Занятие № 1. Тема: Относительные прилагательные.
Цели: формировать навыки словообразования. Упражнять в образовании относительных прилагательных, развивать зрительную, слуховую память. Воспитывать навыки самоконтроля.
Оборудование: пакетики с крупами, сухофруктами, вермишелью; предметные картинки, игрушка или картинка с изображением Карлсона, мяч.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед спрашивает детей, знают ли они сказку про Карлсона и просит изобразить сердитого, грустного, веселого Карлсона. Логопед показывает игрушку Карлсона и говорит, что он прилетел к ним на занятие.
2. Педагог говорит детям, что сегодня мы будем говорить о том, что очень любит Карлсон, что можно приготовить ему из продуктов.
3. Дидактическая игра “Угадай, что в пакете”.
У детей на столах маленькие полиэтиленовые пакетики, в которых различные крупы, лапша, кисель, сухофрукты. Дети на ощупь определяют, что находится в пакете, затем рассказывают, что можно приготовить из этих продуктов. ( Кашу гречневую, рисовую, ячневую, перловую; вермишелевый суп; фруктовый кисель; яблочный, грушевый, абрикосовый компот.)
4. Дидактическая игра “Найди лишнюю картинку”
На панно выставлены картинки, на которых нарисованы продукты питания и другие предметы. Дети должны сказать, из чего нельзя приготовить кушанье и убрать лишнюю картинку. Игра повторяется 2-3 раза.
5. Физминутка. “Полеты с Карлсоном”.
Дети бегают по группе, выполняя круговые движения руками, как пропеллером.
6. Дидактическая игра “Назови одним словом”.
Дети стоят в кругу. Логопед объясняет, что тот, кому бросят мяч, должен ответить одним словом. Педагог бросает мяч и произносит словосочетания:
- напиток из брусники – брусничный,
- пирог с яблоками – яблочный,
- кисель с клубникой – клубничный,
- сок из слив – сливовый,
- варенье из груш – грушевое,
- запеканка из творога – творожная,
- сок из яблок – яблочный.
7. Составление предложений по предметным картинкам.
У детей на столах предметные картинки на которых нарисованы фрукты, овощи, продукты питания. Логопед предлагает придумать “вкусные” предложения для Карлсона.
8. Письмо от Карлсона.
Логопед достает письмо и говорит, что Карлсон допустил много ошибок. Он просит детей исправить ошибки:
- Мама купила яблока сок (яблочный сок).
- Миша съел клубника мороженое (клубничное мороженое).
- Бабушка сварила вишня варенье (вишневое варенье).
- Папа купил липа мед (липовый мед).
9. Итог занятия.
Оценка деятельности детей. Карлсон угощает детей сладостями, прощается и улетает.
Занятие №2. Тема: Притяжательные прилагательные.
Цель: образовывать притяжательные прилагательные от существительных. Развивать память, мышление. Воспитывать умение понимать и выполнять инструкцию логопеда.
Оборудование: предметные картинки с изображением диких животных, макет леса, мяч, картинка лешего.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Логоритмическое упражнение: при помощи левой руки дети загибают пальцы правой руки, начиная с большого:
Сидит белка на тележке
Продает она орешки:
Лисичке – сестричке,
Воробью, волчишке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Логопед спрашивает, про кого говорится в потешке, кто лишний.
3. На столе логопеда макет леса (елочки, деревья). Логопед говорит о том, что в лесу беда. Маленький леший по имени Лешик, учился колдовать и перепутал у животных все части тела. Логопед говорит детям, что животные просят вас исправить ошибки, и навести порядок в лесу.
3. Логопед показывает из-за ширмы часть тела и просит назвать: чей хвост, чья голова, чьи рога? Если ребенок ответил правильно, педагог показывает игрушку и говорит ребенку, что он помог животному найти свою часть тела.
4. Дидактическая игра “Чьи следы?”
Логопед показывает картинку, на которой нарисованы следы животных и говорит, что Лешик не знает, чьи следы, просит помочь ему. Педагог показывает и спрашивает: “Чьи следы?” (Лисьи, заячьи, волчьи, медвежьи и т.д.).
5. Физминутка. Игра с мячом.
Педагог бросает мяч детям и просит назвать часть тела того животного, которое укажет логопед:
- у медведя голова -…медвежья,
- у белки уши - беличьи,
- у волка хвост - волчий,
- у лисы лапы - лисьи,
- у оленя рога - оленьи и т.д.
6. Дидактическая игра “Назови части тела”
На столах у детей предметные картинки с изображением диких животных. Дети называют все части тела животного. (Лисья голова, лисий хвост, лисья морда и т.д.)
7. Дидактическая игра “Угадай чьи шаги”.
Логопед производит определенные звуки, создавая образ зверей, и просит угадать чьи шаги дети слышат. (Медвежьи, заячьи, оленьи и т.д.)
8. Итог занятия.
Оценка деятельности детей. Лешик раздает детям поощрительные орешки.
Занятие № 3. Тема: Дифференциация предлогов НА и ПОД.
Цели: учить детей выделять и называть предлоги НА и ПОД в предложениях, загадках, по двум опорным картинкам. Развивать память, внимание. Воспитывать умение слушать ответы
Оборудование: куклы, игрушки, сюжетные картинки, карточки-схемы, фишки.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед говорит детям, что они будут заводными игрушками (кукла шагает, мишка танцует, неваляшка качается, колобок катится).
