Федерации, близ города Сочи, пригоден для строительства коттеджей.
Задание для группы 3. Земельный участок, расположенный в Республике Саха (Якутия), с первичными исследовательскими разработками недр земли, есть предположение, что в недрах земли находится месторождение алмазов.
Задание для группы 4. Земельный участок, расположенный в Приморском крае, г. Владивосток, есть выход в Японское море.
Задача 1.
Пусть спрос на услуги земли в некотором регионе описывается уравнением: QL = 200 - 4 * R,
где QL – количество земли, на которое предъявляется спрос (измеряется в гектарах);
R – ставка арендной платы (в тыс. руб. за 1 га в год). Пусть площадь пригодных к использованию земельных угодий в данном регионе составляет 180 га. Определите цену услуг земли, если они продаются и покупаются на конкурентном рынке этого фактора производства.
Решение.
Ценой услуг земли на конкурентном рынке ресурсов будет цена, при которой спрос на услуги земли равен предложению этого фактора производства. Предложение земли в данном регионе фиксировано и составляет 180 га: QL = 180. Тогда равновесную ставку арендной платы легко определить из условия:
QL = QL,
200 – 4R = 180,
4R = 20,
R = 5 тыс. руб. в год за 1 га.
Следовательно, цена услуг земли составляет 5 тыс. руб. в год за 1 га.
Задача 2.
Если цена участка земли 1 млн. руб., а рыночная ставка ссудного процента составляет 8% годовых, то на какую величину ежегодной земельной ренты рассчитывает покупатель этого участка земли?
Решение.
PL = R / i,
где РL – цена земельного участка;
R – величина годовой ренты;
i – ставка ссудного процента.
Перегруппировав члены уравнения относительно R, получаем:
R = PL * i,
R = 1 (млн. руб.) * 0,08 = 80 тыс. руб.
Следовательно, покупатель этого участка земли рассчитывает получать не менее 80 тыс. руб. в год в качестве земельной ренты.