Одной из задач современной школы является коренное качественное улучшение подготовки учащихся к жизни в условиях современного общества. Эту задачу школа может решить только на основе существенного повышения педагогического мастерства учителей и применения новых методов и форм их решения. В свое время, я, как учитель, столкнулся с ситуацией, когда мои ученики знали больше, чем я. Они свободно владели компьютером, вели разговор о сайтах, Интернете, электронной почте. С каждым необходимым мне документом я вынужден был обращаться к людям, которые владели компьютерными технологиями.
В результате, все это заставило меня заняться этой проблемой вплотную. Сначала в рамках компьютерного класса, затем благодаря Федерации Интернет-образования я познакомился с информационными технологиями более подробно. И начал применять их на уроках географии (c презентацией по данной теме можно познакомиться по адресу: www.gym.zelenogorsk.ru/projects/geo.htm ).
Как и в любом производстве, для получения качественного результата нужно иметь качественное сырье. В нашем случае таковым, в первую очередь, является содержание образования. Мы постоянно стремимся улучшить содержание образования, а об ученике стараемся узнать больше и глубже, очень часто наши усилия бывают недостаточны, хотя мы прилагаем все наши силы.
Проблему качества обучения эффективно помогают решить информационные технологии. Давайте посмотрим, что мне, как учителю, дают информационные технологии.
Оперативность информации: только информационные технологии позволяют достаточно быстро получить полную и новую информацию по моей предметной области.
Динамичность хранения. Позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решить проблему наглядности. В последнее время перед учителями географии стоит проблема обеспечения учебного процесса географическими картами. Благодаря информационным технологиям мы любую карту можем, по мере необходимости, с диска компьютера вывести на экран и использовать в учебном процессе.
Коммуникативность (дает возможность организации электронных конференций, проектной деятельности, участию в методических объединениях).
Интерактивность позволяет участвовать в виртуальном методическом объединении учителей географии России.
Эти свойства информационных технологий позволяют мне использовать новые формы в педагогической деятельности:
- Дистанционные проекты, олимпиады. С 2000 года учащиеся нашей гимназии принимают участие в дистанционных проектах по географии: “Живая карта”, “ДООГ-2001”, “ДООГ-2003”. По итогам 2001 года заняли первое место. В этом учебном году — 2 место. Участвуя в дистанционном проекте, учащиеся повышают свой познавательный уровень, возрастает интерес к предмету.
- Электронные учебники. С 2001 года учащиеся нашей гимназии начали работать по электронному учебно – методическому комплексу “География. Наш дом – Земля” для 7-го класса. Работу по учебнику я начинал с группы учащихся, которые помогли мне увидеть преимущества и недостатки данного учебника. Проанализировав ситуацию, я начал проводить уроки для всего класса в кабинете информатики или через цифровой проектор в классе. На сегодняшний день в гимназии по географии ведется работа по электронным учебникам для 6-8-го класса.
- Презентация. Это форма позволяет более наглядно и интересно проводить уроки по географии. Сейчас уже подготовлены презентации по “Природным катастрофам”, “Мировому океану”, “Географической оболочке”, которые могут быть использованы при прохождении тем в 6-7-х классах. Также существует интеграция уроков информатики и географии. Сдавая ряд тем по географии, учащиеся создают свои презентации, которые после защиты поступают в банк данных на сервер и могут быть использованы в учебном процессе.
- Интернет-ресурсы:
а) ресурсы самореализации – сайты школ, учителей, детей;
б) средства массовой информации;
в) ресурсы библиотек.
Эти ресурсы нам необходимы для подготовки детей к НПК, олимпиадам, для проведения уроков. Библиотеки очень часто не располагают литературой (это является проблемой многих малых городов), и получить ее можно, используя только Интернет-ресурсы, тем более у нас в гимназии существует библиотечный медиацентр с выделенной линией Интернета, а также в компьютерных кабинетах, подключенных к локальной сети гимназии.
- Ресурсы дистанционного образования. Я могу повышать свою профессиональную подготовку, участвуя с учащимися в дистанционных проектах и в виртуальном методическом объединении учителей географии России.
Работая в объединении, я получаю методические материалы, имею возможность высказаться по интересующим меня проблемам и получить квалифицированную консультацию.
Однако, применяя информационные технологии на уроке, учителю следует помнить, что:
- на уроке освоения нового материала нужна демонстрационная программа, которая позволит в доступной, яркой, наглядной форме довести до учащихся теоретический материал;
- на уроке закрепления целесообразно использовать программы – контролеры, где учащиеся закрепляют полученные знания и необходимые навыки по данной теме;
- на контрольном уроке - использовать для тщательной проверки большого объема пройденного материала.
