Для того чтобы проверка знаний и умений выполняла свои функции, чтобы по её результатам можно было судить, насколько достижения учащихся соответствуют требованиям , она должна быть регулярной, объективной и всесторонней.
Многие опытные учителя стремятся как можно чаще проверять знания учащихся, в идеале это нужно делать каждый урок. Однако на практике это делать непросто. Проверка знаний требует времени, как на составление, подбор заданий, так и некоторого времени урока. Оперативность проверки, её результаты существенно влияют на учебный процесс. В.Ф. Шаталов решил эту проблему с помощью ежеурочных опорных конспектов, разнообразных способов контроля знаний с помощью них. Вариации шаталовского метода можно проследить и у Луппова Г.Д., Шеймана В.М. и др.
Школьная пятибальная отметка не устраивает учителей , она превратилась практически в трёхбальную. Недаром идут поиски более гибкой шкалы оценок: десятибальной, стобальной…
Я хочу поделиться опытом использования в своей работе рейтинговой системы оценки деятельности учащихся на уроке. Всё началось с изучения и внедрения элементов модульно-рейтинговой системы обучения (МРСО) при изучении некоторых разделов физики. Некоторые темы изучались на основе МРСО. Для получения рейтинга за модуль необходимо получать информацию об усвоении учебного материала на различных этапах изучения темы, так называемый текущий контроль. Oн может проводиться различными способами : это и воспроизведение ОК, и ответы устные по ОК, взаимоопрос, выполнение тестов, практических работ, самостоятельных работ, диктантов, уроков практикумов. И на финише модуля зачет в его разных формах. В ходе текущего учета знаний сложно было выводить рейтинговую оценку, “пятерки”, “четверки” неодинаковые, они не отражают истинные знания являются средними баллами. Ведь учителя устно комментируя результаты проверок, пользуются оценками “5 с минусом”, “5”, “5 с плюсом”. Для рейтинговой оценки знаний вводится балльная оценка при проверке текущего контроля.
В процессе поиска пришел к рейтинговой оценке урока. При планировании урока каждый этап его оценивается максимальным баллом. Оценка этапа в баллах должна соответствовать его значимости в плане урока, соответствовать главной цели и задаче урока. Приведу пример бальной оценке этапов урока.
1. Явка на урок, готовность к уроку – 1 б (балл)
2. Самоорганизация учебной деятельности – 3 б
3. Домашнее задание – 4 б
4. Самост. работа (тест, взаимоопрос и т.д.) – 10 б
5. Изучение новой темы – 3 б
6.Экспресс-контроль – 2 б
7. За активность и смекалку – 2 б
ВСЕГО ЗА УРОК –25 б
10% от 25 б » 3 б
25% от 25 б » 6 б
51% от 25 б » 13 б
Таким образом “5” ставится за набранные 22–25 б
“4” 19–21 б
“3” 13–20 б
“2” 6–12 б
“1” 0–5 б
На каждом уроке такого типа включаю пункт “самоорганизация учебной деятельности”. Ученикам разъясняю, что он означает: это внимательное и вдумчивое выслушивание объяснения учителя, быстрое включение в работу, переключение внимания, т.е. это умение учиться. И, если оправдываясь, ученики часто говорят, что им на уроке снизили отметку “за поведение”, то убавление баллов за этот пункт признается справедливым и не оспаривается. На таких уроках не делается замечаний, а просто сообщается, что “ Иванову вычитается балл за пункт “2”, а это в конечном счёте может повлиять на оценку за весь урок. Это элемент педагогики сотрудничества. Выставление баллов за этот пункт проводится при подведении итогов урока. Если ученик опоздал на урок, на уроке отвлекался и мешал товарищам, был пассивен, то и этом случае он может претендовать на “4”, т.к. недополучит 6 баллов.
Суммировать баллы каждого ученика на уроке – это потеря времени драгоценного для учителя. Я это делаю так: на отдельном листе или в плане урока изображаю парты класса , делю их пополам-это место каждого ученика. По ходу урока ставлю “минусы” в поле, занимаемое данным учеником. Затем визуально легко подсчитать число “минусов”–это число потерянных за урок баллов. “Рис.1”
Набрано: Потеряно Отметка 24–27 б 0–3 б “5” 20–23 б 4–7 б “4” 15–19 б 8–12б “3” 0–15 б 12–27б “2”
Некоторые этапы урока оцениваются учащимися в ходе взаимоопроса, взаимопроверки, т.е. необходимо сотрудничество учителя с учащимися. Учащихся надо учить объективной оценке знаний товарищей. На начальных этапах обучения я время от времени проверяю объективность оценки следующим способом. После взаимопроверки учащиеся сообщают полученные друг другом баллы, а я выставляю их в свой журнал. Затем с помощью игрального кубика определяю номер ряда и номер парты, учащиеся которой идут к доске и подвергаются перепроверке.
Если ответы их соответствуют выставленным ими друг другу баллам, то и весь класс получает оценки, выставленные учащимися друг другу. Если же ответы были хуже, тем самым выявилась необъективность оценки, то всему классу снижается на столько же баллов оценка этапа, как и этим учащимся. После однократного применения этого приёма пропадает охота лукавить учащимся класса.
