Эстетическое воспитание на уроках биологии

Разделы: Биология


Биологическое образование содержит в себе огромный эстетический потенциал прежде всего потому что учащиеся познают здесь многообразный мир природы. Природа воспета и в многочисленных произведениях искусства: живописи, поэзии, музыке все это является богатейшим подспорьем для меня в приобщении учащихся к красоте на своих уроках.

Незаменимым в этом отношении является живое общение с природой. В своей работе я использую экскурсии (6 кл. “Многообразие растений. Осенние явления в жизни растений. 8 кл. “Приспособленность растений, животных к совместному обитанию в природном сообществе”), походы. Уроки на природе. На пришкольном участке (7 кл. “Капуста ценный овощная культура”, 6 кл. “Виды корней. Типы корневых систем”), практические работы (6 кл. “Уход за комнатными растениями”, 7 кл. “Осенние работы на пришкольном участке”). В трудовой деятельности подчеркиваю красоту процесса труда, его результатов и тех отношений, которые возникают в ходе трудовой коллективной деятельности. В окружающем мире детям раскрываю его красоту в формах…

Перед собой ставлю цель: научить детей не просто видеть и слышать, но и смотреть.

Тема:
“Семенное размножение”.
“Цветок – орган семенного размножения.
Строение цветка”

Задачи:

  • Изучить особенности строения и многообразия цветков.
  • Призывать практические умения и навыки по распознанию и охране.
  • Показать эстетическое значение цветов для человека.
  • Познакомить учащихся с творчеством П. И. Чайковского.

Оборудование:

  • Живые цветы (примула, пеларгония, вишня, ива, ольха и др.).
  • Фиксированные цветки вишни, яблоки, черемухи, кукурузы.
  • Модели цветов.
  • Таблицы, лупы, лабораторное оборудование.

Тип урока: изучение нового материала.

Методические рекомендации: перед изучением нового материала учитель говорит о значении изучаемой темы и задачах урока. В беседе внимание учащихся обращается на наличие у растений подготовительного периода, когда вегетативными органами откладываются в запас питательные вещества, необходимые для цветения и плодоношения. Повторяются знания об однолетних, двулетних и многолетних растениях и выясняется время массового цветения растений для данной местности. Можно прочитать строки из поэмы В.Солоухина:

Вы проходите мимо цветка?
Наклонитесь, поглядите на чудо,
Которое видеть вы раньше нигде не могли.
Он умеет такое, что никто на земле не умеет.
Из одной и той же чёрного цвета земли
Он то красный, то синий, то сиреневый, то золотой!

…Давайте пройдёмся медленно по лугу
И “здравствуй” скажем каждому цветку.
Я должен над цветками наклониться
Не для того, чтобы рвать или срезать.
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
(Самед Вургун)

Затем учащиеся называют основные части цветка и показывают их модели.

Учитель обращает внимание на особенности околоцветника и главных частей цветка.

Лабораторная работа. “Строение цветка”

  1. Рассмотрите цветок вишни под лупой. Найдите цветоножку, цветоложе, околоцветник и главные части цветка.
  2. Расчлените цветок, найдите и посчитайте число чашелистиков, лепестков, тычинок.
  3. Какой околоцветник у данного цветка – простой или двойной? Какая чашечка – раздольнолистная или сростнолистная? Венчик свободнолепестный или сростнолепестный?
  4. Рассмотрите под лупой строение тычинок. Найдите пыльник и тычиночную нить. В пыльнике множество мельчайших пыльцовых зерен.
  5. В центре цветка виден пестик. Рассмотрите его строение под лупой. Разрежте завязь поперек, рассмотрите под лупой, найдите семяпочку. Что формируется из семяпочки? Почему тычинки и пестик являются главными частями цветка?
  6. Зарисуйте части цветка и подпишите их названия.

После изучения цветка вишни учитель предлагает рассмотреть цветки картофеля, примулы или других растений, сравнить их с цветками вишни и выяснить особенности строения околоцветника.

Уточнить понятия “свободнолепестный” и “сростнолепестный”. Формируются понятия об однополых и о бесполых цветках. На примере цветков кукурузы рассматривается строение раздельнополых цветков.

При изучении разнообразия цветков очень важно обратить внимание на их красоту – неисчерпаемый источник вдохновения и радости для человека.

Загадки о цветах

1.

С первых дней в апреле из дубовой прели выглянул цветочек: синенький глазочек, зеленая одежда, луковая ножка. (Пролеска)

2.

