Воля как качество личности, определяющее успешность адаптации подростков 14—17 лет к современным условиям

Разделы: Школьная психологическая служба


Воля является важнейшим качеством личности человека. Трудно найти родителя или учителя, который бы не стремился воспитать эти качества у своих детей. Все хотят видеть своих воспитанников волевыми, настойчивыми, целеустремленными. Именно эти качества делают человека свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности. Именно они позволяют ставить цели и добиваться намеченного. Можно полагать, что становление воли является одной из главных линий развития личности ребенка.

В этом солидарны практически все классики отечественной психологии. Так, согласно Л.С. Выготскому, развитие личности есть становление способности владеть собой и своими психическими процессами. Д.Б. Эльконин неоднократно указывал на то, что формирование личностного поведения – это возникновение произвольных действий и поступков. А.Н. Леонтьев полагал, что формирование воли и произвольности имеет кардинальное, решающее значение для развития личности ребенка. Л.И. Божович также подчеркивала, что проблема воли и произвольности является центральной для формирования личности.

Однако, несмотря на несомненную значимость данной темы для практики воспитания детей, понятие воли до сегодняшнего дня остается неопределенным. С одной стороны это развитие познавательных процессов, с другой - формирование потребностно-мотивационной сферы ребенка. В результате, задача, поставленная еще Л.С. Выготским, - определить своеобразные стадии или ступени, через которые проходит становление свободы воли ребенка, - остается до сих пор нерешенной.

Научная неразработанность этой проблемы отражается и на практике воспитания детей. Единодушно признавая значение формирования воли в процессе становления личности, начиная с раннего детства, педагоги не располагают какими-либо научно обоснованными приемами, методами формирования этих качеств. Большинство имеющихся на сегодняшний день методических рекомендаций ограничиваются лишь советами: воспитывать волю и целеустремленность, учить владеть собой, сдерживать непосредственные желания, формировать способность преодолевать препятствия. Эти советы, безусловно, справедливы, но они не дают конкретных приемов формирования воли ребенка и общей стратегии воспитания этих важнейших качеств личности. В результате воспитательная работа, направленная на развитие воли и произвольности, сводится к таким же призывам или даже требованиям, адресованным детям: не бояться трудностей, доводить дело до конца, сдерживать свои желания и пр.[4]

Очевидно, что без понимания психологических основ формирования волевых качеств, последовательная реализация процесса их развития происходит во многом интуитивно или “по образцу”. Несомненно, что в такой ситуации велика вероятность ошибки, и вместо процесса воспитания воли, можно получить процесс ее подавления. В силу всего вышесказанного, выделение психологического содержания понятия “воля” необходимо не только для научного исследования, но и для понимания того, что развивается и в каком направлении происходит это развитие. Очевидно, что развитые формы проявления волевых качеств не появляются внезапно и не даются ребенку в готовом виде, а подготавливаются всем ходом развития человека, что базовые психологические основания для них закладываются уже в ранних возрастах. Каковы же эти основания?

Для ответа на этот непростой вопрос необходимо рассмотреть основные подходы к определению воли. Анализ психологической литературы, посвященной проблеме развития воли, позволяет выделить два основных подхода к определению сущности этих понятий. Первый из них рассматривает волю в контексте проблемы сознания, второй - в контексте проблемы мотивации.[5]

Воля и осознанность

В подавляющем большинстве подходов к определению понятия “воля” в качестве основной характеристики выделяется осознанность или сознательность. Еще в 1912 году в учебнике для студентов Оксфордского университета можно найти указание на то, что “разница между произвольным и непроизвольным движением заключается в том, что непроизвольное движение наступает безо всякого осознания, предшествующего данному движению; движение же волевое возникает только после того, как представление о нем возникает в сознании субъекта”. Утверждение о том, что сознательность или осознанность является основной характеристикой волевого и произвольного поведения содержится практически во всех классических определениях.

