Технологический подход к обучению на примере темы: "Линейная функция"

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии


Главный вопрос, который стоит сегодня перед учителем: “Как учить результативно?” На мой взгляд, это помогает сделать технологический подход к обучению.

Технология обучения – это прикладное, практическое продолжение общей дидактики.

Технологии обучения относятся к социальным технологиям, которые отличаются тем, что исходным и конечным результатом в них выступает человек, а основным параметром изменения является одно или несколько его качеств. Социальную технологию нельзя назвать “строго определенным набором точно подобранных процессов”. В социальной технологии огромную роль играет обратная связь. Учитель в ходе организации текущего контроля постоянно выявляет учащихся, у которых возникают трудности с освоением учебного материала, проводит дополнительную работу с ними, подтягивая их до общего уровня.

Технологический подход позволяет сделать процесс обучения максимально управляемым, упорядоченным, так как он предполагает четкость и диагностичность целеполагания, получение обратной связи, коррекцию и поправки.

Ориентация учебного процесса на достижение целей позволяет педагогу-практику концентрировать внимание на главном, определять порядок и перспективы работы, осуществлять ясность и гласность в совместной работе учителя и учеников. Это дает учителю возможность разъяснять учащимся ориентиры в их общеучебной работе, создавать эталоны оценки результатов обучения.

Я работаю по технологии модульного обучения. Модуль выступает здесь как совокупность локальных, системных и функциональных знаний по данной теме, является своеобразным “функциональным узлом” организации процесса обучения. Учебный модуль, как воспроизводимый учебный цикл имеет конструкцию, состоящую из уроков следующего типа: ИНМ(О) – изучение нового материала (основной объем), Т-М – тренинг-минимум, ИНМ(Д) – изучение нового материала (дополнительный объем), РДО – развивающее дифференцированное обучение, ОП – обобщающее повторение, КОН – контроль, КОР – коррекция. Эти типы уроков взяты мной из интегральной технологии. (Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии).

Каждый учебный модуль состоит из разного количества часов от 7 до 15.

Для обучения значимым является не только и не столько деятельность учителя – преподавателя, а деятельность учащегося, сформированность у него определенных качеств. Одно из условий, ведущих к успеху – использование соответствующих форм организации учебного просесса.

На уроках используются интерактивные формы организации учебной деятельности: групповые, коллективные, индивидуальные, которые обеспечивают организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, что позволяет формировать и развивать метапредметные умения и навыки, создает положительную мотивацию учения, обогащает активный словарный запас устной и письменной речи и т.д.

В качестве примера предлагаю технологические карты учебного модуля по теме “Линейная функция” и урока из этой темы, которая, по Казахстанским учебникам нового поколения, проходится в 6-ом классе, а по Российским – в 7-ом.

Технологическая карта темы “Линейная функция”. 13 часов.

Логическая структура курса

Тип урока

Форма организации занятий

Цель

Контроль

№1,2

Ц.1

К.1

ИНМ(О)

Лекция, практическая работа

Ц.1. Создать условия для формирования понятия “линейная функция”, прямая пропорциональность, угловой коэффициент, умение строить график линейной функции, развитие умения кодировать информацию.

К.1

В форме математического диктанта проверяются изученные понятия и умение строить график линейной функции.

№3,4

Ц.2

К.2

Т-М

Снежный ком

Ц.2. Создать условия для формирования умения распознавать линейную функцию, заданную различными способами, строить ее график на стандартном уровне, развивать коммуникативные умения.

К.2

Умение строить график линейной функции.

№5

Ц.2

Т-М

Индивидуально групповая работа

 

№6,7

Ц.3

ИНМ(Д)

Групповая работа НИИ

Ц.3. Создать условия для осознания влияния углового коэффициента и свободного члена на расположение графиков линейных функций; развития коммуникативных умений и навыков; умений выдвигать гипотезу, делать выводы, обобщать.

 

№8

Ц.4

РДО

Семинар

Ц.4. Сформировать умение распознавать взаимное расположение графиков линейных функций, находить точки пересечения графиков функций

 

№9

Ц.4

РДО

Индивидуально групповая работа

 

№10

Ц.4

РДО

Игра “Волшебный ларец”

 

№11

К.3

ПК

Тест

 

Промежуточный контроль

№12

Ц.5

ОП

Эстафета

Ц.5. Обобщить и систематизировать знания по теме.

 

№13

К.3

ИК

Индивидуальная работа

 

Итоговый контроль по теме.

Технологическая карта урока.

Тема: “Взаимное расположение графиков линейных функций”.

Тип урока: изучение нового материала (дополнительный объем).

Форма организации урока: деловая игра “Научно исследовательский институт”.

Цель урока: создать условия для осознания влияния углового коэффициента и свободного члена на расположение графиков линейных функций; развития коммуникативных умений и навыков; умений выдвигать гипотезу, делать выводы, обобщать.

