Биологическое образование содержит в себе огромный эстетический потенциал прежде всего потому что учащиеся познают здесь многообразный мир природы. Природа воспета и в многочисленных произведениях искусства: живописи, поэзии, музыке все это является богатейшим подспорьем для меня в приобщении учащихся к красоте на своих уроках.
Незаменимым в этом отношении является живое общение с природой. В своей работе я использую экскурсии (6 кл. “Многообразие растений. Осенние явления в жизни растений. 8 кл. “Приспособленность растений, животных к совместному обитанию в природном сообществе”), походы. Уроки на природе. На пришкольном участке (7 кл. “Капуста ценный овощная культура”, 6 кл. “Виды корней. Типы корневых систем”), практические работы (6 кл. “Уход за комнатными растениями”, 7 кл. “Осенние работы на пришкольном участке”). В трудовой деятельности подчеркиваю красоту процесса труда, его результатов и тех отношений, которые возникают в ходе трудовой коллективной деятельности. В окружающем мире детям раскрываю его красоту в формах…
Перед собой ставлю цель: научить детей не просто видеть и слышать, но и смотреть.
Тема:
“Семенное размножение”.
“Цветок – орган семенного размножения.
Строение цветка”
Задачи:
- Изучить особенности строения и многообразия цветков.
- Призывать практические умения и навыки по распознанию и охране.
- Показать эстетическое значение цветов для человека.
- Познакомить учащихся с творчеством П. И. Чайковского.
Оборудование:
- Живые цветы (примула, пеларгония, вишня, ива, ольха и др.).
- Фиксированные цветки вишни, яблоки, черемухи, кукурузы.
- Модели цветов.
- Таблицы, лупы, лабораторное оборудование.
Тип урока: изучение нового материала.
Методические рекомендации: перед изучением нового материала учитель говорит о значении изучаемой темы и задачах урока. В беседе внимание учащихся обращается на наличие у растений подготовительного периода, когда вегетативными органами откладываются в запас питательные вещества, необходимые для цветения и плодоношения. Повторяются знания об однолетних, двулетних и многолетних растениях и выясняется время массового цветения растений для данной местности. Можно прочитать строки из поэмы В.Солоухина:
Вы проходите мимо цветка?
Наклонитесь, поглядите на чудо,
Которое видеть вы раньше нигде не могли.
Он умеет такое, что никто на земле не умеет.
Из одной и той же чёрного цвета земли
Он то красный, то синий, то сиреневый, то золотой!
…Давайте пройдёмся медленно по лугу
И “здравствуй” скажем каждому цветку.
Я должен над цветками наклониться
Не для того, чтобы рвать или срезать.
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
(Самед Вургун)
Затем учащиеся называют основные части цветка и показывают их модели.
Учитель обращает внимание на особенности околоцветника и главных частей цветка.
Лабораторная работа. “Строение цветка”
- Рассмотрите цветок вишни под лупой. Найдите цветоножку, цветоложе, околоцветник и главные части цветка.
- Расчлените цветок, найдите и посчитайте число чашелистиков, лепестков, тычинок.
- Какой околоцветник у данного цветка – простой или двойной? Какая чашечка – раздольнолистная или сростнолистная? Венчик свободнолепестный или сростнолепестный?
- Рассмотрите под лупой строение тычинок. Найдите пыльник и тычиночную нить. В пыльнике множество мельчайших пыльцовых зерен.
- В центре цветка виден пестик. Рассмотрите его строение под лупой. Разрежте завязь поперек, рассмотрите под лупой, найдите семяпочку. Что формируется из семяпочки? Почему тычинки и пестик являются главными частями цветка?
- Зарисуйте части цветка и подпишите их названия.
После изучения цветка вишни учитель предлагает рассмотреть цветки картофеля, примулы или других растений, сравнить их с цветками вишни и выяснить особенности строения околоцветника.
Уточнить понятия “свободнолепестный” и “сростнолепестный”. Формируются понятия об однополых и о бесполых цветках. На примере цветков кукурузы рассматривается строение раздельнополых цветков.
При изучении разнообразия цветков очень важно обратить внимание на их красоту – неисчерпаемый источник вдохновения и радости для человека.
Загадки о цветах
1.
С первых дней в апреле из дубовой прели выглянул цветочек: синенький глазочек, зеленая одежда, луковая ножка. (Пролеска)
2.