Также учитель должен учитывать уровень технических навыков учащихся, планируя темп урока и количество выносимого на занятия материала.
Компьютер – это величайшее достижение современной технологии - должен стать незаменимым помощником учителя. Школа должна готовить конкурентоспособных учеников, готовых свободно ориентироваться в мировом информационном пространстве.
Вашему вниманию предлагается методическая разработка урока географии с использованием информационных технологий (презентацию по данной теме можно посмотреть по адресу: www.gym.zelenogorsk.ru/projects/geo.htm.)
Предметная область: география.
Учебный модуль: литосфера.
Тема урока: “Природные катастрофы”.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок-лекция.
Цель: сформировать отношение к проблеме природных катастроф, происходящих в земной коре.
Педагогические задачи: заинтересовать поставленной проблемой, координировать деятельность учащихся.
Задачи учащихся: получить первоначальное представление о движениях земной коры; познакомиться с процессами вулканизма и землетрясениями; выяснить влияние этих явлений на жизнь и хозяйственную деятельность человека; продолжить формирование коммуникативных умений при работе в группах.
Формы и методы:
- Фронтальная форма работы на основе информационных технологий.
- Групповая форма.
- Индивидуальная форма.
- Интерактивный метод.
Оборудование: Компьютер, видеопроектор, выставка литературы по теме, пластилин, фломастеры, цветные карандаши, бумага формата А4, карточки-задания для групп.
Ход урока
1. Организация класса:
- санитарно-гигиеническое состояние кабинета;
- рабочее место: подготовлено для работы в группах, подобрана выставка литературы по данной теме, подготовлено рабочее место учителя;
- целеполагание: постановка целей на языке учащихся.
На данном этапе урока учащиеся совместно с учителем формулируют задачи урока. Для этого я использую собственное стихотворение о природных катастрофах:
Природа нас предупреждает,
Ругает, как бы невзначай,
И, ничего не замечая, мы покоряем этой рай.
Раскаты, молнии, торнадо,
Обвалы, оползни, вулкан –
Для человека этот фактор
Навечно страшной карой стал.
Ы вздымалась, горбилась планета,
Еще сильней гремел вулкан.
Как реки огненная лава
Алея, смерть с собой несла.
Так было, помните, в Помпее,
А кто-то вспомнит и еще…
Сметая, все сжигая на планете,
Теперь идут несчастья на нее.
Разумно пробовали люди
Описывать явленья, объяснять,
Фактически мы знаем, где, что будет
Ы Но как же это все предотвращать
После того как учащиеся прослушали стихотворение, я прошу их назвать те вопросы, которые им было бы интересно узнать по теме. На основании запроса учащихся формулируются задачи урока. Таким образом мы добиваемся, что учащиеся становятся активными участниками урока, так как все поставленные цели прошли через их сознание, а не навязаны учителем.
2. Изучение нового материала.
Провожу данный этап урока на основе созданной мной мультимедийной презентации. Презентация выводится на экран через цифровой проектор (либо в компьютерном классе может быть выставлена на каждую машину).
Движение земной коры (лекция с привлечением презентации).
Земные недра никогда не бывают спокойны. Под влиянием происходящих в них процессов поверхность планеты деформируется: поднимается и опускается, растягивается и сжимается, покрывается сетью трещин. Колебательные движения поднимают и опускают огромные участки суши и океанов. Движения бывают двух видов: горизонтальные и вертикальные. Давайте познакомимся более подробно с этими процессами.
Горизонтальные движения:
Твердая оболочка Земли – литосфера – состоит из гигантских блоков – литосферных плит. В состав самых крупных из них входят материки и прилегающие части океанов. Литосферные плиты медленно перемещаются в горизонтальном направлении со скоростью нескольких сантиметров в год. В местах раздвижения плит возникли океаны, а материки заняли современное положение, в местах столкновения возникли горы.
Вертикальные движения:
Кроме горизонтальных перемещений, земная кора испытывает медленные вертикальные движения. В своё время ученые обнаружили интересные факты. На Скандинавском полуострове в горах на высоте более трёх тысяч метров нашли окаменевшие раковины моллюсков. Откуда они здесь взялись? Жители Нидерландов вынуждены строить защитные дамбы, потому что море наступает на территорию этой страны, и если бы дамбы не создавали, 2/3 территории этой страны на сегодня было бы затоплено. Это и есть вертикальные движения земной коры. В результате этих движений участки земной коры медленно поднимаются или опускаются относительно друг друга.
