Главный вопрос, который стоит сегодня перед учителем: “Как учить результативно?” На мой взгляд, это помогает сделать технологический подход к обучению.
Технология обучения – это прикладное, практическое продолжение общей дидактики.
Технологии обучения относятся к социальным технологиям, которые отличаются тем, что исходным и конечным результатом в них выступает человек, а основным параметром изменения является одно или несколько его качеств. Социальную технологию нельзя назвать “строго определенным набором точно подобранных процессов”. В социальной технологии огромную роль играет обратная связь. Учитель в ходе организации текущего контроля постоянно выявляет учащихся, у которых возникают трудности с освоением учебного материала, проводит дополнительную работу с ними, подтягивая их до общего уровня.
Технологический подход позволяет сделать процесс обучения максимально управляемым, упорядоченным, так как он предполагает четкость и диагностичность целеполагания, получение обратной связи, коррекцию и поправки.
Ориентация учебного процесса на достижение целей позволяет педагогу-практику концентрировать внимание на главном, определять порядок и перспективы работы, осуществлять ясность и гласность в совместной работе учителя и учеников. Это дает учителю возможность разъяснять учащимся ориентиры в их общеучебной работе, создавать эталоны оценки результатов обучения.
Я работаю по технологии модульного обучения. Модуль выступает здесь как совокупность локальных, системных и функциональных знаний по данной теме, является своеобразным “функциональным узлом” организации процесса обучения. Учебный модуль, как воспроизводимый учебный цикл имеет конструкцию, состоящую из уроков следующего типа: ИНМ(О) – изучение нового материала (основной объем), Т-М – тренинг-минимум, ИНМ(Д) – изучение нового материала (дополнительный объем), РДО – развивающее дифференцированное обучение, ОП – обобщающее повторение, КОН – контроль, КОР – коррекция. Эти типы уроков взяты мной из интегральной технологии. (Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии).
Каждый учебный модуль состоит из разного количества часов от 7 до 15.
Для обучения значимым является не только и не столько деятельность учителя – преподавателя, а деятельность учащегося, сформированность у него определенных качеств. Одно из условий, ведущих к успеху – использование соответствующих форм организации учебного просесса.
На уроках используются интерактивные формы организации учебной деятельности: групповые, коллективные, индивидуальные, которые обеспечивают организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, что позволяет формировать и развивать метапредметные умения и навыки, создает положительную мотивацию учения, обогащает активный словарный запас устной и письменной речи и т.д.
В качестве примера предлагаю технологические карты учебного модуля по теме “Линейная функция” и урока из этой темы, которая, по Казахстанским учебникам нового поколения, проходится в 6-ом классе, а по Российским – в 7-ом.
Технологическая карта темы “Линейная функция”. 13 часов.
Логическая структура курса |
Тип урока |
Форма организации занятий |
Цель |
Контроль |
№1,2 Ц.1 К.1 |
ИНМ(О) |
Лекция, практическая работа |
Ц.1. Создать условия для формирования понятия “линейная функция”, прямая пропорциональность, угловой коэффициент, умение строить график линейной функции, развитие умения кодировать информацию. |
К.1 В форме математического диктанта проверяются изученные понятия и умение строить график линейной функции. |
№3,4 Ц.2 К.2 |
Т-М |
Снежный ком |
Ц.2. Создать условия для формирования умения распознавать линейную функцию, заданную различными способами, строить ее график на стандартном уровне, развивать коммуникативные умения. |
К.2 Умение строить график линейной функции. |
№5 Ц.2 |
Т-М |
Индивидуально групповая работа |
||
№6,7 Ц.3 |
ИНМ(Д) |
Групповая работа НИИ |
Ц.3. Создать условия для осознания влияния углового коэффициента и свободного члена на расположение графиков линейных функций; развития коммуникативных умений и навыков; умений выдвигать гипотезу, делать выводы, обобщать. |
|
№8 Ц.4 |
РДО |
Семинар |
Ц.4. Сформировать умение распознавать взаимное расположение графиков линейных функций, находить точки пересечения графиков функций |
|
№9 Ц.4 |
РДО |
Индивидуально групповая работа |
||
№10 Ц.4 |
РДО |
Игра “Волшебный ларец” |
||
№11 К.3 |
ПК |
Тест |
Промежуточный контроль |
|
№12 Ц.5 |
ОП |
Эстафета |
Ц.5. Обобщить и систематизировать знания по теме. |
|
№13 К.3 |
ИК |
Индивидуальная работа |
Итоговый контроль по теме. |
Технологическая карта урока.
Тема: “Взаимное расположение графиков линейных функций”.
Тип урока: изучение нового материала (дополнительный объем).
Форма организации урока: деловая игра “Научно исследовательский институт”.
Цель урока: создать условия для осознания влияния углового коэффициента и свободного члена на расположение графиков линейных функций; развития коммуникативных умений и навыков; умений выдвигать гипотезу, делать выводы, обобщать.