Встали в ряд богатыри
Верно службу служат,
Голова у них внутри
Борода – снаружи.
(Кукуруза)
3. П.И. Чайковский. Время года. Апрель. Подснежник. Учащимся предлагается отгадать время года и цветок, которому посвящается музыка.
4.
Нам каждому весенняя природа дорога.
Ручьями распускаются холодные снега.
От снега очищается и хвоя и валежник,
И первым появляется в проталине …
(Подснежник)
5.
В траве густой он выглядит нарядно,
Но с полей, как сорняк, он изгнан беспощадно.
Головка голубая и длинный листок
И кто ж его не знает? – это …
(Василек)
6.
Знакомая с детства каждому их белая рубашка
С середкой ярко-желтой. Что за цветок…
(Ромашка)
7.
Прекрасная красавица! Боится лишь мороза.
В букете всем нам нравится. Какой цветок?
(Роза)
Предусмотреть в домашнем задании изготовление наглядного пособия по цветку. Провести конкурс на лучшее наглядное пособие.
Урок 1. Семейство злаков
Цель: Познакомить учащихся с семейством злаков, с важнейшими зерновыми культурами – пшеницей, рисом, кукурузой и др.
Оборудование: Рельефная таблица “Зерновка пшеницы”, таблица “Семейство злаковых. Пшеница”, модель цветка пшеницы.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
Урок можно начать с демонстрации репродукции картин А.К. Саврасова “Рожь”, Л. Фатеева “Хлеба созрели”.
В полях созрел ячмень
Он радует меня.
Брожу я целый день
По волнам ячменя.
Смеется мне июль,
Кивают мне поля
И облако, как тюль,
И солнце жнет поля.
(Игорь Северянин)
Зреет рожь под жаркой нивой
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы…
(А. Фет)
На колосе пшеницы,
На усиках овса
В лучах зари искрится
Прозрачная роса.
Стоят хлеба густые,
Не сжатые пока.
В них волны золотые
Бегут от ветерка …
(В. Давыдов)
Загадки
Вырос в поле дом,
Полон дом зерном.
Стены позолочены,
Ставни заколочены
Ходит дом ходуном
На стволе золотом.
(Колос)
Не море, не река, а волнуется.
(Кукурузное поле)
Встали в ряд богатыри
Верно службу служат,
Головы у них внутри,
Борода снаружи.
(Кукуруза)
Как вы уже поняли из стихов и загадок, сегодня на уроке мы познакомимся с новым семейством злаков и представителями этого семейства – пшеницей, рожью, ячменем, кукурузой, рисом.
Дома вы повторяли § 11, 22, 41, 48. На основе ваших знаний и материала § 72 ответьте на вопрос:
К какому типу относится корневая система злаковых? (Мочковатая). Какой стебель у растений? (Соломина). Какие листья? (Простые). Жилкование листьев? (Параллельное). Цветки одиночные или собраны в соцветия? (Соцветия). По модели цветка пшеницы расскажите о его строении. Как называется плод злаковых? (Зерновка). По рельефной таблице расскажите о стоении зерновки пшеницы.
Лабораторная работа
Раздаточный материал:
- гербарий с определительными карточками,
- лупы,
- карточки для определения семейств,
- карточки для лабораторной работы.
Карточка для лабораторной работы
“Определение растений”
- Рассмотрите сначала один гербарный экземпляр растений.
- Определите по определенной карточке вид
растения. Для этого:
- запишите номер гербарного листа,
- выписывайте номера тез и антитез, которые вы используете для определения данного растения,
- Запишите название вида определенного вами растения.
- По такому же плану определите виды других данных вам растений.
- С помощью карточки для определения семейств определите и запишите к какому классу и семейству относятся данные растения.
- Запишите, какими общими признаками обладают растения этого семейства.
Для закрепления нового материала необходимо выписать номера растений относящихся к семейству злаковых:
- Горох посевной,
- Пшеница мягкая,
- Фасоль,
- Люпин,
- Рожь,
- Чина,
- Овес,
- Клевер,
- Акация желтая,
- Соя культурная,
- Ячмень,
- Кукуруза.
Урок 2. “Соцветия и их биологическое значение”
Задачи:
- познакомить с наиболее распространенными соцветиями и их биологической ролью;
- показать целесообразность природы, проявляющейся в оптимальном строении различных типов цветков;
- воспитывать бережное отношение к зеленым растениям, показать красоту на примере соцветий.
