I. Анализ первоначального состояния правового образования в гимназии № 164.
Преподавание права в гимназии № 164 до 1998 года осуществлялось интегративным путем, т.е. соответствующая тематика была включена в комплексный курс обществоведения. В 68 часов курса “Человек и общество” старшей школы “вмещались” знания по философии, политологии, экономике, социологии, культурологии, правоведению, психологии. Данный подход порождал ряд проблем: во-первых, ученик получал абстрактные, практически не соприкасающиеся с реальной жизнью сведения по общественным наукам из-за элементарного дефицита времени. Во-вторых, традиционный подход к курсу обществоведения вынуждал старшеклассников заучивать многочисленные понятия, либо занять позицию пассивного наблюдателя. В-третьих, краткие и бессистемные сведения о праве в новых условиях общественно-политической и экономической жизни новой России порождали неуверенность, правовой нигилизм, правовую безграмотность, т.е. больше проблем, чем положительных эффектов.
Из вышеперечисленного следовала необходимость изменения содержания и методики обществоведческого школьного курса.
II. Теоретическое обоснование актуальности правового образования.
Правовое образование в силу особенностей своего содержания может стать тем пространством, где будут решены вышеназванные проблемы. “Живое”, практическое право является основой активного отношения ученика к изучаемому предмету. Без оценивания ситуации, умения найти выход из проблемы, спрогнозировать результат, сделать выбор и др. при изучении права не обойтись. Поэтому учащиеся активно включаются в учебный процесс.
Курс права отнюдь не перечеркивает возможность работы по курсу “Человек и общество”. Они вполне в состоянии не только сосуществовать, но и дополнять друг друга, решая тем самым проблему перегрузки учебного материала в обществоведении. Курс права функционирует в тесной связи с самыми различными социальными понятиями: общество, государство, экономическая система, личность, политика и др.
Наконец, правовое образование определяется особенностями той социально- политической ситуации, в которой находится современная Россия: декларирована задача построения правового государства. В новых условиях меняется характер отношений между государством и личностью, возрастает ответственность и самостоятельность личности. То, что в демократических государствах Запада и США с долгой правовой традицией воспитывается самой жизнью, рождается в семье, возникает как бы естественно, у нас должно быть предметом целенаправленного формирования. Все это актуализирует проблему правового образования.
За последние годы в нашем государстве произошли большие изменения в оценке роли и места правового образования. Это проявилось в резком возрастании престижа юридических специальностей, общем росте интереса людей к правовой информации. На уровне государственной политики данная проблема отразилась в целом ряде рекомендательно-методических писем Министерства образования, начиная с 1995 года. С принятием Концепции модернизации образования право было отнесено к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих социализацию учащихся, формирующих основы правовой компетентности, необходимой для жизни в современном обществе.
Исходя из приведенного выше обоснования, преподаватели истории и обществоведения гимназии с 1998 года включились в экспериментальную работу по созданию системы правового образования.
III. Этапы реализации проекта “Правовое образование в гимназии № 164”.
1997 – 1998 учебный год.
Подготовительный этап. Главная задача: самоопределение, подготовка преподавателей. Включившись в проект “Правовое образование в школе” при Российском фонде правовых реформ, преподаватели истории и обществоведения прошли курсы повышения квалификации при РИПКРО, изучили опыт преподавания права в России. Гимназия была объявлена одной из 45 пилотных школ по правовому образованию в Российской Федерации.
1998 – 1999 учебный год.
Начальный этап. Главная задача: включение в эксперимент по апробации новых учебных пособий “Основы правовых знаний” для 8 – 9-х классов, “Право и экономика” для 10 – 11-х классов. Контроль над экспериментом осуществлял РФПР и проект “Правовое образование в школе”.
1999 – 2001 годы.
Основной творческий этап. Главная задача: утверждение концептуальных основ правового образования в гимназии, разработка и накопление дидактического материала. На городском уровне провели семинар, где познакомили участников с целями и ходом эксперимента в гимназии.
2001 – 2003 годы.
Заключительный этап. Главная задача: отслеживание результатов, определение перспектив. Переход к самостоятельному модульному курсу права для 8 – 11-х классов. Формирование модели и принципов правового образования в гимназии
IV. Модель, цель и принципы правового образования в гимназии.
Комплексный правовой курс, рассчитанный на преподавание с 8 по 11 классы, состоит из двух достаточно самостоятельных концентров:
- а) 1 концентр 8 – 9 классы: курс “Основы правовых знаний” рассчитан на 68 часов учебного времени. Является обязательным предметом в учебном плане в рамках основной школы. Главная цель курса: сформировать основы правовой культуры.