2. Педагог показывает детям куклу – Машу – растеряшу. В краткой беседе выясняет – почему ее так называют. Логопед предлагает детям найти вещи Маши – растеряши и читает стихотворение. Дети повторяют его, четко выделяя предлоги, ищут вещи:
И на стуле нет,
И под стулом нет, на кровати нет,
Под кроватью нет
Вот какая Маша,
Маша – растеряша.
Дети находят Машины вещи и рассказывают где их нашли.
Составление предложений по демонстрируемым действиям.
Логопед выполняет действия с игрушками. Дети составляют предложения:
- Мяч лежит на столе.
- Мяч закатился под стол.
- Маша сидит на кровати.
- Ежик залез под шкаф и т.д.
4. Физминутка “Уберем комнату”.
Дети имитируют движения во время уборки комнаты.
5. Отгадывание загадок.
Логопед говорит, что Маша – растеряша не может отгадать загадки, она просит, чтобы ребята помогли ей и назвали предлоги, которые спрятались в загадках.
а) Лежала под елками подушечка с иголками
Лежала, лежала, да и побежала. (Еж).
б) На воде ушко, под водою брюшко. (Айсберг).
в) И на горке, и под горкой. Под березой и под елкой
Хороводами и в ряд в шляпках молодцы стоят. (Грибы).
г) На сучках висят шары, посинели от жары.(Сливы).
6. Составление предложений по карточкам.
На карточках наклеены две картинки, дети составляют предложения с предлогами НА и ПОД.
7. Дидактическая игра “Исправим Машины ошибки”.
Логопед говорит, что Маша – растеряша опаздывает и пропускает уроки, поэтому она пишет с ошибками. Логопед предлагает исправить ошибки:
Миша сел ПОД скамейку.
Петух взлетел ПОД забор.
Мячик закатился НА шкаф.
Птичка сидит ПОД веткой.
8. Итог занятия. Оценка деятельности детей. Логопед говорит, что Маша увидела порядок на столах детей и хочет быть похожей на ребят, а дети будут называть ее просто Машей. Маша благодарит детей, раздает поощрительные фишки.
Занятие №4. Тема: Предлоги В, ИЗ.
Цели: закреплять умение употреблять правильно предлоги “В”, “ИЗ”, продолжать учить составлять предложения с включением заданного предлога. Развивать слуховое внимание, память. Воспитывать навык самоконтроля.
Оборудование: схемы предлогов, карточка с изображением двух предметов, сюжетные картинки, Фея, фишки.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед предлагает сесть тем, кто вспомнит где живут: Фея, рыцари, Баба-Яга, девочка Маша. (В замке, в крепости, в избушке, в доме.)
2. Логопед говорит о том, что на занятие прилетела Фея. У нее в замке коротких слов случилась беда. Злой Колдун похитил короткие слова-предлоги. Жители замка не могут без них читать и писать. Логопед предлагает помочь вернуть короткие слова жителям замка. Но для этого мы должны вспомнить задания Злого Колдуна.
3. Дидактическая игра “Выполни правильно”.
Логопед показывает схемы предлогов “В”, “ИЗ”. Дети располагают предметы (мяч и ящик, закладка и книга, карандаш и альбом, кубик и коробка, книга в столе, стакан и ложечка, пирамидка и коробка) по отношению друг к другу.
4. Дидактическая игра “Покажи карточку”.
Логопед ставит на доску схемы предлогов “В”, “ИЗ”. У детей картинки, на которых изображено по два предмета с различным пространственным расположением. Дети помещают свою картинку под соответствующей схемой предлога.
5. Дидактическая игра “Скажи наоборот”
Логопед называет предложения и просит детей сказать наоборот:
- Маша положила кубик В коробку. – Маша вынула кубик ИЗ коробки.
- Мальчик налил вода В стакан. – Мальчик вылил воду ИЗ стакана.
- Девочка положила ручку В пенал. - Девочка вынула ручку ИЗ пенала.
- Мышка залезла В норку. – Мышка вылезла ИЗ норки.
- Птичка села В гнездо. – Птичка вылетела ИЗ гнезда.
6. Физминутка.
В банке чистая вода. (Руками изображают банку).
Пустим рыбок мы туда. (Рыбка плывет).
В лес пошли Кирилл, Иринка. (Ходьба по кругу).
А у них в руках корзинка. ( В руках показывают корзину).
Логопед читает стихотворение, дети выполняют соответствующие движения. После выполнения действий логопед спрашивает о том, какое короткое слово услышали дети.
7. Составление предложений по сюжетным картинкам. На доске выставлены схемы предлогов “В”, “ИЗ”. На столах у детей сюжетные картинки. Дети составляют предложения, используя предлоги. Дети проговаривают предложения, голосом выделяя предлоги, и ставят картинки к соответствующей схеме.
8. Дидактическая игра “Исправь ошибки Злого Колдуна”.
Логопед показывает конверт и рассказывает детям, что пришло письмо от Колдуна. Читает письмо: “…Моем волшебном лесу много зверей и птиц. Белка живет…дупле, волк...логове, лиса...норе, мышка…норке, сова…дупле. Когда наступает утро, они выходят, вылетают…своих домиков. Белка…дупла, волк…логова, мышка…норки, лиса…норы, сова…дупла”. Логопед говорит о том, что в письме пропущены короткие слова-предлоги, предлагает детям исправит ошибки Злого Колдуна.
9. Итог занятия.
Логопед говорит, что дети выполнили все задания Злого Колдуна. Фея сможет собрать короткие слова в свой замок. Фея благодарит детей за помощь, раздает поощрительные фишки.