Землетрясение.
В результате движения вещества в недрах земли на отдельных участках литосферы накапливается напряжение. Оно может вызвать резкое сотрясение толщ горных пород, от глубины до самой поверхности, – землетрясение.
Как происходит землетрясение?
Для этого обратимся к модели: толчок землетрясения длится всего несколько секунд, а иногда доли секунды. В этот момент происходит мгновенное перемещение земной коры в вертикальном и горизонтальном направлениях. Очаг землетрясения располагается на глубине до 60 км, но бывают и очень глубокие - до 700 км.
Виды землетрясений:
а) Тектонические – происходят в результате движения литосферных плит.
б) Вулканические – при извержении вулканов магма давит на пласты земли. Происходит землетрясение.
в) Оползневые – происходят в результате смещения пластов земной коры.
г) Техногенные – происходят в результате хозяйственной деятельности человека.
Сила землетрясений:
Измеряется в баллах по шкале Рихтера:
1 – 2 балла: ощущаются лишь некоторыми людьми.
3 – 4 балла: начинает звенеть посуда в шкафу, раскачиваются люстры.
5 – 6 баллов: здания получают легкие повреждения, на поверхности возникают трещины.
8 – 9 баллов: здания разрушаются, а провалы и трещины на поверхности могут достигать нескольких метров.
10-12 баллов: называются катастрофическими.Приборы для измерения землетрясений:
Существует целая сеть научных станций, на которых специальные приборы — сейсмографы — ведут наблюдения за земной корой (обратимся к модели сейсмографа).
Вулканы.
Вулканизм – это сложный процесс, при котором магма поднимается из недр земли, прорывает земную поверхность и изливается. Древние римляне верили, что в недрах горы Этна, в Сицилии, находится кузница могучего бога Вулкана. Когда он и его помощники – гигантские циклопы - работают, слышится подземный гул, появляются столбы дыма, огонь.
Строение вулкана (работа по слайду).
Извержение вулкана.
При извержении через кратер на земную поверхность поступают продукты вулканических извержений. Это могут быть газы, вулканический пепел, вулканические бомбы. Магма из очага по жерлу поднимается к земной поверхности. Постепенно она теряет содержащиеся в ней газы. Когда она изливается на поверхность, её называют лавой. Лава потоками течет со скоростью 300 – 500 м в час (иногда может передвигаться быстрее). Температура лавы может достигать 1250 градусов.
Типы вулканов:
а) Гавайский;
б) Пелейский;
в) Везувианский.
3. Корректировка знаний учащихся (обратная связь).
– Итак, ребята, мы с вами прослушали материал о землетрясениях и вулканизме. Что вы узнали для себя, прослушав материал?
Учащиеся отвечают, и учитель может видеть, какие вопросы учащиеся усвоили и на каком уровне. В результате учитель может в дальнейшем видеть и корректировать на данном этапе урока знания учащихся.
4. Закрепление (работа в группах): группы заранее разделены по учебным стилям. Каждой группе соответствует свое определенное задание.
Первая группа. Проанализируйте информацию в предложенной вам литературе. На основе полученной информации предложите свои варианты спасения человечества от землетрясений и извержений вулканов.
Вторая группа. Сделайте из пластилина модель отдельно стоящего вулкана. (Помните, что идеальный вулканический конус образует у подножья угол 30 градусов, а выше к кратеру угол увеличивается до 40 градусов). Подготовьте презентацию “Строение вулкана” для выступления перед классом.
Третья группа. Используя цветные карандаши, фломастеры, бумагу и текст учебника на странице 76, изготовьте наглядное пособие по шкале Рихтера. Презентуйте вашу работу перед классом.
Четвертая группа. На основании анализа текста учебника, страница 84, составьте схему: положительные и отрицательные влияния вулканов и землетрясений на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
5. Выступление от групп.
6. Подведение итогов (соответствие знаний учащихся поставленным цели и задачам): на экран выводятся задачи и цель урока. Итак, ребята, мы с вами заканчиваем работу по данной теме, как вы считаете, достигли мы поставленной цели и задач? Учащиеся рассуждают, обосновывая, достигли или не достигли. В результате учитель может подвести определенный итог и увидеть, насколько спланированный урок отвечал поставленным целям и задачам.
Домашнее задание: написать эссе на тему “Мое отношение к проблеме природных катастроф”.