Цели урока:
Повторение и обобщение знаний по теме “Языки описания алгоритма”.
Воспитание ответственности, коллективизма, уважительного отношения к мнению партнера, формирование умения взаимодействовать и принимать групповые решения.
Развитие алгоритмического и логического мышления, памяти, внимания, само- и взаимоконтроля .
Задачи урока:
- Воспитательная – сплочение коллектива, формирование уважительного отношения друг к другу.
- Учебная – углубление, обобщение и систематизация знаний по блок – схемам.
- Развивающая – развитие алгоритмического и логического мышления, памяти, внимательности.
ПЛАН УРОКА.
Класс разбивается на две команды. В начале урока каждому ученику выдают в конверте “сигнальные” карточки с цифрами от I до III, листки – бланки, “сетку” кроссворда. На листках и “сетке” каждый учащийся должен проставить свою фамилию.
Представление жюри (старшеклассники).
Учитель объясняет правила соревнования, дает краткое описание всех этапов работы. После вступления, педагог объявляет о предстоящей работе по первому этапу, включает магнитофон, на ленте которого записан текст диктанта. Учащиеся садятся за компьютеры и выполняют задания диктанта .
1. Изобразить на экране геометрические фигуры, которые используются в блок-схемах для обозначения следующих команд:
- Ввод, вывод данных с клавиатуры; (Input,Print) -
- Начало и конец алгоритма; (Rem, End) -
- Вычисления; -
- Проверка условия; (If) -
- Соединение геометрических фигур.
2. Против каждой геометрической фигуры записать обозначение команд на языке программирования (Бейсик).
Указание к оценке задания.
Члены жюри проходят по рядам, проверяют работы ребят на экране, выставляют баллы и заносят в протокол. (Правильный ответ соответствует 1 баллу).
Второй этап.
На экран проецируется сразу несколько блок-схем, пронумерованных римскими цифрами I,II,III и т.д.(рис.1, 2, 3). Отвечать на вопрос нужно поднятием сигнальной карточки с соответствующей цифрой.
Указание к оценке задания.
Поднятая неправильно карточка не дает балла за ответ.Члены жюри в сводной карточке оценок, в нужных графах, отмечают только ошибочные ответы знаком “-”. После выполнения всего задания подсчитывается общее число баллов, набранное каждым учеником на этом этапе: оно равно количеству правильных ответов (верный ответ – 1 балл ).
Третий этап.
Начинается с приглашения для подготовки решения экспериментальных задач. Вызываются по два участника от каждой команды. Для них выставлены геометрические фигуры и разложены карточки с условиями задач. На работу отводится 10 минут, а по прошествии этого времени проводится “защита” решения задач перед классом (проекция на экран и на доску). Первые два участника работают с составлением блок-схем (результат вывешивается на магнитной доске), следующие участники составляют программу на языке программирования (проекция на экран). Остальные ученики в это время работают с учителем (вопросы- ответы).
Указание к оценке задания.
Экспериментальное задание оценивает учитель, он объявляет число баллов за ответы, а судьи записывают их в сводную карту. Максимальное число баллов за задачу – 5.Программированное задание проверяют члены жюри. Наибольшая оценка –5. За каждый неправильный ответ снижается один балл.
После трех этапов проводится переменка.
Четвертый этап.
Отгадывание кроссворда. Ученики берут листки с кроссвордами, а жюри раздают задания к нему.
Указание к оценке задания.
Наибольшее число баллов 10. За каждый неправильный ответ снижается один балл.
Пятый этап.
Работа за компьютером, каждый учащийся получает задание. По тексту сказок “Курочка - ряба” и “Колобок” определить вид алгоритма и составить блок – схему .
Указание к оценке задания.
Наибольшее число баллов – 2. За каждый неправильный ответ снижается один балл.
Шестой этап.
Учитель подводит итоги личные и командные. Выявляются победители.
Задания ко второму этапу.
I. Рисунок 1.
- Какой рисунок соответствует разветвляющему алгоритму? (ответ II,III)
- На каком рисунке изображен линейный алгоритм? (ответ I)
- На каком рисунке изображен циклический алгоритм?( ответ III)
II. Рисунок 2.
Какая блок-схема соответствует следующей задаче:
“Волк пригласил на свой день рождения три поросенка и 7 козлят. Сколько аппетитных гостей будет у волка, если он пригласит еще Красную Шапочку?”.( ответ I )
III. Рисунок 3.
Какая блок-схема соответствует задаче:
“Нахождение периметра прямоугольника”?( ответ III).
Задания к третьему этапу.
Выложить на доске блок-схему и записать программу на компьютере.
- Нахождение площади прямоугольника.
- Нахождение периметра квадрата.
Вопросы для класса.
- Кто создал проект первой вычислительной машины с программным управлением?( Ч. Беббидж)
- Кто писал для нее программы? (А. Лавлейс)
- Кто являлся основоположником отечественной вычислительной машины?( С. А. Лебедев)
- В каком году были созданы первые ЭВМ? (в 40-х г.)
- Что называется алгоритмом?( Конечная последовательность команд, определяющих действия исполнителя)
- Какой оператор используется для ввода данных с клавиатуры?(INPUT)
- Какой оператор используется для вывода данных на экран?(PRINT)
- Какой из документов является алгоритмом?
А) правила техники безопасности;
Б) кулинарный рецепт;
В) расписание уроков. ( ответ б)Переменка .
Он рисует, он считает,
Проектирует заводы,
Даже в космосе летает,
И дает прогноз погоды.
Миллионы вычислений
Может, сделать за минуту,
Догадайся, что за гений?
Ну, конечно же -….. компьютер!
У тебя вопросов много,
Подскажу тебе я: с кем
Ты в режиме диалога
Сможешь сто решить проблем.
Отвечает без капризов,
Задавай вопрос быстрей,
Этот умный телевизор
Называется - … дисплей!
Задания к четвертому этапу.