- б) концентр 10-11 классы: курс “Право и экономика” рассчитан на 102 часа учебного времени. В учебном плане в рамках полной средней школы курс определяется как предмет по выбору. В условиях индивидуально-ориентированной системы обучения в гимназии старшеклассники получили право индивидуального выбора предмета, углубление знаний по которому считают необходимым. Главная цель курса: формирование правовой компетентности, с которой можно уверенно выходить в самостоятельную дальнейшую жизнь.
Старшеклассники, определившие ценности и приоритеты правового образования, заканчивают курс реферативной, проектной или исследовательской работой по предмету.
Определены основные принципы в преподавании правовых курсов:
- принцип доступности, т.е. “живое”, практическое право, помогающее сделать верный выбор;
- принцип юридической точности (юридический язык как наука), но не юридического догматизма;
- принцип социализации ученика в ходе правового образования, т.е. освоение современной системы социальных ценностей;
- принцип формирования новых способностей ученика, способностей действовать в сфере права.
Определена цель правового образования в гимназии: способствовать становлению гуманистически ориентированной личности, обладающей чувством собственного достоинства, осознающей высокую ценность свободы, граждански активной личности, обладающей юридическими знаниями, необходимыми для интеграции в окружающий мир и успешной реализации жизненных планов.
V. Формирование основ правовой компетентности учащихся в процессе правового образования.
Развитие ученика означает формирование у него новых способностей, т.е. возможность собственных действий в реальных ситуациях. Какие ситуации могут быть решены средствами права, какие способности формируются при изучении права?
Во-первых, развитие особого типа мышления. Каждый отдельный правовой случай требует многомерного рассмотрения. Способность видеть конкретную ситуацию через правовую норму и переносить правовую норму в конкретную ситуацию – способность, которая успешно формируется именно в сфере права.
Во-вторых, развитие особых языковых средств. В сфере права необходима развернутая аргументация, использование особых речевых оборотов, выстраивание сложных логических “цепочек”, особая правовая терминология (пусть в первом приближении).
В-третьих, способность увидеть ситуацию как сложноорганизованную, в которой действуют полноправные участники. Необходимо умение встать на позицию другого, проанализировать ситуацию с различных точек зрения. Таким образом, формируется “Я” собственное относительно “Я” других людей.
Учащиеся приобретают основы правовой компетентности: самостоятельный поиск, применение, анализ правовой информации; составление типовых форм юридических документов; доказательная, юридически обоснованная аргументация собственного мнения; приобретение устойчивых навыков правомерного поведения.
VI. Проблемы и перспективы.
- Курс права то возникал в школьной программе, то исчезал. За ним в сознании учеников не закреплена та обязательность, как, например, за курсом математики. Поэтому необходимы усилия по особой презентации правового курса, для того, чтобы он стал неотъемлемой частью школьного образования.
- Современная модель правового образования не возможна без соответствующего воспитательного контекста. К собственно правовому образованию через учебные курсы необходимо присоединить правовое пространство всей гимназической жизни. Реальным шагом на пути создания правового пространства гимназии может стать практика оформления Гимназического заказа ко всем субъектам гимназического сообщества в договорной форме, которая успешно применяется в гимназии.
В разработке концептуальных основ использованы материалы: проекта “Правовое образование в школе” при РФПР, конференции “Педагогика развития” 2003г.
Урок - практикум по теме "Правоотношения" (8-й класс)
Цель: Анализируя различные правовые ситуации, научиться грамотно пользоваться основными юридическими понятиями по теме "Правоотношения". Перевод жизненных ситуаций на научный юридический язык и обратный процесс - от научных терминов к практическому толкованию.
Педагогические задачи | Задачи для учащихся |
1. Заинтересовать учащихся через
реальные правовые ситуации. 2. В ходе мини-лекции и составления опорного конспекта организовать повторение учащимися основных юридических понятий по изученной теме. 3. Организовать групповую и индивидуальную работу, по необходимости координировать и консультировать учащихся. 4. Обучить учащихся технике анализа правовых ситуаций. |
1. Учиться анализировать правовые
ситуации, грамотно используя юридическую
терминологию. 2. Использовать навыки групповой и индивидуальной работы при решении ситуативных задач. 3. Уметь определять юридические факты, субъекты правоотношений, различать виды правоотношений. 4. Уметь распознавать и анализировать случаи нарушения норм права. |
Формы и методы: мини-лекция, составление опорного конспекта, работа в мини-группах, индивидуальная практическая работа по разным уровням сложности.
Ход урока:
1 этап – Вступительное слово учителя.