Встали в ряд богатыри
Верно службу служат,
Голова у них внутри
Борода – снаружи.
(Кукуруза)

3. П.И. Чайковский. Время года. Апрель. Подснежник. Учащимся предлагается отгадать время года и цветок, которому посвящается музыка.

4.

Нам каждому весенняя природа дорога.
Ручьями распускаются холодные снега.
От снега очищается и хвоя и валежник,
И первым появляется в проталине …
(Подснежник)

5.

В траве густой он выглядит нарядно,
Но с полей, как сорняк, он изгнан беспощадно.
Головка голубая и длинный листок
И кто ж его не знает? – это …
(Василек)

6.

Знакомая с детства каждому их белая рубашка
С середкой ярко-желтой. Что за цветок…
(Ромашка)

7.

Прекрасная красавица! Боится лишь мороза.
В букете всем нам нравится. Какой цветок?
(Роза)

Предусмотреть в домашнем задании изготовление наглядного пособия по цветку. Провести конкурс на лучшее наглядное пособие.

Урок 1. Семейство злаков

Цель: Познакомить учащихся с семейством злаков, с важнейшими зерновыми культурами – пшеницей, рисом, кукурузой и др.

Оборудование: Рельефная таблица “Зерновка пшеницы”, таблица “Семейство злаковых. Пшеница”, модель цветка пшеницы.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

Урок можно начать с демонстрации репродукции картин А.К. Саврасова “Рожь”, Л. Фатеева “Хлеба созрели”.

В полях созрел ячмень
Он радует меня.
Брожу я целый день
По волнам ячменя.
Смеется мне июль,
Кивают мне поля
И облако, как тюль,
И солнце жнет поля.
(Игорь Северянин)

Зреет рожь под жаркой нивой
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы…
(А. Фет)

На колосе пшеницы,
На усиках овса
В лучах зари искрится
Прозрачная роса.
Стоят хлеба густые,
Не сжатые пока.
В них волны золотые
Бегут от ветерка …
(В. Давыдов)

Загадки

Вырос в поле дом,
Полон дом зерном.
Стены позолочены,
Ставни заколочены
Ходит дом ходуном
На стволе золотом.
(Колос)

Не море, не река, а волнуется.
(Кукурузное поле)

Встали в ряд богатыри
Верно службу служат,
Головы у них внутри,
Борода снаружи.
(Кукуруза)

Как вы уже поняли из стихов и загадок, сегодня на уроке мы познакомимся с новым семейством злаков и представителями этого семейства – пшеницей, рожью, ячменем, кукурузой, рисом.

Дома вы повторяли § 11, 22, 41, 48. На основе ваших знаний и материала § 72 ответьте на вопрос:

К какому типу относится корневая система злаковых? (Мочковатая). Какой стебель у растений? (Соломина). Какие листья? (Простые). Жилкование листьев? (Параллельное). Цветки одиночные или собраны в соцветия? (Соцветия). По модели цветка пшеницы расскажите о его строении. Как называется плод злаковых? (Зерновка). По рельефной таблице расскажите о стоении зерновки пшеницы.

Лабораторная работа

Раздаточный материал:

  • гербарий с определительными карточками,
  • лупы,
  • карточки для определения семейств,
  • карточки для лабораторной работы.

Карточка для лабораторной работы

“Определение растений”

  1. Рассмотрите сначала один гербарный экземпляр растений.
  2. Определите по определенной карточке вид растения. Для этого:
    • запишите номер гербарного листа,
    • выписывайте номера тез и антитез, которые вы используете для определения данного растения,
    • Запишите название вида определенного вами растения.
  3. По такому же плану определите виды других данных вам растений.
  4. С помощью карточки для определения семейств определите и запишите к какому классу и семейству относятся данные растения.
  5. Запишите, какими общими признаками обладают растения этого семейства.

Для закрепления нового материала необходимо выписать номера растений относящихся к семейству злаковых:

  1. Горох посевной,
  2. Пшеница мягкая,
  3. Фасоль,
  4. Люпин,
  5. Рожь,
  6. Чина,
  7. Овес,
  8. Клевер,
  9. Акация желтая,
  10. Соя культурная,
  11. Ячмень,
  12. Кукуруза.

Урок 2. “Соцветия и их биологическое значение”

Задачи:

  • познакомить с наиболее распространенными соцветиями и их биологической ролью;
  • показать целесообразность природы, проявляющейся в оптимальном строении различных типов цветков;
  • воспитывать бережное отношение к зеленым растениям, показать красоту на примере соцветий.