Средства обучения: карточки-задания группам-лабораториям, таблички – названия лабораторий, кодоскоп, кодопозитив с ключевыми понятиями урока, кодопозитив с выполненным домашним заданием.

№ этапа

Этап урока

Задачи этапа

Содержание деятельности или учебного материала.

Методы и приемы.

Формы.

Время

1

Организационный

Организовать группы, обеспечить им рабочие места.

Учитель разбивает класс на 4 группы, обеспечивает каждой группе рабочие места. Учащиеся рассаживаются за свои рабочие столы.

   

Этот этап лучше провести до урока.

2

Проверка домашнего задания.

Разобрать вопросы, вызвавшие затруднения.

На экран проецируется решение домашнего задания. Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют работу друг друга.

Взаимопроверка.

Работа в парах постоянного состава.

5 минут

3

Актуализация опорных знаний.

Повторить полный систематизированный набор понятий на который учащиеся должны будут опираться в ходе решения учебной задачи.

Учащимся дается задание составить тезаурус урока. На экран проецируется набор понятий, которые учащиеся должны определить. (См. приложение 1).

Беседа.

Фронтальная работа.

7 минут

4

Постановка учебной задачи.

Создать условия для осознания и принятия темы учащимися.

Учащимся предлагается ответить на вопросы не выполняя построения графика:

Какой угол образует с положительным направлением оси Ох график функции у=2х+6, у=-3х+6? Что можно сказать о точке пересечения этих графиков? Будут ли пересекаться графики функций у=4х-7 и у=-8х+14?

Беседа.

Фронтальная работа.

5 минут

5

Решение учебной задачи. 1 часть.

Выяснить, как влияет угловой коэффициент и свободный член на расположение графиков линейных функций.

Каждая лаборатория получает задание (см. приложение 2), выполняет его, делает выводы.

Практическая работа.

Групповая работа.

20 минут

6

Решение учебной задачи. 2 часть.

 

Заведующий лабораторией, назначенный учителем, докладывает на заседании Совета института о результатах своей работы и сделанных выводах.

Комментированный ответ.

Фронтальная работа.

Каждому докладчику не более 10 минут

(40 мин)

7

Подведение итогов групповой работы.

Обобщить выводы, сделанные учащимися.

Под руководством учителя составляется опорный конспект по теме. (См. рис.1).

Беседа.

Фронтальная работа.

7 минут

8

Подведение итогов урока.

Оценить работу руководителей лабораторий и групп.

Учащиеся анализируют выступления руководителей групп, дают оценку их докладам, руководители оценивают работу каждого члена группы и выставляют оценку в оценочный лист. (См. приложение 3), отвечают на вопросы поставленные перед началом групповой работы.

Беседа.

Фронтальная работа.

6 минут

Рисунок 1 

Приложение №1.

Тезаурус урока.

Взаимное расположение прямых –

Линейная функция –

График линейной функции –

Координаты –

Угловой коэффициент линейной функции –

Свободный член –

Положительное направление оси абсцисс –

Приложение №2.

Задания группам – лабораториям.

Лаборатория №1. Роль знака углового коэффициента.

Выяснить, как влияет значение углового коэффициента на расположение графиков линейных функций относительно положительного направления оси абсцисс.

Постройте графики функций

у=2х-3 (k>0) у=-2х-3, (k<0) , у=-5 (k=0)

Сделайте выводы:

Если k>0, то угол наклона, образованный графиком линейной функции с положительным направлением оси абсцисс …

Если k<0, то угол наклона, образованный графиком линейной функции с положительным направлением оси абсцисс …

Если k=0, то …

Лаборатория №2. Угловые коэффициенты функций равны.

Выяснить, как расположены графики линейных функций, если их угловые коэффициенты равны.

В одной системе координат постройте графики функции:

у=2х+3, у=2х-3, у=2х.

Сделайте вывод:

Если угловые коэффициенты линейных функций равны, то их графики расположены … .

Лаборатория №3. Свободные члены линейных функций равны.

Выяснить, как расположены графики линейных функций, если равны их свободные члены.

В одной системе координат постройте графики функции:

у=2х-2, у=1/3х-2, у=-3х-2.

Сделайте вывод:

Если свободные члены линейных функций равны, то их графики ...

Лаборатория №4. Общий случай.

Выяснить, как расположены графики линейных функций, если не равны их угловые коэффициенты и свободные члены.

В одной системе координат постройте графики функции:

у=2х-3, у=0,5х+3, у=-4х+1.

Сделайте вывод:

Если угловые коэффициенты и свободные члены линейной функции не равны, то их графики …

Приложение №3.

Общий оценочный бланк.

 

А

Б

В

Г

Д

Общий групповой балл

Стол “А”

           

Стол “Б”

           

Стол “В”

           

Стол “Г”

           

Стол “Д”