Оборудование:
- цветки тюльпанов, нарциссов, соцветия вишни, черемухи, яблони, примулы, ивы и других растений;
- гербарий соцветий;
- пакеты с набором соцветий, таблицы;
- диафильм “Понятие о соцветиях”.
Тип урока: комбинированный.
Методические указания: проверка знаний о строении цветка (уплотненный опрос). Нарисовать цветок и подписать его части – у доски один ученик. В это же время проводится устная индивидуальная и фронтальная проверка знаний карточкам; уточняются по понятия о строении тычинок, пестика, семязачатка, особенности строения сростнолепестных и раздельнолепестных, обоеполых и однополых цветков.
Можно предложить учащимся прочитать стихи, пословицы или загадки о цветах.
После краткого обобщения учитель демонстрирует цветок тюльпана, соцветия вишни и др. Возникает вопрос: почему мелкие цветки на стебле собраны в группы, а крупные располагаются, как правило, по одному? Ставится задача урока. В процессе беседы выясняется, какие соцветия школьникам известны. Учитель предлагает сформулировать определение соцветия и проверить его по учебнику, затем найти ответ на вопрос: каково биологическое значение соцветия? (Ответ проверяется по учебнику). Учитель объясняет, как по расположению цветков на цветоносном побеге определяются типы соцветий, и подчеркивает, что разнообразие соцветий – это результат удивительного приспособления растений к различным условиям жизни.
Инструктивная карточка-задание. Определение типов соцветий по гербарным материалам
- Кисть – цветки располагаются поочередно на длинных цветоножках (смородина, черемуха, редька дикая, ландыш, акация).
- Простой колос – на главной оси стебля расположены сидячие или на очень коротких цветоножках цветки (подорожник, каштан).
- Сложный колос – на главной оси сидят не одиночные цветки, а мелкие колоски (рожь, пшеница, ячмень, пырей).
- Початок – очень схожий с простым колосом, но имеет мясистый утолщенный главный стержень (кукуруза, рогоз, аир).
- Зонтик простой – имеет укороченную главную ось. Цветки на длинных цветоножках, выходят из одного места, образуя “зонт” (вишня, примула, ясень, лук).
- Метелка, или сложная кисть – от главной оси отходят мелкие кисти, которые в свою очередь, еще дают разветвление (полынь, овес, мятлик, мужские соцветия кукурузы).
- Корзинка – имеет расширенную, как чаша,
мясистую цветочную ось. На ней расположено
множество мелких цветков. По краям окружена
крупными листьями, которые называют оберткой
(подсолнечник, ромашка, васильки, астры).
Дополнительно учащиеся знакомятся с соцветиями: - Зонтик сложный – отличается от простого тем, что на концах осей находятся не одиночные цветки, а маленькие зонтики (морковь, петрушка, укроп).
- Головка – имеет общее строение с простым зонтиком, но у головки очень укорочена и утолщена цветоносная ось. Цветки сидячие или на коротких цветоносах (клевер).
При подведении итогов учащиеся дают определение соцветия, его биологической роли. Учитель оценивает усвоение материала и умение определять типы соцветий. Еще раз внимание учащихся заостряется на большом многообразии цветков и соцветий.
Отгадайте загадки и определите тип соцветия
1.
Вечно сумрачно под елью
Пахнет сыростью и прелью.
Под ее мохнатой лапой
Светят матовые лампы.
(Ландыш – кисть)
2.
Золотист он и усат,
В ста карманах – сто ребят.
(Пшеница – сл. колос)
3.
Встали в ряд богатыри, верно службу служат.
Голова у них внутри, борода – снаружи.
(Кукуруза – початок).
4.
Сижу на ветке, кругла как шар,
Вкусна, как мед, красна как кровь.
(Вишня – зонтик простой)
5.
Золотое решето черных домиков полно.
Сколько черненьких домков,
Столько беленьких жильцов.
(Подсолнечник – корзина)
Учитель демонстрирует слайды, гербарий, таблицы распространенных соцветий. В это время звучит “Вальс цветов” из балета П.И. Чайковского “Щелкунчик”. Назовите фамилию композитора и название произведения.
Задание на дом: соответствующий § учебника, подобрать иллюстрации различных типов соцветий.