Сознательному, волевому действию противостоит действие вынужденное, навязанное, независимое от самого субъекта. К таким действиям можно отнести многочисленные органические реакции, условные и безусловные рефлексы, стереотипы, установки, т.е. все действия, источник которых не зависит напрямую от сознания субъекта. Этот источник может находится как внутри организма (нарушения нервной системы, эндокринологические нарушения), так и вне его (внушающие воздействия других людей, ситуативные воздействия и пр.). Но во всех случаях эти действия являются вынужденными, независимыми от самого субъекта и не требующими участия сознания. Действия по сильному непосредственному побуждению тоже, как правило, бывают неосознанными, а потому непроизвольными.[1]

Однако, как блестяще показал Л.С. Выготский, в процессе своего развития “личность человека преодолевает характерное для животных приоритетное регулирование поведения внешними стимулами или актуальными потребностями-инстинктами. Это преодоление осуществляется в процессе развития сознания”. Осознавая свое поведение, человек приобретает способность строить его произвольно, независимо от власти ситуации или своей “внутренней природы”[3]. Поведение человека по своей природе свободно, и свободу ему дает именно осознанность и произвольность.

Воля и мотивация

Другим, не менее распространенным подходом к определению сущности воли и произвольности на сегодняшний день является их рассмотрение в контексте потребностно-мотивационной сферы. Понятие “воля” возникло в рамках проблемы порождения действия. Функция побуждения, инициации действия традиционно принадлежит мотивации, и потому воля и мотивация неразрывно связаны между собой.

Одним из первых стал исследовать причинно-следственные связи между мотивацией и волей Р. Декарт. В вышедшей в 1950 году его книге “Страсти души” автор определяет волю как “способность души формировать желания и определять побуждения к любому действию, которое нельзя объяснить на основе рефлекторного принципа”.

Такое же понимание воли разделял Т. Гоббс. В двухтомнике избранных произведений, который был выпущен в Москве в 1964 году, можно найти следующие строки: “Представляется, что воля есть не что иное, как желание, достаточно сильное, чтобы вызвать действие, которое не является автоматическим... Следовательно, воля - это желание, которое сильнее всего в данный момент”.

И именно здесь представляется интересным привести результаты исследования, которое было проведено десятиклассницами нашего лицея   Дарьей Комаровой и Ириной Лугачевой  в 2000 году в рамках областного проекта “Твоя карьерная стратегия”. Целью исследования было выявление факторов, влияющих на формирование жизненной и карьерной стратегии старшеклассников. В исследовании приняло участие 52 старшеклассника.

Обращают на себя внимание некоторые возникшие в процессе опроса противоречия:

  • подавляющее большинство ребят (70%) по шкале “горизонтальная карьера”, которая обозначает расширение рамок своих профессиональных возможностей (от выполнения самых простых профессиональных действий до создания собственных творческих работ, которые не имеют аналогов в городе, стране, мире), выбирают высокий балл - от 7 до 10; но на вопрос “Какие критерии значимы для тебя при выборе профессии?”, только 8% из числа принявших участие в опросе старшеклассников выбрали “возможность открывать, изобретать новое”;
  • по шкале “вертикальная карьера”, которая обозначает продвижение по служебной лестнице от простого служащего до управленца самого высокого уровня (директор огромного предприятия, руководитель властных структур, руководитель крупнейших научных центров), 80% из числа старшеклассников выбрали высокий балл- от 7 до 10, но на вопрос “Как ты думаешь, что из перечисленного ты сможешь иметь в будущем?”, только 28% выбрали "иметь высокую должность на работе";
  • такие ценности как “ответственность” и “трудолюбие” заняли последние места в ценностной структуре опрашиваемых старшеклассников, хотя подавляющее большинство ребят (80%) очень хотят и с высокой степенью уверенности предполагают действительно иметь высокую зарплату, хорошую собственную квартиру, машину (именно эти показатели, с точки зрения старшеклассников, являются признаками благополучия и успешности); самыми важными ценностями для сегодняшних старшеклассников являются: свобода, наличие хороших и верных друзей;
  • заметна значительная разница между высоким уровнем притязаний и уровнем сегодняшних достижений старшеклассников:
    • 60% из числа принявших участие в опросе старшеклассников учатся удовлетворительно;
    • большинство - 72% не участвуют активно в общественной жизни класса, школы, потому что просто не хотят;
    • в интеллектуальных видах деятельности, таких как олимпиады, научные конференции, интеллектуальные конкурсы, принимали участие только 19% из числа опрашиваемых учащихся.