Средства обучения: карточки-задания группам-лабораториям, таблички – названия лабораторий, кодоскоп, кодопозитив с ключевыми понятиями урока, кодопозитив с выполненным домашним заданием.
№ этапа |
Этап урока |
Задачи этапа |
Содержание деятельности или учебного материала. |
Методы и приемы. |
Формы. |
Время |
1 |
Организационный |
Организовать группы, обеспечить им рабочие места. |
Учитель разбивает класс на 4 группы, обеспечивает каждой группе рабочие места. Учащиеся рассаживаются за свои рабочие столы. |
Этот этап лучше провести до урока. |
||
2 |
Проверка домашнего задания. |
Разобрать вопросы, вызвавшие затруднения. |
На экран проецируется решение домашнего задания. Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют работу друг друга. |
Взаимопроверка. |
Работа в парах постоянного состава. |
5 минут |
3 |
Актуализация опорных знаний. |
Повторить полный систематизированный набор понятий на который учащиеся должны будут опираться в ходе решения учебной задачи. |
Учащимся дается задание составить тезаурус урока. На экран проецируется набор понятий, которые учащиеся должны определить. (См. приложение 1). |
Беседа. |
Фронтальная работа. |
7 минут |
4 |
Постановка учебной задачи. |
Создать условия для осознания и принятия темы учащимися. |
Учащимся предлагается ответить на вопросы не выполняя построения графика: Какой угол образует с положительным направлением оси Ох график функции у=2х+6, у=-3х+6? Что можно сказать о точке пересечения этих графиков? Будут ли пересекаться графики функций у=4х-7 и у=-8х+14? |
Беседа. |
Фронтальная работа. |
5 минут |
5 |
Решение учебной задачи. 1 часть. |
Выяснить, как влияет угловой коэффициент и свободный член на расположение графиков линейных функций. | Каждая лаборатория получает задание (см. приложение 2), выполняет его, делает выводы. |
Практическая работа. |
Групповая работа. |
20 минут |
6 |
Решение учебной задачи. 2 часть. |
Заведующий лабораторией, назначенный учителем, докладывает на заседании Совета института о результатах своей работы и сделанных выводах. |
Комментированный ответ. |
Фронтальная работа. |
Каждому докладчику не более 10 минут (40 мин) |
|
7 |
Подведение итогов групповой работы. |
Обобщить выводы, сделанные учащимися. | Под руководством учителя составляется опорный конспект по теме. (См. рис.1). |
Беседа. |
Фронтальная работа. |
7 минут |
8 |
Подведение итогов урока. |
Оценить работу руководителей лабораторий и групп. | Учащиеся анализируют выступления руководителей групп, дают оценку их докладам, руководители оценивают работу каждого члена группы и выставляют оценку в оценочный лист. (См. приложение 3), отвечают на вопросы поставленные перед началом групповой работы. |
Беседа. |
Фронтальная работа. |
6 минут |
Приложение №1.
Тезаурус урока.
Взаимное расположение прямых –
Линейная функция –
График линейной функции –
Координаты –
Угловой коэффициент линейной функции –
Свободный член –
Положительное направление оси абсцисс –
Приложение №2.
Задания группам – лабораториям.
Лаборатория №1. Роль знака углового коэффициента.
Выяснить, как влияет значение углового коэффициента на расположение графиков линейных функций относительно положительного направления оси абсцисс.
Постройте графики функций
у=2х-3 (k>0) у=-2х-3, (k<0) , у=-5 (k=0)
Сделайте выводы:
Если k>0, то угол наклона, образованный графиком линейной функции с положительным направлением оси абсцисс …
Если k<0, то угол наклона, образованный графиком линейной функции с положительным направлением оси абсцисс …
Если k=0, то …
Лаборатория №2. Угловые коэффициенты функций равны.
Выяснить, как расположены графики линейных функций, если их угловые коэффициенты равны.
В одной системе координат постройте графики функции:
у=2х+3, у=2х-3, у=2х.
Сделайте вывод:
Если угловые коэффициенты линейных функций равны, то их графики расположены … .
Лаборатория №3. Свободные члены линейных функций равны.
Выяснить, как расположены графики линейных функций, если равны их свободные члены.
В одной системе координат постройте графики функции:
у=2х-2, у=1/3х-2, у=-3х-2.
Сделайте вывод:
Если свободные члены линейных функций равны, то их графики ...
Лаборатория №4. Общий случай.
Выяснить, как расположены графики линейных функций, если не равны их угловые коэффициенты и свободные члены.
В одной системе координат постройте графики функции:
у=2х-3, у=0,5х+3, у=-4х+1.
Сделайте вывод:
Если угловые коэффициенты и свободные члены линейной функции не равны, то их графики …
Приложение №3.
Общий оценочный бланк.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Общий групповой балл |
|
Стол “А” |
||||||
Стол “Б” |
||||||
Стол “В” |
||||||
Стол “Г” |
||||||
Стол “Д” |