Да, путь познания не гладок,
Но мы знаем со школьных лет,
Загадок больше, чем разгадок,
И поискам предела нет!
На радужной узрел я оболочке
Бегущие квадратики, кружочки,
Вселенной опрокинутый узор,
И вспыхнуло в мелькании сквозь строчки
Пылающее имя – Пифагор!
Тема урока: “Теорема Пифагора”.
Цели урока:
- усвоение теоремы Пифагора;
- формирование умений применять теорему Пифагора при решении задач разной степени трудности;
- развитие познавательного интереса, логического мышления.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
- Дома вы должны были начертить прямоугольные треугольники по известным катетам, измерить гипотенузу и заполнить таблицу. Давайте проверим, как вы справились.
(Под диктовку учащихся заполняется таблица на доске)
Катет |
Катет |
Гипотенуза |
3 |
4 |
5 |
5 |
12 |
13 |
6 |
8 |
10 |
8 |
15 |
17 |
II. Изучение нового материала.
- Почему сумма катетов больше гипотенузы?
- Останется ли треугольник прямоугольным, если увеличить или уменьшить одну из его сторон?
- Может ли катет быть длиннее гипотенузы?
- Попадает ли каждая отдельная сторона прямоугольного треугольника в полную зависимость от двух других его сторон?
- Сколько надо знать длин отрезков, чтобы построить прямоугольный треугольник?
- Можно ли, зная лишь длину одной стороны, имея лишь один отрезок, построить прямоугольный треугольник?
- Можно ли в прямоугольном треугольнике, зная длины двух сторон, найти третью?
- Сформулируйте утверждение, позволяющее найти гипотенузу, зная длины катетов, в прямоугольном треугольнике.
Историческая справка.
Утверждение, позволяющее найти гипотенузу, зная длины катетов, называется теоремой Пифагора. За 1200 лет до Пифагора в Вавилоне и за 2000 лет в Египте уже было известно соотношение между гипотенузой и катетами в прямоугольном треугольнике, установленное опытным путём на основе измерений. По-видимому, Пифагору удалось доказать это утверждение.
Пифагор родился в 570 г. до н. э. на острове Самос. Про жизнь Пифагора известно очень мало, с его именем связано большое число легенд. Пифагор – один из самых известных ученых, но и самая загадочная личность, человек-символ, философ и пророк.
Пифагору приписывается много замечательных открытий и доказательств: теорема о сумме углов треугольника, геометрические способы решения квадратных уравнений, построение правильного пятиугольника циркулем и линейкой, знаменитая теорема Пифагора и т. д.
Теорема Пифагора. В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
Доказательство. Пусть АВС – данный прямоугольный треугольник с прямым углом С. проведём высоту СD из вершины прямого угла С.
Выразим cos A из прямоугольного треугольника ADC: cos A=AD/AC.
Выразим cos A из прямоугольного треугольника AВC: cos A=AС/AВ.
Приравнивая правые полученных равенств, имеем пропорцию AD/AC=AС/AВ.
По основному свойству пропорции получаем АС2=АD*АВ. Аналогично
выразим cos В из прямоугольного треугольника CDB: cos B=DB/BC.
Выразим cos B из прямоугольного треугольника AВC: cos A=BС/AВ.
Приравнивая правые полученных равенств, имеем пропорцию DB/BC=BС/AВ.
По основному свойству пропорции получаем BС2=DB*АВ.
Складывая полученные равенства почленно и замечая, что AD+DB=AB, получим:
AC2+BC2=AB(AD+DB)=AB2.
Теорема доказана.
III. Закрепление теоремы Пифагора.
Устно:
- Катеты прямоугольного треугольника 6 см и 8 см. Вычислите гипотенузу треугольника.
- Гипотенуза прямоугольного треугольника равна 5 см, а один из катетов 3 см. Определите второй катет.
Решение задач разных уровней сложности.
Первый уровень
1. Найдите стороны ромба, если его диагонали равны 24 см и 18 см.
2. Найдите периметр прямоугольника, одна сторона которого равна 9 см, а диагональ – 15 см.
3. Стороны прямоугольника 8 см и 15 см. Найдите его диагонали.
Второй уровень
1. В равнобокой трапеции основания равны 8 см и 14 см, боковая сторона – 5 см. Найдите высоту трапеции.
2. Высота равнобедренного треугольника равна 20 см, а его основание – 30 см. Найдите боковую сторону данного треугольника.
3 .Сторона равностороннего треугольника равна 18
3 см. Найдите биссектрису
этого треугольника.
Третий уровень
1. Периметр равнобедренного треугольника равен 24 дм, боковая сторона меньше основания на 1.5 дм. Найдите высоту этого треугольника.
2. В окружность, радиус которой равен 17 см, вписан прямоугольник. Найдите стороны этого прямоугольника, если отношение их равно 15:8.
3. На сторонах прямоугольного треугольника АВС построены квадраты, причём S3+S2=1252 см2, а S1= 100 см2. Найдите периметр треугольника АВС.
IV. Итог урока.
V. Домашнее задание:
1. Подготовить сообщение о Пифагоре.
2. Ответить на вопросы викторины “Пифагор”.
- Где и когда родился Пифагор?
- Что лежало в основе религии Пифагора?
- Какие числа называются фигурными? Приведите примеры?
- Назовите длины сторон египетского треугольника? Для чего использовали землемеры этот треугольник?
- Какие треугольники называются пифагоровыми треугольниками?
- Как читается знаменитая теорема Пифагора?
- Как называлась книга, в которой пифагорейцы объединили свои правила поведения?
- “Измеряй свои желания, взвешивай свои мысли, исчисляй свои слова”. Какой смысл вкладывал Пифагор в эти слова?
- Что являлось тайным знаком, по которому пифагорейцы узнавали друг друга?
- Не отрывая карандаш от бумаги, начертите пентаграмму.
- Найдите среднее арифметическое, среднее геометрическое, среднее гармоническое чисел 1 и 9.
- К какому открытию в математике подошел Пифагор, рассматривая длину гипотенузы прямоугольного треугольника АВС с катетами длиной по 1 см.
- Что связывает имя Пифагора и олимпийские игры?
- Какие названия имела теорема Пифагора в древности, Средние века?
- Какие числа Пифагор называл счастливыми, а какие – несчастливыми. Какая традиция, связанная с этим, сохранилась и сегодня?
3. Доказать теорему Пифагора другим способом.