Обобщающий урок-соревнование по теме: "Язык описания алгоритма "Блок-схема"

Разделы: Информатика, Внеклассная работа


Цели урока:

Повторение и обобщение знаний по теме “Языки описания алгоритма”.
Воспитание ответственности, коллективизма, уважительного отношения к мнению партнера, формирование умения взаимодействовать и принимать групповые решения.
Развитие алгоритмического и логического мышления, памяти, внимания, само- и взаимоконтроля .

Задачи урока:

  1. Воспитательная – сплочение коллектива, формирование уважительного отношения друг к другу.
  2. Учебная – углубление, обобщение и систематизация знаний по блок – схемам.
  3. Развивающая – развитие алгоритмического и логического мышления, памяти, внимательности.

ПЛАН УРОКА.

  1. Организационный момент.(2 мин.)
  2. Диктант. (5 мин.)
  3. Решение задач – рисунков. (5 мин.)
  4. Решение и “защита” экспериментальной задачи . (15 мин.)
  5. Решение кроссворда (5 мин.)
  6. Задание по блок-схеме. (3 мин.)
  7. Подведение итогов личных и командных. (5 мин.)

Класс разбивается на две команды. В начале урока каждому ученику выдают в конверте “сигнальные” карточки с цифрами от I до III, листки – бланки, “сетку” кроссворда. На листках и “сетке” каждый учащийся должен проставить свою фамилию.

Представление жюри (старшеклассники).

Учитель объясняет правила соревнования, дает краткое описание всех этапов работы. После вступления, педагог объявляет о предстоящей работе по первому этапу, включает магнитофон, на ленте которого записан текст диктанта. Учащиеся садятся за компьютеры и выполняют задания диктанта .

1. Изобразить на экране геометрические фигуры, которые используются в блок-схемах для обозначения следующих команд:

  • Ввод, вывод данных с клавиатуры; (Input,Print) -wpe18.jpg (1074 bytes)
  • Начало и конец алгоритма; (Rem, End) - img2.jpg (2844 bytes)
  • Вычисления; -wpe1C.jpg (961 bytes)
  • Проверка условия; (If) -wpe1D.jpg (992 bytes)
  • Соединение геометрических фигур.wpe1E.jpg (796 bytes)

2. Против каждой геометрической фигуры записать обозначение команд на языке программирования (Бейсик).

Указание к оценке задания.

Члены жюри проходят по рядам, проверяют работы ребят на экране, выставляют баллы и заносят в протокол. (Правильный ответ соответствует 1 баллу).

Второй этап.

На экран проецируется сразу несколько блок-схем, пронумерованных римскими цифрами I,II,III и т.д.(рис.1, 2, 3). Отвечать на вопрос нужно поднятием сигнальной карточки с соответствующей цифрой.

Указание к оценке задания.

Поднятая неправильно карточка не дает балла за ответ.Члены жюри в сводной карточке оценок, в нужных графах, отмечают только ошибочные ответы знаком “-”. После выполнения всего задания подсчитывается общее число баллов, набранное каждым учеником на этом этапе: оно равно количеству правильных ответов (верный ответ – 1 балл ).

Третий этап.

Начинается с приглашения для подготовки решения экспериментальных задач. Вызываются по два участника от каждой команды. Для них выставлены геометрические фигуры и разложены карточки с условиями задач. На работу отводится 10 минут, а по прошествии этого времени проводится “защита” решения задач перед классом (проекция на экран и на доску). Первые два участника работают с составлением блок-схем (результат вывешивается на магнитной доске), следующие участники составляют программу на языке программирования (проекция на экран). Остальные ученики в это время работают с учителем (вопросы- ответы).

Указание к оценке задания.

Экспериментальное задание оценивает учитель, он объявляет число баллов за ответы, а судьи записывают их в сводную карту. Максимальное число баллов за задачу – 5.Программированное задание проверяют члены жюри. Наибольшая оценка –5. За каждый неправильный ответ снижается один балл.

После трех этапов проводится переменка.

Четвертый этап.

Отгадывание кроссворда. Ученики берут листки с кроссвордами, а жюри раздают задания к нему.

Указание к оценке задания.

Наибольшее число баллов 10. За каждый неправильный ответ снижается один балл.

Пятый этап.

Работа за компьютером, каждый учащийся получает задание. По тексту сказок “Курочка - ряба” и “Колобок” определить вид алгоритма и составить блок – схему .

Указание к оценке задания.

Наибольшее число баллов – 2. За каждый неправильный ответ снижается один балл.

Шестой этап.

Учитель подводит итоги личные и командные. Выявляются победители.

Задания ко второму этапу.

I. Рисунок 1.

  1. Какой рисунок соответствует разветвляющему алгоритму? (ответ II,III)
  2. На каком рисунке изображен линейный алгоритм? (ответ I)
  3. На каком рисунке изображен циклический алгоритм?( ответ III)

II. Рисунок 2.

Какая блок-схема соответствует следующей задаче:

“Волк пригласил на свой день рождения три поросенка и 7 козлят. Сколько аппетитных гостей будет у волка, если он пригласит еще Красную Шапочку?”.( ответ I )

III. Рисунок 3.

Какая блок-схема соответствует задаче:

“Нахождение периметра прямоугольника”?( ответ III).

Задания к третьему этапу.

Выложить на доске блок-схему и записать программу на компьютере.

  1. Нахождение площади прямоугольника.
  2. Нахождение периметра квадрата.

Вопросы для класса.

  1. Кто создал проект первой вычислительной машины с программным управлением?( Ч. Беббидж)
  2. Кто писал для нее программы? (А. Лавлейс)
  3. Кто являлся основоположником отечественной вычислительной машины?( С. А. Лебедев)
  4. В каком году были созданы первые ЭВМ? (в 40-х г.)
  5. Что называется алгоритмом?( Конечная последовательность команд, определяющих действия исполнителя)
  6. Какой оператор используется для ввода данных с клавиатуры?(INPUT)
  7. Какой оператор используется для вывода данных на экран?(PRINT)
  8. Какой из документов является алгоритмом?

А) правила техники безопасности;
Б) кулинарный рецепт;
В) расписание уроков. ( ответ б)

Переменка .

Он рисует, он считает,
Проектирует заводы,
Даже в космосе летает,
И дает прогноз погоды.
Миллионы вычислений
Может, сделать за минуту,
Догадайся, что за гений?
Ну, конечно же -….. компьютер!
У тебя вопросов много,
Подскажу тебе я: с кем
Ты в режиме диалога
Сможешь сто решить проблем.
Отвечает без капризов,
Задавай вопрос быстрей,
Этот умный телевизор
Называется - … дисплей!

Задания к четвертому этапу.

кроссворд

Рисунок 1

Рисунок 8

Рисунок 9