Оборудование:

  • цветки тюльпанов, нарциссов, соцветия вишни, черемухи, яблони, примулы, ивы и других растений;
  • гербарий соцветий;
  • пакеты с набором соцветий, таблицы;
  • диафильм “Понятие о соцветиях”.

Тип урока: комбинированный.

Методические указания: проверка знаний о строении цветка (уплотненный опрос). Нарисовать цветок и подписать его части – у доски один ученик. В это же время проводится устная индивидуальная и фронтальная проверка знаний карточкам; уточняются по понятия о строении тычинок, пестика, семязачатка, особенности строения сростнолепестных и раздельнолепестных, обоеполых и однополых цветков.

Можно предложить учащимся прочитать стихи, пословицы или загадки о цветах.

После краткого обобщения учитель демонстрирует цветок тюльпана, соцветия вишни и др. Возникает вопрос: почему мелкие цветки на стебле собраны в группы, а крупные располагаются, как правило, по одному? Ставится задача урока. В процессе беседы выясняется, какие соцветия школьникам известны. Учитель предлагает сформулировать определение соцветия и проверить его по учебнику, затем найти ответ на вопрос: каково биологическое значение соцветия? (Ответ проверяется по учебнику). Учитель объясняет, как по расположению цветков на цветоносном побеге определяются типы соцветий, и подчеркивает, что разнообразие соцветий – это результат удивительного приспособления растений к различным условиям жизни.

Инструктивная карточка-задание. Определение типов соцветий по гербарным материалам

  1. Кисть – цветки располагаются поочередно на длинных цветоножках (смородина, черемуха, редька дикая, ландыш, акация).
  2. Простой колос – на главной оси стебля расположены сидячие или на очень коротких цветоножках цветки (подорожник, каштан).
  3. Сложный колос – на главной оси сидят не одиночные цветки, а мелкие колоски (рожь, пшеница, ячмень, пырей).
  4. Початок – очень схожий с простым колосом, но имеет мясистый утолщенный главный стержень (кукуруза, рогоз, аир).
  5. Зонтик простой – имеет укороченную главную ось. Цветки на длинных цветоножках, выходят из одного места, образуя “зонт” (вишня, примула, ясень, лук).
  6. Метелка, или сложная кисть – от главной оси отходят мелкие кисти, которые в свою очередь, еще дают разветвление (полынь, овес, мятлик, мужские соцветия кукурузы).
  7. Корзинка – имеет расширенную, как чаша, мясистую цветочную ось. На ней расположено множество мелких цветков. По краям окружена крупными листьями, которые называют оберткой (подсолнечник, ромашка, васильки, астры).
    Дополнительно учащиеся знакомятся с соцветиями:
  8. Зонтик сложный – отличается от простого тем, что на концах осей находятся не одиночные цветки, а маленькие зонтики (морковь, петрушка, укроп).
  9. Головка – имеет общее строение с простым зонтиком, но у головки очень укорочена и утолщена цветоносная ось. Цветки сидячие или на коротких цветоносах (клевер).

При подведении итогов учащиеся дают определение соцветия, его биологической роли. Учитель оценивает усвоение материала и умение определять типы соцветий. Еще раз внимание учащихся заостряется на большом многообразии цветков и соцветий.

Отгадайте загадки и определите тип соцветия

1.

Вечно сумрачно под елью
Пахнет сыростью и прелью.
Под ее мохнатой лапой
Светят матовые лампы.
(Ландыш – кисть)

2.

Золотист он и усат,
В ста карманах – сто ребят.
(Пшеница – сл. колос)

3.

Встали в ряд богатыри, верно службу служат.
Голова у них внутри, борода – снаружи.
(Кукуруза – початок).

4.

Сижу на ветке, кругла как шар,
Вкусна, как мед, красна как кровь.
(Вишня – зонтик простой)

5.

Золотое решето черных домиков полно.
Сколько черненьких домков,
Столько беленьких жильцов.
(Подсолнечник – корзина)

Учитель демонстрирует слайды, гербарий, таблицы распространенных соцветий. В это время звучит “Вальс цветов” из балета П.И. Чайковского “Щелкунчик”. Назовите фамилию композитора и название произведения.

Задание на дом: соответствующий § учебника, подобрать иллюстрации различных типов соцветий.