Интегрированный курс "Экология и математика"

Разделы: Математика


Можно ли представить себе учителя, который хотел бы плохо учить детей? Нельзя! Просто невозможно. Любому из нас, казалось бы, известно: пришедших в школу малышей приохотить к учению – к умению думать, слушать, точно и по делу говорить, читать и писать, заниматься гимнастикой. Желательно, чтобы учебный процесс был увлекательным, интенсивным, доброжелательным.
Я разработала интегрированные уроки на тему “ Математика и экология” и “Математика и природоведение” и веду как факультатив. Привожу примеры некоторых уроков.
Уроки математики и природоведения можно интегрировать по разным темам. Благодатный материал можно использовать на экскурсиях, особенно заочных, т. е. проводимых в классе.
Например, экскурсия на реку. Часть экскурсии проходила на берегу реки, а потом в классе решали задачи о рыбах. Вот одна из них.

В 1497 году поймана щука весом 8 пудов 30 фунтов и более 8 аршин в длину. (Кстати, ученые не подтверждают эти данные, так как по официальным данным максимальный вес щуки – 65 кг).
Нужно узнать массу щуки в кг и см, если пуд - 16 кг 380 г, фунт – 410 г, а аршин – 71 см.

После экскурсии в хвойный лес на уроках математики считаем, сколько лет может прожить ель, какой высоты достигает, сколько лет может прожить одна хвоинка. (Фрагмент урока)

Тема: закрепление знания таблицы умножения и деления.

Цели: закрепить знания таблицы умножения и деления, воспитывать бережное отношение к природе, расширять кругозор учащихся.

Оборудование: фотографии с изображением клеста, дятла, белки, зайца, карточки с заданием по математике.

ХОД УРОКА

У. Сегодня мы с вами узнаем, какую пользу приносит замечательное дерево – ель. Это одно из самых теневыносливых деревьев. Растет чаще всего на влажной глинистой почве. Хвоя у ели самая темная по цвету среди хвойных деревьев, короткая, жесткая, сидит на ветвях по одиночке, но очень тесно, поэтому ель дает густую тень. Сосчитаем, какой высоты может быть елка?

2 · 6 + 15 =27;
20 – 81: 9 = 11;
58 – 7· 8 = 2.

У. Найдем сумму полученных ответов.

Дети находят сумму и получают 40.

У. Правильно. Ель достигает в высоту 30 – 40 м, а в диаметре бывает до 1 м.
Корни у ели широко разрастаются в стороны, но расположены неглубоко, поэтому еловые деревья легко валит ветер. Цветет ель в мае. Зрелые шишки продолговатой формы, на деревьях висят вниз.
Узнаем, сколько лет может прожить ель?

25 : 5 · 60 = 300 лет.

Ель может прожить и больше, чем 300 лет.
Иногда считают, что хвоя ели не опадает. Обратите внимание на землю под елью. Она сплошь покрыта хвоей. Это значит, что хвоя опадает, но не вся сразу и не каждый год. Вычислим, сколько лет может жить одна хвоинка?

От 5 · 8 : 10 · 6 : 3 – 7 = до 7 лет.

На доске – схема.

Давайте расскажем по схеме, какую пользу для народного хозяйства приносит ель, если ее срубить.

Дети рассматривают схему и рассказывают.

У. Вот оказывается, какое это полезное дерево для человека. Но мы елочку рубить не будем, и нам за это многие спасибо скажут. Отгадайте загадки.

У него нет берлоги, не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги, а от голода кора.

Д. Это заяц. Елка ему служит укрытием от врагов и от метели.

У. Кто на ветке шишки грыз и бросал огрызки вниз.
Кто по веткам ловко скачет, кто в дупле орехи прячет?

Д. Это белка, она питается семенами шишек ели.

У. Еще загадка. Среди леса кузнецы куют.

Д. Это дятлы. Они тоже питаются семенами ели.

У. Но есть одна очень интересная птица, которая зимой выводит птенцов в ветвях ели. Узнаем, как ее зовут. Для этого сосчитаем примеры и подставим букву.

63 : 63 = 28 : 4 · 9 = 5 · 0 + 9 = 60 : 6 + 13 = 6 · 9 + 17 =
1 – к 63 – л 9 - е 23 - с 71 - т

Ребята считают и получают слово клест.

У. Ребята, а кто может рассказать что-нибудь о клесте.

Ученики рассказывают, что клест небольшая птичка, немного крупнее воробья, ярко окрашенная птичка, встречается в еловых лесах.