Возникает вопрос, почему, имея достаточно сильное желание добиться высокого положения в обществе, иметь высокий уровень материальной обеспеченности, нынешние старшеклассники ничего не делают или делают очень мало для того, чтобы их желания действительно стали реальностью? Совершенно очевидно, что данные желания “не вызывают действий”. Несомненно, что данный вопрос потребовал глубокого осмысления и ответа. Ответ был найден в работах Л.И. Божович. Сущность волевого поведения автор видит в том, что человек оказывается способным подчинить свое поведение только сознательно поставленным целям. Л.И. Божович вводит понятие “произвольной мотивации”. Под произвольной мотивацией понимается “побудительная сила сознания, которая позволяет человеку руководствоваться сознательно поставленными перед собой целями и действовать в соответствии с ними, побеждая свои сиюминутные, импульсивные, непроизвольные стремления и желания”. В данном подходе к определению понятия “воля” выступают совместно аффективный и когнитивный процессы. Для того, чтобы желание “вызывало действие”, необходим анализ ситуации, возможных поступков, учет последствий. “В этом внутреннем плане и совершается перестройка мотивационной сферы субъекта в направлении такой ее иерархизации, при которой ведущим, доминирующим становится побуждение, идущее от сознательно поставленной цели”[2].

Основываясь на данных выводах и возвращаясь к результатам исследования, можно предположить, что самыми главными побудительными мотивами для сегодняшних старшеклассников являются свобода, наличие хороших и верных друзей, а такие мотивы, как “высокий уровень материальной обеспеченности” или “высокий социальный статус” декларируются потому, что именно они признаются социумом, как наиболее важные и значимые. Мотивы жизненной успешности и благополучия, которые у большинства старшеклассников связаны в первую очередь с деньгами, хорошей квартирой, машиной не являются сознательно поставленными целями, не имеют высокой побудительной силы и соответственно не “вызывают действие”. Этим, вероятнее всего, объясняются и явные противоречия в полученных ответах.

Совершенно очевидно, что нынешние старшеклассники имеют смутное представление (или не имеют его вовсе) о том, как сложно добиться каких-либо высоких карьерных показателей, как много сил, времени потребуется для того, чтобы завоевать карьерные “высоты”, какие огромные вложения труда, упорства, ответственности требуются для того, чтобы построить свою жизненную и карьерную стратегию.

Мне, как психологу, работающему в общеобразовательном учебном заведении, кажется, что основная причина такой неготовности старшеклассников к жизненной реальности, которая встретит их сразу за таким этапом жизни, как последний звонок и выпускной бал, состоит в том, что содержательная составляющая школьных программ не отвечает требованиям современной жизни и не дает необходимых навыков адаптации к нынешним сложным социально-экономическим условиям. В связи с этим, я и моя коллега Калашникова С.А. разработали и внедрили программу “Социально-позитивная адаптация молодежи к современным социально-экономическим условиям”.

Целью программы является психологическая подготовка молодых людей 14-17 лет к жизнедеятельности в постоянно меняющихся социально-экономических условиях.

Задачи:

  • способность волевой регуляции собственного поведения через сознательное создание участником программы условий для овладения средствами самостоятельного анализа идеальной и реальной моделей отношения к жизни;
  • сознательное моделирование личностью конкретных жизненных ситуаций, обобщение моделируемых, прогнозируемых ситуаций в цельную стратегию жизни;
  • включение в реальные процессы в качестве активно действующего лица; ценностно-смысловой анализ отношений, действий, поступков других людей, включенных в ситуацию значимой деятельности.

Программа предусматривает использование интенсивных методов овладения учебным материалом: деловые, сюжетно-ролевые, организационные игры, тренинги, видеотренинги и практические занятия. Эти методы позволяют в сравнительно короткие сроки решить задачи первичного "научения", создавать мотивацию к овладению новыми знаниями.

Наиболее эффективный режим работы - полное погружение участников программы в процесс обучения на 4 дня по 8 учебных часов в день на первой ступени и на 4 дня по 8 учебных часов на второй ступени. Общее число участников на каждой ступени может колебаться в пределах от 20 до 40 человек

Структурно программа включает в себя две ступени, которые могут быть реализованы как в комплексе, так и автономно.

Целью первой ступени является осознание реального потенциала своих способностей, создание мотивации на целенаправленное развитие личности, умение прогнозировать последствия собственных действий и готовность брать на себя ответственность за принятые решения.

Условием перехода участника на вторую ступень является его желание продолжить обучение в более жестких обучающих ситуациях, моделирующих рыночный социум или желание испытать себя в лидерской позиции.