Через обращение к эпизоду из рассказа А.П. Чехова “Злоумышленник” о юридической безграмотности Дениса Григорьева задаётся необходимая мотивация. Определяются цели и задачи урока.
2 этап – Мини–лекция.
Учитель, опираясь на наглядную схему, напоминает учащимся основные понятия по теме “Правоотношения”. Наглядная схема представлена в виде плана анализа правовой ситуации.
План анализа правовой ситуации:
2. Юридический состав – наличие нескольких юридических фактов в правовой ситуации.
3. Субъекты правоотношений – участники:
- а) физическое лицо;
- б) юридическое лицо;
- в) РФ;
- г) субъекты РФ;
- д) муниципальные образования и другие.
4. Виды правоотношений:
- а) гражданские;
- б) административные;
- в) трудовые;
- г) уголовные;
- д) гражданско-процессуальные;
- е) уголовно-процессуальные и другие.
5. Имеет ли место правонарушение?
Учащиеся переносят план в тетради, систематизируют и закрепляют ранее изученные понятия. Учитель приводит пример анализа правовой ситуации по данному плану.
3 этап – Работа в мини-группах.
Обсуждение и анализ правовой ситуации, предложенной учителем. Перевод ситуации на юридический язык. Подготовка выступления от группы по плану анализа правовой ситуации.
4 этап – Выступления от групп.
Представитель группы выступает по одному из пунктов плана. При разногласиях между группами определяется истина.
5 этап – Индивидуальная практическая письменная работа.
Учащиеся самостоятельно анализируют правовые ситуации, предложенные учителем, выбрав различный уровень сложности заданий (на “4” или “5”).
Занятие по выбору для учащихся 11-х классов по теме “Проблемы правоохранительной системы современной России”
Цели: Через исследование реальных правовых ситуаций определить существующие проблемы в правоохранительной системе РФ, выявить их исторические и современные причины, обозначить предполагаемые “выходы” из проблем.
Педагогические задачи | Задачи для учащихся |
1.Показать актуальность и значимость
темы. 2.Заинтересовать учащихся через реальные противоречивые ситуации. 3. Организовать индивидуальную и групповую работу учащихся по исследованию источников правовой информации, этапы обсуждения и рефлексии. 4.Обеспечить результат занятий в форме опорного конспекта по обсуждаемой теме. |
1.Учиться работать с юридическими
источниками, анализировать правовую информацию. 2. Научиться формулировать проблемы в противоречивых правовых ситуациях. 3. Уметь использовать приобретенные ранее знания по истории и обществоведению, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать изученные понятия, факты. 4. Самоопределиться в работе мини-группы, принимать различные точки зрения. |
Формы и методы: индивидуальная работа, работа в мини-группах, исследование юридического источника, проблемное обсуждение, составление опорного конспекта.
Ход занятия:
1 этап – Вступительное слово учителя.
Психологическая подзарядка. Актуальность и значимость темы. Определение целей и задач занятия.
2 этап – Индивидуальная работа учащихся.
Изучают предложенные правовые ситуации, определяют свое отношение к ним, делают самостоятельные выводы о возможных причинах и следствиях из правовых ситуаций, фиксируют свои предположения в опорных конспектах.
3 этап – Групповое обсуждение одной из правовых ситуаций.
Изучение статей Конституции РФ, предложенных учителем, соотнесение их с правовой ситуацией. Выстраивание обсуждения по алгоритму: реальная правовая ситуация, выводы, проблемы, исторические причины проблем, современные причины, предполагаемый “выход” из проблем.
4 этап – Выступления от групп.
Обсуждение выступлений. Перенос полученной обобщенной информации в опорный конспект.
5 этап – Заключительный рефлексивный этап.
Достигнута ли цель? Оценивание работы учащихся. Каждый учащийся письменно отвечает на вопросы: Что нового узнал? Что научился делать?
Предлагаемые для обсуждения правовые ситуации.
1. По статистическим данным 30% пострадавших от преступлений в России не обращаются с заявлениями в милицию или прокуратуру (противоречия со статьями Конституции РФ № 1, 2, 7, 21, 22, 23, 52).
2. Президентский указ от 14 июня 1994 года “О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности” установил порядок содержания под стражей лиц, подозреваемых в тяжких преступлениях без предъявления обвинения до тридцати суток (противоречия со статьями Конституции РФ № 1, 2, 4, 15, 16, 22, 80, 90).
3. Правозащитная организация опубликовала данные о неюридических формах дознания в милицейских учреждениях (противоречия со статьями Конституции РФ № 1, 2, 15, 17, 21, 29, 49, 51, 118).