У. Узнаем длину тела. Решим уравнение.

x : 5 = 4

Дети решают уравнение и получают 20 см.

У. Клестов легко обнаружить по отрывочному, но очень звучному крику, который всегда издают, перелетая с дерева на дерево или кормясь на вершинах елей семенами шишек. Клюв клеста приспособлен для добычи семян из шишек хвойных деревьев. Клест необычен еще и тем, что после смерти его тело сохраняется очень долго. Узнайте, сколько лет может сохраниться тело клеста после смерти?

Д. От 15 : 5 · 10 : 6 · 4 = до 20 лет.

У. Почему так долго может сохраниться?

Если дети не могут объяснить, то учитель говорит, что питаясь смолистыми семенами хвойных деревьев, тела пропитываются смолой и после смерти долгое время не подвергаются гниению.

У. А теперь послушайте, о какой беде идет речь в загадке.

Жду я вас в любой день и час.
К вам сама приду только раз в году:
На свою беду, а вам на радость!

Дети отвечают, что это елка, которую срубили и привезли из леса.

У. Наряженная елка впервые на территории России засветилась огоньками в 1852 году в Петербурге. Сколько лет прошло с тех пор?

Д. 2003 – 1852 = 151 год.

У. Все вы хорошо знаете песню “В лесу родилась елочка”. Слова к песне написала Р. Кудашева, музыку – Л. Бекман и Е. Бекман-Щербина. Узнаем, в каком году написана песня. Для этого напишем арифметический диктант.

  1. Результат, получаемый при делении числа на это самое число.
  2. Частное, получаемое при делении числа 90 на 10.
  3. На это число нельзя делить.
  4. Произведение единицы и трех.

№1

№2

№3

№4

1 9 0 3

У. Песня написана 17 октября 1903 года. Сколько лет прошло с тех пор?

Д. 2003 – 1903 = 100 лет

У. Как можно поступить, чтобы не рубить елку?

Д. Можно составить разные композиции, при этом использовать только маленькие еловые веточки.

На этом уроке ребята могут читать стихи о новогодней елке.

А вот фрагмент урока на тему “Действия с многозначными числами”:

Устный счет ( запись только ответов)

У. Узнаем, какие виды медведей обитают в нашей стране? Вместо точек подставим полученные числа (повторение нахождения слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого).

*  + 300 = 380

400 + * = 405

100 – * =12

* – 30 = 6

13 + * = 40

б

е

л

ы

й

 

900 – * = 806

800 – 795 = *

* – 84 = 6

81 + * = 90

* + 14 = 50

47 – * = 20

ч

е

р

н

ы

й

 

20 + * = 100

* + 24 = 76

* – 55 = 35

* – 6 = 30

3 + * = 30

б

у

р

ы

27

 

б – 80 е – 5 л – 88 ы – 36 й – 27 у – 52 н – 9 ч – 94 р – 90

Работа над многозначными числами.

У. Зимой медведи спят. Если медведю не удалось уснуть или его разбудили, то он превращается в опасного зверя. Узнаем, как называют такого зверя.

Решаем примеры в столбик.

2450 + 312 = 2762 а
18509 + 7207 = 25716 у
39007 – 5198 = 33809 н
40086 – 38894 = 1192 ш
10067 – 4658 = 5409 т

У. Подчеркните количество тысяч в каждом ответе. Выпишите в строчку ответы в порядке возрастания, подставьте буквы.

5 1 33 25 2 1 2 5 25 33
т ш н у а ш а т у н

К таким урокам дети сами подбирают дополнительный материал, стихи, загадки, стараются сами составлять задачи.

Фрагмент урока на тему “Рыбы Псковской области или рекорды Водяного”. (Урок составлен на основе местного материала.)

Цели: расширить знания детей о рыбах Псковской области, познакомить с самыми большими рыбами разных видов, пойманных в Псковской области.

Оборудование: рисунки и фотографии с изображением рыб.

ХОД УРОКА

Проверка задания.

Ученики загадывают загадки о рыбах, которые подбирали дома.

  • Под мостиком виляет хвостиком.
  • Есть язык - не говорит, крылья есть, а не летает.
  • С хвостом, а не зверь, крылья есть – а не птица.
  • У родителей и деток вся одежда из монеток.
  • Рот есть, а не говорит, глаза есть, а не мигает.
  • Крылья есть, а не летает. Ног нет, да не догонишь.

Знакомство с видами и величиной рыб.

У. Решаем задачи.

В 1991 году в Чудском озере выловили окуня. Узнаем размеры и массу этого окуня. Для этого выполним следующие задания.