Принципом работы на второй ступени является постепенный отход от обучения в логике самопознания к сознательному применению знаний и навыков, полученных на первой ступени. Обучающий процесс на второй ступени программы осуществляется в условиях конкурентного взаимодействия между ее участниками. Учитывается существование различных социальных мотивов участников программы, но основной акцент ставится на мотив максимизации общего выигрыша и максимизации относительного выигрыша. Вместе с тем, успех деятельности определяется не только достижением конкретно поставленных целей, но и решением задач развития личности.

Целью второй ступени является формирование психологической установки на готовность осуществлять самостоятельные действия как продуманные и просчитанные в проблемных ситуациях взаимодействия; на необходимость рефлексии этих действий, особенно в ситуации неудачи; а также установки на максимизацию общего выигрыша в ситуациях конкурентного взаимодействия.

Опыт реализации программы показывает, что она обеспечивает целенаправленное формирование следующих способностей:

  • прогнозировать свое развитие в рамках заданной социально-позитивной цели;
  • презентовать обществу свою деятельность и цели, как социально-полезные;
  • мотивировать других лиц на поддержку и участие в реализации собственных целей;
  • готовность брать на себя ответственность за принятые решения и их последствия;
  • предотвращать и преодолевать состояние “обученной беспомощности” за счет адаптации и включения получаемых знаний в практическую деятельность;
  • уметь конкурировать, что обеспечивается развитием своего собственного потенциала в профессиональной деятельности;
  • воспринимать деятельность государства как определенным образом действующую систему, имеющую свои специфические средства воздействия на индивида как элемента этой системы.

По результатам работы на первой ступени было проведено научное исследование под руководством доктора психологических наук профессора Томского Государственного Университета Кабрина В.И. Для исследования применялись следующие методики: диагностики стиля межличностных отношений Т. Лири, метод описания поведения К. Томаса, методика исследования уровня субъективного контроля Дж. Роттера, методика ценностных ориентаций М. Рокича. Методики были представлены респондентам дважды: до начала обучения по программе и после окончания обучения. Математическая обработка данных показала высокую степень достоверности полученных результатов и высокую корреляцию между исследуемыми факторами (t-критерий Стьюдента, коэффициент корреляции Пирсона для дихотомических данных). Проведенные исследования показывают:

  • представление респондентов о своем “я-идеальном” становится более осознанным и адекватным;
  • самыми предпочитаемыми стратегиями поведения становятся сотрудничество и компромисс;
  • повышается уровень субъективного контроля до уровня интернальности, что означает понимание того, что большинство важных событий жизни – результат собственных действий личности;
  • более значимыми становятся интраперсональные ценности (осознанно принятые личностью ценности), что позволяет предположить повышение уровня ответственности, независимости, творческого отношения к действительности.

Предполагается, что по результатам двух ступеней программы ее участники будут показывать различные уровни достижений:

  • наибольших успехов в самоизменении и саморазвитии достигают те, кто, преодолевая комплекс подростковой пассивности, включаются в реальные, неигровые отношения со сверстниками, а также со специалистами, ведущими занятия;
  • те, кто оказывается способным на ситуативное проявление эффективного лидерского поведения в интеллектуальной, организационной или эмоционально-личностной сферах;
  • те, для кого участие в программе состоит как правило не во внешней, а во внутренней рефлексивной активности, приводящей к внутреннему перелому: осуществляется переход от детской позиции “бегство от ответственности” за свой личностный и социальный выбор, к осознанию жесткой необходимости самостоятельно принимать решения в сложных ситуациях и готовности нести за них ответственность.

Основные тематические блоки первой ступени:

  • Первым и очень важным блоком является мотивационная лекция. Именно здесь определяется объем знаний, которые получат участники и каждому предлагается ответить для себе на вопросы: “Зачем я сюда пришел?”, “Нужно ли мне это?”, “Готов ли я работать в предложенном режиме?”. Никто не застрахован от ошибок. Ошибаться и искать правильные ответы - значит идти вперед.
  • Следующим блоком являются “Барьеры общения”. Можно ли научиться “читать общение”? Из чего состоит поток человеческого общения? Каждый день приносит нам новые встречи, но одни люди становятся друзьями, близкими, любимыми, а другие даже не оставляют воспоминаний о себе. Почему так происходит? Можно ли “читать общение”, а главное - управлять этим процессом?
  • Захватывающий тематический блок - манипуляции. На манипулятивное воздействие откликается каждый из нас и этот процесс трудно отслеживать. Каждый из нас сам часто манипулирует другими, порой даже не осознавая этого. На манипуляциях построена вся наша жизнь. Какова природа манипуляций? Можно ли отслеживать манипуляции и защищаться от них?
  • Программа конструирования будущего. Основой блока является умение находить баланс между тем, “что я хочу” и тем, “что я могу”. Как правильно определить цель? Как разбить цель на этапы и отслеживать продвижение по пути к достижению цели? Какими могут быть цели и как их достигать?
  • Принципам группового взаимодействия в программе уделяется особое внимание. Как подобрать команду единомышленников, способную решать поставленные задачи? Как наиболее эффективно самому работать в такой команде? В совместной деятельности, как правило, используется несколько типичных стратегий поведения ее участников по отношению друг к другу. Знаем ли мы эти стратегии и умеем ли их правильно применять?
  • Тренинги по достижению адекватности самооценки занимают свое важное место в программе. Чем более адекватна самооценка, тем более продуманы действия, более реально осознание трудностей и большая способность преодолевать эти трудности. Насколько реально мы соотносим свои потребности со своими возможностями?

Основные тематические блоки второй ступени:

  • Деловое общение. Деловое общение как определенный тип ролевого взаимодействия наряду с общением в семье и стандартизованным общением, а также как инструмент решения профессиональных задач. Оно предусматривает анализ партнера по деловому взаимодействию (структура самосознания, эмоционально-поведенческое реагирование, язык тела), технологию общения лидера в группе, создание деловых команд. В процессе тренинговых занятий демонстрируется принципиальная невозможность получить максимальный выигрыш при использовании манипулятивных средств воздействия.
  • Дискуссионный блок. Направлен на выработку навыков участия и ведения дискуссии. Раскрывает приемы “мозгового штурма”, понятие стратегий принятия решений в дискуссии, условия перерастания спора в конфликт. Обучает технологиям активного слушания собеседника, способам самокоррекции, ведения дискуссии, проведения брифинга, приемам интервьюирования, нейтрализации уловок в споре, противостояния давлению, защиты от манипуляций, работы с аудиторией, публичного выступления.
  • Конфликтология. Раскрываются типы, источники, структура, стадии разрешения конфликтов, а также проблемы конфликтов в управленческой деятельности. Блок обучает организации конструктивного взаимодействия, эффективной коммуникации в процессе разрешения конфликтов, приемам оптимального общения (активное слушание, риторические приемы, Я-ВАС подавание, невербальные методы общения). Вырабатывает в процессе ролевых игр умение использовать переговоры, посредничество как средство разрешения конфликтов. Отрабатывает в режиме тренинга умение анализировать ситуации конфликта и предупреждать его возникновение.
  • Технологии саморегуляции. Показываются приемы релаксации, навыки саморегуляции в постстрессовом состоянии.
  • Технология карьеры. Происходит совместный поиск ответов на вопросы:
  • Как правильно выбрать профессию, определить, какая карьера подходит Вам?
  • Как подготовить себя к этой карьере?
  • Где и как искать подходящую работу?
  • Как “подать себя” потенциальному работодателю?
  • Что нужно сделать, чтобы из многих претендентов на должность выбрали именно Вас?
  • Как закрепиться на новой работе и превратить ее в очередную ступеньку в восхождении по лестнице карьеры?

Все тематические блоки программы ориентированы на обеспечение выхода личности в автономную сферу развития и профессиональной деятельности через самостоятельное определение формы и средств дальнейшего саморазвития, что является неотъемлемой чертой успешного человека. В ходе занятий по программе учащиеся начинают серьезнее относиться к собственному профессиональному самоопределению, понимают, что необходимо соотносить свои желания со способностями и с запросами социума, осознают, что их жизненное благополучие зависит от благополучия людей, живущих с ними рядом, в одном доме, в одном городе, в одной стране.

Список литературы

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. Москва:“Аспект Пресс”. 1996.
  2. Божович Л.И. Что такое воля?// Семья и школа. 1981. №1.
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Москва:“Педагогика”. 1982-1984 гг.
  4. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем возрасте. Москва. НПО “Модек”. 1998.
  5. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. Москва:“Владос”. 1995.