Уроки с рейтинговой системой оценки знаний учащихся хорошо сопрягаются с любыми типами уроков и с технологией деятельностного подхода. Уроки получаются мобильными, ёмкими, проходят в атмосфере взаимопонимания и взаимоуважения между учителем и учащимися, т. е. в духе истинного сотрудничества
Эту систему можно использовать при проведении уроков любого типа. Урок нужно разбивать на этапы и указывать оценку урока в баллах. Можно выводить общую оценку и за 2–3 урока.
В качестве иллюстрации привожу один из проведенных мною уроков.
Тема урока:Последовательное соединение проводников. 8 класс
Цель урока: раскрыть взаимозависимость силы тока, напряжения, и сопротивления цепи при последовательном соединении проводников.
Продолжить формирование умений применять закон Ома для расчёта сопротивления проводников; собирать электрические цепи, измерять силу тока и напряжение на различных участках цепи, правильно изображать и читать схемы соединений элементов цепи.
Развивающие цели: развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты эксперимента; умения пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач.
Оборудование урока:
а) демонстрационное: источник тока, реостат, амперметр, вольтметр набор резисторов, провода соединительные;
б) лабораторное: источник питания, спирали-резисторы (2шт), амперметр, вольтметр, реостат, 6 проводов – (15 комплектов).
План урока:
I. Орг. момент (приветствие, информация о теме урока, цели урока, рейтинговой оценки урока)
явка на урок, готовность 1 б (баллов)
домашнее задание 6 б
тест 5 б
выполнение эксперимента, выводов 5 б
ответы на вопросы творческого задания 6 б
самоорганизация учебной деятельности 2 б
активность на уроке 2 б
ИТОГО 27 б“5”– 24–27 б,
“4”– 20–23 б,
“3”– 15–19 бII. Проверка домашнего задания упр, №22 (взаимопроверка)
а) информация о том, во сколько баллов оцениваются задания упр№22
1) 1 б,
2) 3 б,
3) 1 б,
4) 1 бб) сбор информации
Устный тест:
Проверяется тест способом, описанным В.Ф.Шаталовым. Читается вопрос, ученики опускают головы и прикрывают глаза. После команды учителя “три-четыре” поднимают руку, число выпрямленных пальцев соответствует номеру выбранного ответа. После каждого вопроса учитель делает пометки на листе учета баллов.
1. Какой формулой записывается закон Ома для участка цепи:
- Запишите тему урока: “Последовательное соединение проводников”
- Соберите электрическую цепь из двух резисторов, реостата, амперметра, источника электрического тока.
- Подсоедините к вольтметру провода со штеккерными наконечниками
- Зарисуйте схему собранной цепи в тетрадь
- Измерьте силу электрического тока, запишите значение силы тока.
- Измерьте напряжения на R1 и R2, запишите значения напряжений.
- Измерьте напряжение на вместе взятых обоих резисторах, запишите его значение.
- Сравните значения U1, U2 и U. Сделайте вывод.
- Рассчитайте значения R1, R2 ,и R. Сделайте вывод.
- Рассчитайте отношение U1/U2 и R1/R2. Сделайте вывод.
- Откройте учебники, найдите §48. Сравните ваши выводы с тем, что написано в учебнике
- Прочтите вслух эти места из учебника (читает один из учеников).
- Учитель подводит итоги этапа урока. Сообщает о баллах, выставленных каждому ученику за этот этап урока.
1) R=U/I
2) I=U/R
3) U=I· R
2. Сопротивление проводника вычисляется по формуле:
1) R=r l/s
2) R=r s/l
3) R=ls/r
3. Если лампочку, имеющую сопротивление 10 Ом, подключить к источнику , напряжение которого 5В, то сила тока в лампочке будет равна:
1) 2А
2) 50А
3) 0,5А
4. Если проводник сопротивлением 12 Ом разрезать на три равные части, то сопротивление одной части будет равно:
1) 36 Ом
2) 4 Ом
3) 6 Ом
5. Если ползунок реостата переместить вправо, то накал лампочки:
1) уменьшится
2) увеличится
3) не изменится
III. Введение в тему урока:
Повторить:
а) как включается в цепь амперметр и вольтметр?
б) как рассчитать сопротивление проводника?
в) измерения каких величин нужно для этого
проделать?
IV Изучение новой темы:
V. Включить ёлочную гирлянду, обрамляющую классную доску по периметру.
Какое соединение лампочек используется в гирлянде?
Как рассчитать сопротивление всей гирлянды? (R=nRл).
Как рассчитать напряжение, под которым находится каждая лампочка? (Uл=U/n).
Записать в тетрадь полученные выводы.
VI. Творческое задание
Приготовлено на транспаранте к графопроектору.
1. Как с помощью вольтметра нихромовый проводник разделить на три равные части? ( На демонстрационном столе собрана соответствующая установка) Оценивается в 3балла
2. Объясните как работает реостат в роли регулятора напряжения? Оценивается в 3 балла.
В приведённых заданиях учащиеся должны догадаться, что
U1/U2=R1/R2=l1/l2
VII. Экспресс-опрос.(приготовленные кодопозитивы с вопросами проецируются через графопроектор).Проверяется тем же способом, как и в начале урока.
1. Rобщ=?
1) 16 Ом 2) 6 Ом 3) 8 Ом
2. U1=2В, U2=?
1) 8 Ом 2) 10 Ом 3) 16 Ом
3. Uобщ=10В, I2=?
1) 1,25А 2) 1А 3) 5А
VIII. Домашнее задание: §48,упр.24
IX. Подведение итогов урока, подсчёт и информация о баллах, полученных учениками за все этапы урока, перевод баллов в школьные отметки.