У. Заменим крупными единицами.

Д. 1819 г = 1 кг 819 г

У. Обычно вес окуня не превышает 1 – 1, 2 кг и длины 30 – 35 см. А теперь – загадка. Драчун и забияка, живет в воде, кости на спине, щука не проглотит.

Д. Это ерш.

У. Задача. Узнайте массу ерша, если она составляет одну десятую часть от кг.

Д. 1 кг = 1000 г 1000 : 10 = 100 г.

У. Вычислим длину ершей, встречающихся в озерах, богатых кормом. Найдите закономерность записи ряда запишите следующее число.

48, 38, 30, 24, 20 …

Д. 18 (сначала уменьшили на 10, потом на 8, на 6, на 4, на 2).

У. Правильно, 18 см может быть длина ершей. Послушайте загадку. Не, человек, не зверь, а с усами.

Д. Это сом, самый крупный рыбий разбойник.

У. В. 1998 году на реке Великой поймали сома. Узнаем его массу, для этого решим уравнение : 150 – х = 102

Д. 150 – х = 102
x = 150 – 102
x = 48

У. Правильно, его вес 48 кг. Длина его – 22 дм. Заменим другими единицами.

Д. 22 дм = 220 см;
22 дм = 2 м 2 дм;
22 дм = 2 м 20 см.

У. Однажды зимой выловили сома 80 кг. Ему по “зубам” даже водоплавающая птица. А в деревне Крупп обнаружили леща весом 11 кг 200 кг и длиной 67 см. Заменим более мелкими единицами.

Д. 11 кг 200 г = 112000 г 67 см = 6 см 7 мм

Ученики рассказывают о рыбах, которые водятся в озерах Псковской области и составляют о них задачи, а затем решают их.

У. В озерах и реках стало меньше рыбы, подумайте, почему?

Д. Рыбу часто ловят сетями или глушат взрывчатыми веществами во время нереста, поэтому рыбы становится все меньше и меньше. Большой вред причиняют рыбным запасам сточные воды предприятий.

А этот урок составлен после проведения урока по природоведению на тему “Животный мир степей”.

Тема: Дрофа.

Цели: расширить знания детей о самой крупной птице – дрофе, закрепить арифметические вычисления.

Оборудование: фотографии с изображением дрофы.

ХОД УРОКА

Сообщение темы урока.

Сегодня мы поговорим о самой большой птице нашей Родины. Узнаем название. Для этого решим примеры.

57 : 3 =

63 : 21 =

81 : 3 =

75 : 5 =

29 · 2 =

27 – а

3 – о

58 – д

19 – ф

15 – р

Дети решают примеры, подставляют буквы, составляют слово – дрофа.

У. Напоминаю, что дрофы живут в степной полосе. Питаются дрофы семенами злаков. Трав. Молодых всходов дикого лука. Насекомыми, лягушками. Дрофы часто ходят пешком. Это очень тяжелая птица . Узнаем массу .

Дети решают примеры.

Масса дрофы от 16 кг до 20 кг.

У. Дрофа ведет наземный образ жизни, неутомима в ходьбе, помогают ей в этом мозолистые подушечки на внутренней стороне пальцев. Узнаем размах крыльев дрофы. Из каждой строки и каждого столбца выбрать по 1 числу и найти произведение.

10 5 25
2 1 5
6 3 15

10 · 1 · 15 = 150 см
6 · 1 · 25 = 150 см

Дети считают и получают 150 м.

У. Заменим другими единицами.

Д. 150см = 1 м 50 см.

У. Летом в жару после утренней кормежки дрофы отправляются на водопой. А потом отдыхают в тени. Так как у них нет потовых желез, то им трудно в жару. Чтобы охладиться, они ложатся на землю, расправив крылья, усиленно дышат, раскрыв клюв. Во время дождя сильно намокают, так как нет жировой смазки. Особенно плохо во время осенних дождей, когда мокрые перья леденеют и птицы становятся беспомощными.
В  XIX веке на территории нашей страны дроф было много. Распашка целинных земель привела к сокращению дроф, но они приспособились к новым условиям.
Гнездо устраивают прямо на земле. Откладывают 2–3 яйца. Насиживают яйца около месяца. О птенцах заботится только мать. Она их кормит, защищает. В конце лета подросший молодняк со взрослыми кочует по степи. Дрофы охраняются как редкие птицы. Для увеличения численности этих птиц созданы специальные заказники.

Такие уроки провожу раз в неделю. Детей чаще интересуют животные и растения, которые не встречаются в нашей местности.